Раскройте сущность понятия «процесс обучения» и функции процесса обучения.

В современной педагогике обучение характеризуется как вид познавательной деятельности человека. Ученик в школе на каж­дом уроке в любом классе изучает общественно-исторический опыт человечества, познает окружающий мир. У него формиру­ются умения и навыки, связанные с учебной деятельностью. Его мозг отражает изучаемые объекты действительности.

Таким образом, сущность процесса обучения состоит в сти­мулировании и организации активной учебно-познавательной дея­тельности учащихся по овладению ими знаниями, развитию спо­собностей, выработке взглядов, а процесс обучения можно оп­ределить как организованное взаимодействие учителя и учеников для достижения образовательных целей.

Процесс обучения является разновидностью человеческой деятельности, которая носит двусторонний характер: обучение (сотрудничество) = преподавание (деятельность педагога) + уче­ние (деятельность учеников). Этот процесс обязательно предпо­лагает взаимодействие преподавателя и обучаемых (одного или группы) учащихся, протекающее в определенных условиях (мате­риальных, организационно-педагогических, психологических, эстетических и др.).

Обучение - специально организованная познавательная деятельность. Структура обучения существенно отличается от игровой, художественно-изобразительной, трудовой и других видов деятельности. Специально организованная познавательная деятельность - учебная деятельность - имеет свои цели, задачи, содержание, принципы, методы и формы организации. Поскольку развитие ученика происходит только в процессе его собственной деятельности, то основой обучения следует считать не преподавание, а учение.

Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании ребенка реальной действитель­ности, обучение есть не что иное, как специфический процесс но­тация, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками зна­ний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Обучение всегда носит конкретно-исторический характер. Каждой исторической эпохе свойствен свой характер обучения (цели, содержание, методика).

Процесс обучения характеризуется такими параметрами, как целостность (единство преподавания и учения, взаимосвязь трех функций), системность (обучение является по своей сути систе­мой, которая содержит множество компонентов: цель, учебную информацию, формы деятельности, способы осуществления педа­гогического руководства), комплексность (согласование процес­сов обучения, воспитания и развития, оптимальное соотношение знаний, умений и навыков).

Обучение как специально организованная деятельность уско­ряет темпы индивидуального развития, которые складываются па основе биологических, психологических, социальных и других закономерностей. Ребенок в процессе обучения познает окру­жающую действительность больше, глубже, разнообразнее, чем за то же время вне процесса обучения.

Рассмотрев существенные признаки обучения, процесс обуче­ния можно охарактеризовать как целенаправленный процесс ак­тивного взаимодействия между педагогом и обучающимися, в ре­зультате которого у учащихся формируются знания, умения, на­выки, способы мышления и деятельности на основе их собствен­ной активности.

В педагогической литературе выделяют следующие задачиобучения:

· стимулирование учебно-познавательной активности учащихся;

· организация их познавательной деятельности по овладению на­учными знаниями, умениями, навыками;

· развитие мышления, творческих способностей и дарований;

· выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетичес­кой культуры;

· совершенствование учебных умений и навыков;

· формирование умения самостоятельно углублять свои знания (самообразование); учить учиться и др.

Традиционно выделяют следующие функциипроцесса обу­чения:

· образовательную - вооружение учащихся системой научных знаний, формирование системы специальных и общеучебных умений и навыков в целях их использования на практике. Науч­ные знания включают в себя факты, понятия, законы, законо­мерности, теории, обобщенную картину мира. Знания должны особым образом упорядочиваться, чтобы новое знание вытекало из ранее усвоенного и пролагало бы путь к освоению после­дующего;

· развивающую - специальная направленность обучения на раз­витие общих и специальных способностей личности, а также психических процессов. Развивающий характер обучения объ­ективно вытекает из самой природы этого социального процес­са. Осуществление развивающей функции традиционно сводит­ся к развитию речи и мышления учащихся, однако и речь, и свя­занное с нею мышление эффективнее развиваются при соответ­ствующем развитии сенсорной, эмоционально-волевой, двига­тельной и мотивационно-потребностной сфер личности. Таким образом, развивающий характер обучения предполагает ориен­тацию на развитие личности как целостной психической систе­мы. Специальная направленность обучения на развитие лично­сти ученика получила закрепление в понятии развивающего обу­чения;

· воспитательную - обучение должно быть направлено на фор­мирование нравственных качеств и системы ценностно-эмоцио­нальных отношений личности к миру. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и дру­гих понятий, норм и требований. В современных условиях реа­лизация воспитательной функции предполагает формирование научного мировоззрения, материалистического понимания за­конов природы, общества и мышления; формирование отноше­ний воспитанников к науке (учению), природе, искусству, тру­ду, обществу, коллективу, самому себе и другим, в конечном итоге выражающихся во взглядах, идеалах, убеждениях; воспи­тание моральных качеств личности, волевых черт характера и соответствующих социально приемлемых форм поведения.

Выделение данных функций процесса обучения проведено ус­ловно, поскольку грани между процессами образования, воспита­ния и развития личности относительны, и некоторые их аспекты являются общими. Так, воспитание дисциплинированности, об­щественной активности создает условия для эффективности обу­чения. А обучение, в свою очередь, способствует воспитанию этих качеств. Условное выделение этих функций необходимо в практической деятельности педагога при целеполагании процесса обучения и диагностике его результатов. Полноценное интеллек­тульное, социальное и нравственное развитие личности - результат реализуемых в единстве этих трех функций.

Наши рекомендации