Методика организации работы с календарем природы.

Требования к организации и использованию «Календаря природы»

1) «Календарь» должен соответствовать: возрастным и типологическим особенностям детей; принципам обучения и содержанию программного материала; современному представлению детей об интересном наглядном пособии;

2) В «Календаре» должны быть отражены: изменения в неживой и живой природе и жизни людей; яркие события из жизни детей; важнейшие события, происходящие в жизни родного города или страны.

3) «Календарь» должен позволять: использовать его содержание на различных уроках; работать с ним индивидуально, в небольших группах и фронтально на различных этапах усвоения учебного материала.

По внешнему оформлению «Календари природы» могут быть разными. Все зависит от фантазии и возможностей учителя, уровня подготовленности и особенностей интересов детей. В целом «Календари» можно разделить на три группы: статические, с использованием динамических элементов и динамические.

Примером первой группы является классический «Календарь природы и труда». Второй тип «Календарей» предусматривает использование макетов приборов и других динамических наглядных пособий. Для них часто придумывают особые названия («Домик Года», «Сеноптёнок», «Годовичёк», «Мир вокруг нас и мы» и т.д.).

Лучше всего поместить «Календарь» в задней части класса ближе к окну, таким образом, чтобы школьники могли легко работать с любой его частью.

Учащиеся знакомятся с календарем природы уже в первом классе и продолжают систематически работать с ним в течении пяти лет. За это время школьники с интеллектуальным недоразвитием должны научиться вести систематические наблюдения, анализировать их результаты, делать вывод, оформлять устные и письменные отчеты о проделанной работе, и делать многое другое.

Для этого перед началом систематической работы следует отвести время на пропедевтический период. Его задача – подготовить детей к работе с «Календарем»: учить проводить элементарные наблюдения ), работать с учебной картинкой, ориентироваться на достаточно большом пространстве стенда, находить справочный материал на стенде (например, раздел «Условные обозначения»), делать пометки, отмечать погоду и т.д. В этот период на уроках и, особенно, во внеурочное время, полезно проводить игры-упражнения направленные на развитие вышеперечисленных умений. Это могут быть: отгадывание и составление загадок-описаний; игры типа «Бабочка» (Инструкция: Посади бабочку в правый верхний угол (в нижнюю часть листа и т.д.) игры, в основу которых положено обучение детей сбору материалов для коллекций («Помоги лесовичку собрать плоды (листья) дуба, клена, ольхи»);

В этот же период проводится мини-экскурсия к «Календарю природы и труда». Учитель проводит беседу, в процессе который дети знакомятся с «Календарем» и правилами работы с ним. В конце экскурсии можно подарить «подарки» «Календарю»: прикрепить приготовленные детьми рисунки, образцы листьев, плодов и т.д. ; первый раз всем вместе отметить погоду.

Самой динамичной частью «Календаря», безусловно, является раздел «Погода». Дети с удовольствием ее отмечают. На начальном этапе работы с «Календарем» целесообразно отмечать погоду всем вместе в определенное время. В дальнейшем погоду могут отмечать дежурные.

Наряду с регистрацией погодных изменений календарь предусматривает и другие виды работ.

В первом классе, используя иллюстрации «Календаря», можно проводить учебные беседы. В разделе «Это интересно» можно поместить шарады, кроссворды, загадки. игры-«угадайки», кроссворды.

Уже во втором классе детям можно предложить составить загадки, пользуясь опорами:

Для того чтобы эта работа была успешной, необходимо предварительно научить детей пользоваться такими опорами и словами для справок. Для этого подобные задания могут быть предложены на уроках русского языка, чтения, ознакомления с окружающим.

В третьем классе в комплексе с анализом работы с «Календарем» в конце учебного года можно познакомить детей со сказками, посвященные сезонным изменениям («Двенадцать месяцев», «Старик-годовик») и др. Одним из интересных вариантов является использование народных легенд и сказаний.

Одним из важных моментов работы с «Календарем природы » является переоформление календаря к новому сезону. На это нужно обратить внимание детей и организовать совместно обсуждение увиденного.

В начале обучения это может быть «сюрпризным моментом». Внимание детей обращается на изменение в календаре во время фронтальной беседы. В процессе обсуждения нового содержания «Календаря» нужно обязательно рассмотреть и кратко обсудить содержание всех картинок, прочитать надписи, назвать автором среди детей, чьи работы использовались в оформлении «нового наряда» «Календаря», подвести детей к пониманию причин изменений в «Календаре» и соответственно в природе.

Примерно с середины-конца второго класса подготовку «Календаря» к новому сезону можно начинать с детьми заранее, приблизительно с началом переходного периода между двумя сезонами (например, в ноябре начинать готовить материалы к «Зиме»). В этом случае основное обсуждение нового содержания разделов происходит в процессе его подготовки. На заключительном этапе, когда календарь готов и дети могут рассмотреть и оценить всю работу целиком, обсуждаются их впечатления от результата совместной работы, оценивается свой вклад в эту работу. В конце беседы формулируется основной вывод о смене времен года, ее причинах и проявлениях в конкретном случае.

Рекомендации к оформлению и использованию «Календаря природы »:

1) Календарь оформляется с учетом общего стиля оформления кабинета и, чаще, имеет симметричное расположение элементов.

2) Шрифт заголовка по виду, цвету и размеру соответствует заголовкам других стендов. В то же время, шрифт названия стенда и его разделов должны отличаться друг от друга по цвету и/или размеру.

3) Календарь украшает четкая относительно постоянная структура с выделенными и надписанными разделами. Основными среди них являются: «Временные представления» (времена года, месяцы, числа, дни недели), «Погода», «Жизнь растений и животных», «Жизнь и труд людей».

4) Рисунки и текст календаря должны быть достаточно крупными, чтобы с ними можно было работать фронтально. Они не должны выходить за границы самого стенда.

5) Картонная или пластиковая основа, на которую прикрепляются картинки, должна быть одного цвета на всем календаре или отличать друг от друга информацию разных разделов.

6) Необходимо предоставить детям возможность принять активное участие в изготовлении календаря. Целесообразно не только предложить им прикрепить приготовленные учителем детали, но и использовать выполненные ими работы на уроках (рисунки, сочинения, загадки и т.д.), предложить принести свой материал (картинки, фотографии), самостоятельно нарисовать иллюстрации к календарю и т.д. Чем больше труда дети вложат в изготовление «Календаря», тем интереснее им будет работать с этим пособием и тем бережнее они будут к нему относиться.

7) «Календарь» нужно удобно расположить в классе. Дети должны иметь возможность работать с ним, поэтому все детали «Календаря», которые ребенок двигает, заполняет, где он отмечает свои наблюдения нужно прочно закрепить и расположить в зоне досягаемости любого ребенка.

8) Работа с «Календарем» должна быть систематической и последовательной. Поэтому необходимо учесть недостаток внимания, который в силу целого ряда различных причин выпадает на долю лета как времени года. Выходом из этой ситуации может быть оформление летнего календаря природы в конце мая и продолжение работы с ним в начале сентября следующего учебного года. Переходным мостиком может служить летнее домашнее задание. Его результаты могут быть использованы в календаре как летние наблюдения в природе.

Важным условием повышения эффективности работы с «Календарем» является правильно организованный подготовительный период. В это время учителю необходимо обратить достаточное внимание на формирование знаний и умений детей, обеспечивающих им сознательную работу с пособием.

Наши рекомендации