IV Методическое обеспечение программы
Форма проведения занятий
определяется возрастными особенностями детей и подростков, а также содержанием разделов и тем изучаемого материала:
- беседа с объяснением материала и показом позиций на доске;
- игра;
- тренировочные игры;
- турниры.
Методы проведения занятий
- словесный: рассказ, беседа, объяснение;
- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;
- практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками.
Методы организации учебно-воспитательного процесса
- создание детских объединений внутри коллектива - групп консультирования, т.е. шефство старших учащихся, имеющих более высокий разряд над младшими;
- привлечение к работе, связанной с проведением соревнований внутри школ, соревнований с выездом в другие школы.
План изучения отдельных тем:
а) объяснение педагогом задачи данной темы;
б) объяснение материала;
в) проведение собеседования с целью проверки усвоения материала;
г) проведение практических занятий на данную тему.
Учебный материал данной программы рассчитан на проведение занятий в группах на два года. Занятия проводятся ежегодно в течение девяти месяцев.
Занятия с учащимися после двух лет проводятся по индивидуальным программам.
В первый год обучения перед учащимися ставится задача овладеть теоретическими знаниями, освоить практику игры.
Во второй год обучения перед учащимися ставится задача расширить теоретические знания и освоить игровую практику.
Учебно-тренировочный процесс в каждом году состоит из двух периодов: основного и переходного.
Основной период длится восемь месяцев (сентябрь - апрель).
В основном периоде первого года обучения учащиеся на первом этапе получают начальные сведения, подготавливающие их к восприятию теоретического материала. Следующий этап основного периода предназначается для теоретических и практических занятий. Третий этап основного периода призван обобщить соревновательную практику учащихся и проверить, на - сколько знания, полученные на теоретических занятиях, правильно применяются на практике. Последний этап отводится для продолжения теоретических и практических занятий по программе с учетом степени восприятия учащимися предыдущего материала.
Основной период второго года обучения ставит более высокие задачи.
Переходный период длится 1 месяц (май). Главной задачей этого периода является обобщение знаний, полученных на теоретических и практических занятиях и проверенных в календарных соревнованиях, повышение достигнутого уровня тренированности, закрепление всех полученных знаний и их совершенствование.
При этом большое внимание уделяется развитию физических способностей учащихся. Для этого в программе предусмотрены занятия по общефизической подготовке. Занятия проводятся в спортзале, где учащиеся делают зарядку, бегают, прыгают, играют в настольный теннис, занимаются на тренажерах.
Перечень дидактических материалов
- набор концовок и этюдов для решения позиций;
- диски с компьютерными программами.
Условия для реализации программы
1. Оборудование, материалы.
Для занятий необходимы: учебный класс со столами и стульями. Класс должен отвечать требованиям санитарных норм и правил для полного состава группы (10 человек):
- комплекты шашек и досок (5-6 комплектов);
- тетради, ручки;
- спортзал для занятий ОФП;
- тренажеры;
- спортивные снаряды;
- стол для настольного тенниса с комплектом принадлежностей.
2. Кадры.
Для реализации данной программы желательно педагогу иметь высшее образование, опыт работы по данному направлению с учащимися, не ниже 2 квалификационной категории.
Список использованной литературы
1. В.Б. Городецкий. Книга о шашках, М.: «Детская литература», 1984.
2. А.И. Куличихин. История развития русских шашек, «ФИС», 1982.
3. А. Сидлин. Как оценивать позицию в шашках, «ФИС», 1966.
4. Л.М. Рамм. Курс шашечных начал, 1953.
5. В.С. Литвинович, Н.Н.Негра. Курс шашечных дебютов, Минск, «Полымя», 1985.
6. Г.И. Хацкевич. 25 уроков шашечной игры, Минск: «Полымя», 1979.
7. В.Б. Городецкий. Учись играть в шашки, М.: «Детская литература», 1956.
8. Ю. Барский, Б. Герцензон. Приключения на шашечной доске, «Лениздат», 1969.
9. П.А. Слезкин. Основы шашечной игры, ОГИЗ - Физкультура и туризм, 1936.
10. Шашечный кодекс, М.: «Советский спорт», 1986.
11. И.И. Куперман, В.М.Каплан. Начала и середина игры в шашки, «ФИС», 1957.
12. Н.В. Крогиус. Психология шахматного творчества, «ФИС», 1981.