Раскройте сущность понятия «процесс обучения» и функции процесса обучения.
В современной педагогике обучение характеризуется как вид познавательной деятельности человека. Ученик в школе на каждом уроке в любом классе изучает общественно-исторический опыт человечества, познает окружающий мир. У него формируются умения и навыки, связанные с учебной деятельностью. Его мозг отражает изучаемые объекты действительности.
Таким образом, сущность процесса обучения состоит в стимулировании и организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ими знаниями, развитию способностей, выработке взглядов, а процесс обучения можно определить как организованное взаимодействие учителя и учеников для достижения образовательных целей.
Процесс обучения является разновидностью человеческой деятельности, которая носит двусторонний характер: обучение (сотрудничество) = преподавание (деятельность педагога) + учение (деятельность учеников). Этот процесс обязательно предполагает взаимодействие преподавателя и обучаемых (одного или группы) учащихся, протекающее в определенных условиях (материальных, организационно-педагогических, психологических, эстетических и др.).
Обучение - специально организованная познавательная деятельность. Структура обучения существенно отличается от игровой, художественно-изобразительной, трудовой и других видов деятельности. Специально организованная познавательная деятельность - учебная деятельность - имеет свои цели, задачи, содержание, принципы, методы и формы организации. Поскольку развитие ученика происходит только в процессе его собственной деятельности, то основой обучения следует считать не преподавание, а учение.
Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс нотация, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.
Обучение всегда носит конкретно-исторический характер. Каждой исторической эпохе свойствен свой характер обучения (цели, содержание, методика).
Процесс обучения характеризуется такими параметрами, как целостность (единство преподавания и учения, взаимосвязь трех функций), системность (обучение является по своей сути системой, которая содержит множество компонентов: цель, учебную информацию, формы деятельности, способы осуществления педагогического руководства), комплексность (согласование процессов обучения, воспитания и развития, оптимальное соотношение знаний, умений и навыков).
Обучение как специально организованная деятельность ускоряет темпы индивидуального развития, которые складываются па основе биологических, психологических, социальных и других закономерностей. Ребенок в процессе обучения познает окружающую действительность больше, глубже, разнообразнее, чем за то же время вне процесса обучения.
Рассмотрев существенные признаки обучения, процесс обучения можно охарактеризовать как целенаправленный процесс активного взаимодействия между педагогом и обучающимися, в результате которого у учащихся формируются знания, умения, навыки, способы мышления и деятельности на основе их собственной активности.
В педагогической литературе выделяют следующие задачиобучения:
· стимулирование учебно-познавательной активности учащихся;
· организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями, навыками;
· развитие мышления, творческих способностей и дарований;
· выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;
· совершенствование учебных умений и навыков;
· формирование умения самостоятельно углублять свои знания (самообразование); учить учиться и др.
Традиционно выделяют следующие функциипроцесса обучения:
· образовательную - вооружение учащихся системой научных знаний, формирование системы специальных и общеучебных умений и навыков в целях их использования на практике. Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. Знания должны особым образом упорядочиваться, чтобы новое знание вытекало из ранее усвоенного и пролагало бы путь к освоению последующего;
· развивающую - специальная направленность обучения на развитие общих и специальных способностей личности, а также психических процессов. Развивающий характер обучения объективно вытекает из самой природы этого социального процесса. Осуществление развивающей функции традиционно сводится к развитию речи и мышления учащихся, однако и речь, и связанное с нею мышление эффективнее развиваются при соответствующем развитии сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной и мотивационно-потребностной сфер личности. Таким образом, развивающий характер обучения предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы. Специальная направленность обучения на развитие личности ученика получила закрепление в понятии развивающего обучения;
· воспитательную - обучение должно быть направлено на формирование нравственных качеств и системы ценностно-эмоциональных отношений личности к миру. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований. В современных условиях реализация воспитательной функции предполагает формирование научного мировоззрения, материалистического понимания законов природы, общества и мышления; формирование отношений воспитанников к науке (учению), природе, искусству, труду, обществу, коллективу, самому себе и другим, в конечном итоге выражающихся во взглядах, идеалах, убеждениях; воспитание моральных качеств личности, волевых черт характера и соответствующих социально приемлемых форм поведения.
Выделение данных функций процесса обучения проведено условно, поскольку грани между процессами образования, воспитания и развития личности относительны, и некоторые их аспекты являются общими. Так, воспитание дисциплинированности, общественной активности создает условия для эффективности обучения. А обучение, в свою очередь, способствует воспитанию этих качеств. Условное выделение этих функций необходимо в практической деятельности педагога при целеполагании процесса обучения и диагностике его результатов. Полноценное интеллектульное, социальное и нравственное развитие личности - результат реализуемых в единстве этих трех функций.