Тема « Методологические основы педагогических исследований как фактор развития педагогической науки»
Практическое занятие 1
Тема « Методологические основы педагогических исследований как фактор развития педагогической науки»
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
I. Педагогика как наука в системе современного человекознания.
1. Предмет педагогики, ее основные категории
2. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками. Объекты и типы связи различных наук. Функции педагогической науки
II. Методологические проблемы педагогики.
1. Понятие «методология» педагогической науки
2. Методологическое обеспечение преобразований в педагогике. Классификация педагогических исследований.
3. Взаимосвязь теоретического и эмпирического уровней научного познания в педагогике. Соотношение теории и практики образования.
4. Функции методологии в науке и практике образования. Функции образовательных инноваций
5. Методологические принципы и подходы к проведению педагогического исследования
- системный подход;
- аксиологический подход
- личностный подход
- деятельностный подход
- полисубъектный
- культурологический подход
- этнопедагогический подход
- антропологический подход
7. Теоретические основы и проблематика современных психолого-педагогических исследовний.
ЗАДАНИЕ
Составить конспект следующих статей:
1. Бим-Бад Б.М. Проблемы педагогики как науки
2. Блонский П.П. Педагогика как наука и как искусство
Статьи находятся в учебном пособии Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. – М.: Изд-во УРАО, 1997.
Литература для подготовки к практическому занятию:
1. Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Соловцова И.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. стр. 35-43, 47-53, 62-64., 68-73
2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Академия, 2001. стр.13-32, 39-49
3. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.: Прометей, 1992 стр. 84-97
4. Педагогика и психология высшей школы. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. стр. 22-38
5. Педагогика/ Под. ред П.И. Пидкасистого. М., 2001 стр. 6-31, 32-36, 55-61
6.Педагогика/ Под. ред С.А. Смирнова. М., 1999 стр. 15-18, 29-32
7. Подласый И.П. Педагогика. – М.:Гуманит.изд.центр. ВЛАДОС, 2000. КН.1: Общие основы. Процесс обучения. стр. 10-13, 32-41, 44-48
8. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.И. Педагогика.- М.: «Владос», 2002 – Часть 1. стр. 9-13, 28-33, 43-52 64-83
9. Скалкова Я. и коллектив. Методология и методы педагогического исследования. – М.: Педагогика, 1989. стр. 5-9, 180-195, 201-219
Практическое занятие 2
Тема « Методы педагогического исследования»
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
I. Понятие метод. Подходы к классификации методов педагогического исследования.
II. Характеристика методов педагогического исследования.
1. Характеристика эмпирических методов
2. Характеристика теоретических методов
3. Характеристика сравнительно-исторических методов
4. Математические методы статистики в педагогическом исследовании
- Основные понятия математической статистика (средняя арифметическая, медиана, дисперсия, связи переменных (корреляция))
5. Социометрический метод в педагогическом исследовании
ЗАДАНИЕ
1. Разработать вопросы исследовательской беседы. Четко поставить цель беседы и прописать все вопросы. (Тема исследования, объект для беседы выбирается самостоятельно.) Например, тема: «Влияние средств массовой информации на уровень тревожности ребенка дошкольного возраста». Цель беседы с родителями: определить время проводимое ребенком перед телевизором, предпочитаемы передачи и преобладающее эмоциональное состояние (проявление состояние страха или тревоги после просмотра).
Литература для подготовки к практическому занятию:
2. Разработать анкету. Выделить в ней все структурные элементы. Четко поставить цель анкеты и прописать все вопросы. (Тема исследования, объект для анкеты выбирается самостоятельно.)
1. Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Соловцова И.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. стр. 143-221, 232-243.
2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Академия, 2001. стр.89-154
3. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.: Прометей, 1992 стр. 97-101
4. Педагогика/ Под. ред П.И. Пидкасистого. М., 2001 стр. 44-55
5. Педагогика/ Под. ред С.А. Смирнова. М., 1999 стр. 18-24
6. Подласый И.П. Педагогика. – М.:Гуманит.изд.центр. ВЛАДОС, 2000. КН.1: Общие основы. Процесс обучения. стр. 49-69
7. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.И. Педагогика.- М.: «Владос», 2002 – Часть 1. стр. 55-60
8. Скалкова Я. и коллектив. Методология и методы педагогического исследования. – М.: Педагогика, 1989. стр. 55-167
Практическое занятие 3
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
I. Структура и логика педагогического исследования.
1. Основные компоненты и этапы педагогического исследования
2. Научная проблема
3. Педагогический факт как категория педагогического познания
4. Категориальный аппарат как основа научного знания. Система научных понятий и образовательная концепция
5. Функция гипотезы в развитии научного познания в педагогике
ЗАДАНИЕ
Практическое занятие 4
ЗАДАНИЕ
1. Составить и оформить библиографический список по одному из разделов общей педагогики, включающий в себя: Авторское издание; Издание под редакцией; Книги, написанные большим авторским коллективом; Документ; Диссертацию; Учебники и учебные пособия; Статьи в сборниках; Статьи в периодических изданиях.
