Раскройте сущность понятия «коллектив». Охарактеризуйте этапы и пути формирования коллектива.
Развитие и формирование личности успешно можно осуществлять только в системе коллективного воспитания. Существенный вклад в исследование проблемы воспитания в коллективе внесли А. В. Луначарский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий и другие.
Коллектив (от лат. collectives - собирательный) - социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации, совместной деятельности и общения (Российская педагогическая энциклопедия).
Группу людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, и в силу этого достигающую более высокого уровня, чем простая группа, принято называть коллективом.
Основные характерные признаки коллектива: общая социально значимая цель; общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности; отношения ответственной зависимости (моральное единение); общий выборный руководящий орган; широкая система коллективных связей; разумное сочетание личных и общественных интересов; психологический климат (взаимопонимание, чувство локтя, взаимопомощь, доброжелательность и др.). Не менее значимы такие признаки коллектива, как мажорный стиль и тон жизни коллектива, сознательная дисциплина, закрепленная в полезных привычках и традициях, гигиенически и педагогически продуманный распорядок жизни детей, развитая критика и самокритика и др.
Кроме того, коллектив отличает ряд особенностей: сплоченность, сознательность, организованность, взаимоответственность, самостоятельность, доброжелательность, здоровая критика и самокритика, бескорыстие, соревнование, разумное сочетание личных и общественных интересов и др.
Выделяют следующие функции коллектива: организационную — детский коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью; воспитательную - детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений; стимулирующую - коллектив способствует формированию нравственно-ценных стимулов для общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения. А также можно выделить нравственно-формирующую и личностно-развивающую функции коллектива.
Формирование общешкольного коллектива - сложный и, как правило, длительный процесс. В своем развитии коллектив проходит несколько стадий (от трех до пяти), в которых по-разному проявляются сущность и способы педагогического воздействия на личность.
Этапы развития коллектива, где требование выступает основным параметром, определяющим его становление, впервые были обоснованы А. С. Макаренко. В развитии воспитательного коллектива он считал закономерным переход от категорического требования педагога до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива. В связи с этим он выделил следующие стадии развития коллектива.
/ стадия - сплочение коллектива. В группе отсутствует организованность, общность интересов, учителю не на кого опереться. Характерным является возникновение противоречий между интересами коллектива и отдельной личности. Приоритет в постановке целей, выборе форм коллективной деятельности и оценке результатов отдается педагогу как организатору и руководителю. Единоличное требование педагога необходимо на первых порах в каждом коллективе. Большинство воспитанников, особенно младших возрастных групп, практически сразу и безоговорочно принимают требования педагога.
В заключение данной стадии выделяется актив, общая цель, общая деятельность и общая организация; в детях развиваются ответственность, чувство солидарности, дисциплинированности; приходит в движение система коллективных нравственных отношений.
Задачи учителя: познакомить детей между собой, изучить их; научить правильному поведению; выявить более активных детей, склонных помогать учителю.
// стадия - дальнейшее развитие требований. Формируется актив класса, способствующий сплочению группы; стабилизируется структура коллектива; оформляются нормы поведения, круг требований. Основным проводником требований к личности выступает актив, а педагог использует педагогическое требование в целях индивидуального развития каждого ученика. Разрешаются различные противоречия: между коллективом и отдельными учениками или отдельными группировками. В процессе формирования актива и лидеров управление частично отдается наиболее инициативным членам группы (метод параллельного действия).
Задачи учителя: укрепление здоровых взаимоотношений и повышение авторитета актива класса.
/// стадия - расцвет коллектива. Достаточно высокий уровень организованности, дисциплины, совместной духовной жизни и деятельности учащихся. Сам коллектив выдвигает требования к каждому. Самоуправление становится главным звеном управления всей работой. При этом усиливается значимость общественного мнения в целях воспитания каждого его члена и ослабляется роль педагога: он выступает на этой стадии в роли консультанта, старшего друга и помощника.
Задачи учителя: формирование общественного мнения; поддержание традиций; требование активности.
IV и последующие стадии - каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту предъявляет к себе определенные требования, процесс воспитания переходит в самовоспитание. Педагог выступает в роли наставника и коллеги по общему делу.
Пути формирования коллектива следующие.
Разносторонняя совместная деятельность учащихся: учебная и разнообразная внеклассная работа, трудовая, общественная и культурно-массовая деятельность учащихся.
Умелое предъявление требований. С первых дней необходимо четко определить нормы и правила поведения; регулярно приучать детей к соблюдению норм и правил поведения; соблюдать меру в предъявлении требований; учитывать эмоциональный фон.
Работа с активом. При подборе учащихся в актив класса необходимо с помощью методов психолого-педагогических исследований хорошо изучить детей. Должно происходить расширение актива через поручения и организацию разных видов деятельности. В состав актива входят староста, его заместитель, уч-ком и ответственные.
Организация перспектив. А. С. Макаренко сформулировал закон движения коллектива: коллектив только тогда развивается, укрепляется и оказывает действенное формирующее влияние на учащихся, когда он постоянно движется вперед, добивается все новых и новых успехов. Практическую цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников, он называл перспективой. Перспективы могут быть близкими, средними и дальними. Близкие перспективы не требуют от коллектива значительных усилий и времени для достижения, так называемая «завтрашняя радость». Средняя перспектива требует больших усилий и времени, события несколько отодвинуты во времени. Дальние перспективы -сложные цели, достижение которых требует от всего коллектива много сил и времени. Непрерывная смена перспектив, постановка новых, все более трудных задач - обязательное условие прогрессивного движения коллектива.
Формирование общественного мнения. Под общественным мнением понимают ту преобладающую оценку, которая дается в среде учащихся разным явлениям коллективной жизни. Благодаря общественному мнению, в коллективе реализуется принцип А. С. Макаренко «параллельного воздействия»: коллектив выступает как субъект воспитания, В основе принципа параллельного воздействия - требование воздействовать на учащихся через первичный коллектив. На школьников оказывают воздействие, по крайней мере, три силы - непосредственно воспитатель, опосредованно актив и весь коллектив. Принцип применим уже на II стадии развития коллектива.
Становление и развитие традиций. Ничто так не укрепляет коллектив, как традиции (А. С. Макаренко). Традиции - это устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально олицетворяют нормы, обычаи, желания учащихся. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь. Традиции бывают большие и малые. Большие - это яркие массовые события, малые — скромнее по масштабам.
Приобщение учащихся к общешкольным делам. Кроме внут-риклассных и внеклассных мероприятий, учащиеся должны принимать активное участие в делах, организуемых для всего школьного коллектива: тематические недели, общешкольные праздники, смотры, конкурсы, общественно полезный труд и др. Учащиеся начальных классов должны почувствовать, что они - частичка одного большого коллектива. У них воспитывается гордость и ответственность за общее дело.
Связь младших и старших школьников. Связь младших и старших школьников осуществляется главным образом через шефскую работу, а также через участие в общешкольных мероприятиях. Для укрепления этой связи целесообразно один раз в году проводить день самоуправления.
Детский коллектив - важнейший фактор целенаправленной социализации, воспитания личности. Любое сообщество людей проходит определенные этапы своего развития. Высший уровень развития группы - коллектив. Коллектив является школой жизни для человека, развития его способностей, раскрытия его лучших черт.