Особенности урока по окружающему миру в начальных классах школы для детей с интеллектуальным недоразвитием.
С.В.Кудрина в своей программе «Окружающий мир» предполагает изучение таких разделов как: «природа» (неживая природа и живая природа) и «общество» (человек, ближайшее окружение, дальнее окружение, рукотворные предметы (вещи)). (Кудрина 2009). Разделы «временные представления» и «безопасное поведение» (в том числе и гигиена) рассматриваются как интегративные, обеспечивающие взаимосвязь всего содержания, его практическую направленность и возможность формирования умений. Весь материал программы для его практического использования перераспределен с учетом принципа изучения окружающего мира в единстве его составляющих, краеведческого подхода в обучении, принципа сезонности, характерных особенностей структуры календарно-тематического планирования. Согласно этому весь изучаемый материал группируется по темам с учетом возможности его предъявления в натуральном виде для наблюдения и практического взаимодействия, привлечения опыта детей в соответствии с имеющим место в данный момент сезоном года.
Структура программы призвана помочь учителю расставить акценты при отборе и систематизации материала так, чтобы ребенок увидел связь между отдельными предметами и явлениями, различными сферами жизни, чтобы на различных занятиях курса он имел возможность многократно повторять изученный материал, опираясь на имеющиеся представления и сформированные действия.
Например, в 1 и 4 классах представления об окружающем мире формируются в следующих разделах. (временные представления, живая не живая природа и др.).
Методы обучения в массовой и коррекционной школе носят как значительное сходство, так и некоторые различия. Классификация методов обучения осуществляется олигофренопедагогикой с учетом опыта, накопленного общей дидактикой, а также особенностей контингента учащихся школ VIII вида. Выбор методов определяется конкретными условиями обучения. Весь имеющийся в распоряжении учителя арсенал должен быть направлен на активизацию познавательной деятельности учащихся, максимальное преодоление дефектов мыслительной и эмоционально-волевой деятельности учащихся и ослабление их следствия. Следует отметить, что для работы с младшими классами, обучающихся по программе особенно рекомендуется в отличие от массовой школы значительно большее использование метода наглядности и метода дидактической игры.
В школе VIII вида большое значение придается пропедевтике – системе работы, по существу, предваряющей собственно школьное обучение. В этом отношения очень важны предметные уроки. Они развивают познавательную деятельность и речь умственно отсталых детей, расширяют круг их представлений об окружающей действительности.
В рамках нескольких программ затрагивается изучение учениками окружающего мира. Несмотря на то, что каждая программа направлена на расширение и обогащение знаний об окружающем мире, нельзя говорить, о достаточной эффективности данных программ, с одной стороны не затрагивается ряд актуальных для ребенка тем, с другой часто развитие знаний об окружающем мире протекает в рамках развития речи и др.
Фронтальная, групповая и индивидуальная работа. Значение, соотношение на уроке, способы организации.
Предметные уроки в специальной школе. Их место и значение.
Основные структурные компоненты урока. Организационное начало урока. Значение, особенности организации и проведения.
Особенности организации и проведения предметного урока в начальных классах школ для детей с интеллектуальным недоразвитием.
43) Особенности организации и проведения самостоятельных работ в процессе обучения естествознанию школьников с интеллектуальным недоразвитием.
Структура урока естествознания в специальной школе
Структура курса представлена следующими разделами: природа( неживая и живая) и общество(человек, ближайшее окружение, дальнее окружение, рукотворные предметы(вещи)). Разделы «временные представления» и «безопасное поведение»(в том числе и гигиена) рассматриваются как интегративные, обеспечивающие взаимосвязь всего содержания, его практическую направленность и возможность формирования умений.