2. Проанализируйте методический материал «Языково-стилистическое оформление научной работы»(Составитель Вершинина Н.А.) и составьте научный текс с использованием предложенного материала по каждому разделу
ЯЗЫКОВО-СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ
Составительк.п.н., доцент каф.
педагогики и психологии
СФ ПГУ Н.А. Вершинина
РАЗДЕЛ 8. РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ
Речевая функция | Лексические средства |
Причина и следствие. Условие и следствие | - (и) поэтому, потому, так как - поскольку - отсюда (откуда) следует - вследствие - в результате - в силу ( в виду) этого - в зависимости - в связи с этим, согласно этому - в таком (в этом) случае - в этих (при таких) условиях - (а) если (же)..., то... - что свидетельствует ( указывает, соответствует, говорит, дает возможность, способствует, позволяет, имеет значение и т.д.) |
Временная соотнесенность и порядок изложения | - сначала, прежде всего, в первую очередь - первым (последующим, предшествующим) шагом - одновременно, в то же время, здесь же - наряду с этим - предварительно, ранее, выше - еще раз, вновь, снова - затем, далее, потом, ниже - в дальнейшем, в последующем, впоследствии - во-первых, во-вторых, и т.д. - в настоящее время, до настоящего времени - в последующие годы, за последние годы - наконец, в заключение |
Дополнение или уточнение | - также и, причем, при этом, вместе с тем - кроме (сверх, более) того - главным образом, особенно |
Сопоставление и противопоставление | - однако, но, а, же - как..., так и ..., так же, как и.... - не только, но и... - по сравнению, если..., то... - в отличие, в противоположенность, наоборот - аналогично, также, таким же образом - с одной стороны, с другой стороны - в то время как, между тем, вместе с тем, тем не менее |
Ссылка на предыдущее или последующее | - тем белее, что - в том числе, в случае, то есть, а именно - как было сказано (показано, упомянуто, отмечено, установлено, получено, найдено, обнаружено) - как говорилось (указывалось, отмечалось, подчеркивалось) выше - согласно (сообразно, соответственно) этому - в соответствии ( в связи) с этим - в связи с вышеизложенным - данный, названный, рассматриваемый... - такой, такой же, подобный, аналогичный, сходный, подобного рода, подобного типа - следующий, последующий, некоторый - многие из них, один из них, некоторые из них - большая часть, большинство |
Обобщение, вывод | - таким образом, итак, следовательно - в результате, в итоге, в конечном счете - отсюда (из этого) следует (вытекает, понятно, ясно) - это позволяет сделать вывод - это сводится к следующему - это свидетельствует - наконец, в заключение |
Иллюстрация сказанного | - например, так, в качестве примера - примером может служить такой как (например) - в случае, для случая - о чем можно судить, это очевидно |
Введение новой информации | - Рассмотрим следующие случаи... - Остановимся подробно на них Приведем несколько примеров - основные преимущества этого метода... - некоторые дополнительные замечания... - несколько слов о перспективах исследования |
Литература для подготовки к семинарскому занятию:
1. Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Соловцова И.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. стр. 80-98, 268-287
2.Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. Ростов-н/Д: Феникс,2001.
3. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Академия, 2001. стр. 163-197
4. Скалкова Я. и коллектив. Методология и методы педагогического исследования. – М.: Педагогика, 1989. стр. 31-36.
СПИСОК ВОПРОСОВ ВЫНОСИМЫХ НА ЭКЗАМЕН
№ | вопрос | источник |
1. | Педагогика как наука в системе современного человекознания | |
2. | Современная стратегия обновления и развития образования | |
3. | Теоретические основы и проблематика современных психолого-педагогических исследований. Классификация педагогических исследований (фундаментальные, прикладные, разработки) | |
4. | Характеристика методологического знания и педагогического сознания, методы научного познания. | |
5. | Функции педагогической науки. Роль методологии в определении перспектив развития педагогической науки | |
6. | Условия и источники развития исследовательской деятельности. | |
7. | Методологические принципы психолого-педагогического исследования | |
8. | Характеристика основных подходов в изучении педагогических явлений (личностный, деятельностный, полисубъектный, культурологический, этнопедагогический, антропологический) | |
9. | Аксиологический подход в изучении педагогических явлений. Характеристика педагогических ценностей | |
10. | Структура и логика научно-педагогического исследования педагогического исследования. | |
11. | Критерии успешности исследовательской деятельности | |
12. | Этапы практического преобразования в психолого-педагогическом исследовании | |
13. | Классификация методов психолого-педагогического исследования (Скалкова Я, Подласый И.П., Смирнов С.А., Смирнов В.И.) | |
14. | Методы опроса. Их сущность, требования к разработке методики и проведению опроса. Сбор и анализ результатов | |
15. | Тестирование как метод получения информации в психолого-педагогическом исследовании | |
16. | Анализ психолого-педагогической литературы и обобщение передового педагогического опыта как методы психолого-педагогического исследования | |
17. | Метод беседы. Виды, требования к разработке методики и проведению исследовательской беседы. Сбор и анализ результатов. | |
18. | Метод эксперимента. Виды, требования к разработке методики и проведению эксперимента. Характеристика комплексного педагогического эксперимента. | |
19. | Характеристика метода изучения продуктов деятельности и обобщения передового педагогического опыта. | |
20. | Наблюдение как метод психолого-педагогического исследования | |
21. | Сущность и специфика теоретических методов познания | |
22. | Характеристика сравнительно-исторических методов психолого-педагогического исследования | |
23. | Характеристика основных методов математической статистики | |
24. | Характеристика социометрического метода психолого-педагогического исследования | |
25. | Языково-стилистическое оформление психолого-педагогического исследования | |
26. | Оформление результатов психолого-педагогического исследования. | |
27. | Методологические ошибки в педагогических исследованиях. Характеристика требований к постановке вопросов в исследовательской деятельности. | |
28. | Системный подход в психолого-педагогическом исследовании. | |
29. | Педагогическая деятельность и педагогический процесс как предмет педагогической науки | |
30. | Методологическое обеспечение преобразований в педагогике. |
Литература
1. Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Соловцова И.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. -320 с.
2. Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. Ростов-н/Д: Феникс,2001.
3. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Академия, 2001.
4. Краевский В.В. Методы и методология педагогического исследования. – М., 1990
5. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.: Прометей, 1992
6. Педагогика и психология высшей школы. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.
7. Педагогика/ Под. ред С.А. Смирнова. М., 1999
8. Педагогика/ Под. ред П.И. Пидкасистого. М., 2001
9. Подласый И.П. Педагогика. – М.:Гуманит.изд.центр. ВЛАДОС, 2000.
10. Скалкова Я. и коллектив. Методология и методы педагогического исследования. – М.: Педагогика, 1989.
11. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.И. Педагогика.- М.: «Школа-Пресс», 1998.
12. Смирнов В.И. Общая педагогика. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
Практическое занятие 1
Тема « Методологические основы педагогических исследований как фактор развития педагогической науки»
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
I. Педагогика как наука в системе современного человекознания.
1. Предмет педагогики, ее основные категории
2. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками. Объекты и типы связи различных наук. Функции педагогической науки
II. Методологические проблемы педагогики.
1. Понятие «методология» педагогической науки
2. Методологическое обеспечение преобразований в педагогике. Классификация педагогических исследований.
3. Взаимосвязь теоретического и эмпирического уровней научного познания в педагогике. Соотношение теории и практики образования.
4. Функции методологии в науке и практике образования. Функции образовательных инноваций
5. Методологические принципы и подходы к проведению педагогического исследования
- системный подход;
- аксиологический подход
- личностный подход
- деятельностный подход
- полисубъектный
- культурологический подход
- этнопедагогический подход
- антропологический подход
7. Теоретические основы и проблематика современных психолого-педагогических исследовний.
ЗАДАНИЕ
Составить конспект следующих статей:
1. Бим-Бад Б.М. Проблемы педагогики как науки
2. Блонский П.П. Педагогика как наука и как искусство
Статьи находятся в учебном пособии Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. – М.: Изд-во УРАО, 1997.
Литература для подготовки к практическому занятию:
1. Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Соловцова И.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. стр. 35-43, 47-53, 62-64., 68-73
2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Академия, 2001. стр.13-32, 39-49
3. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.: Прометей, 1992 стр. 84-97
4. Педагогика и психология высшей школы. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. стр. 22-38
5. Педагогика/ Под. ред П.И. Пидкасистого. М., 2001 стр. 6-31, 32-36, 55-61
6.Педагогика/ Под. ред С.А. Смирнова. М., 1999 стр. 15-18, 29-32
7. Подласый И.П. Педагогика. – М.:Гуманит.изд.центр. ВЛАДОС, 2000. КН.1: Общие основы. Процесс обучения. стр. 10-13, 32-41, 44-48
8. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.И. Педагогика.- М.: «Владос», 2002 – Часть 1. стр. 9-13, 28-33, 43-52 64-83
9. Скалкова Я. и коллектив. Методология и методы педагогического исследования. – М.: Педагогика, 1989. стр. 5-9, 180-195, 201-219
Практическое занятие 2