Методика организации работы учащихся с учебником биологии.

Сущность и значение умений по работе с учебником биологии.

Умение- готовность личности к эффективному выполнению определенной деятельности

-> общеучебные –развиваются при изучении всех предметов

->предметные – характерно для определенного предмета: * ботанические(гербарии); *зоологические (уход, наблюдения;*генетические (решение задач); *экологические (выявление признаков приспособления)

Умение работать с учебником относится к обще учебным (умение конспектировать, работать со справочником)

Значение:

1.Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся

2.Учиться самостоятельно находить ответы на вопросы

3.уметь отобрать материал

4.способствует сознательному прочному усвоению знаний

5.способствует формированию умственных умений учащихся (анализировать, сравнивать и т.д.)

Формирование обще учебных умений и умений по работе с учебником в процессе обуч.биологии.

-сообщить цель

-выяснение последовательности выполнения деятельности

-цель и введение; - инструктивная карточка; -сделать записи последовательности выполнения;

2.закрепить умения

3.обучение переносу усвоенных учебных приемов в измененных или новых условиях.

Пример: составление плана параграфа: -прочитать; - понять о чем; - разбить текст на смысловые фрагменты;-выписать основные идеи каждого фрагмента; - назвать смысловые фрагменты.

Составление конспекта параграфа: - прочитать; - понять(задать вопросы); -разделить на несколько фрагментов; -написать основные идеи смысловых фрагментов; -описать основные идеи в определенной логике с указанием названия смысловых частей.

Составить схемы по содержанию параграфа: - прочитать; -понять; -схематизировать текст выделяя смысловые фрагменты их соподчинения и последовательность.

Приемы по работе с учебником

1.работа с текстом (составление плана прочитанного); 2.нахождение главного и второстепенного в параграфе; 3.выписывание из учебника новые понятия и определения; 4.составление тезисов; 5.конспектирование текста; 6.ответы на вопросы; 7.составление школьниками вопросов к тексту; 8.составление сравнительных таблиц по тексту; 9.составление схем; 10.использование предметного указателя для нахождения определения понятий; 11.составление рисунков по тексту; 12.формирование вывода по прочитанному

Умения с иллюстрациями

1.составление рассказа по иллюстр.

2.составление схематичного рисунка на основе иллюстр.

3.сост рисунка с учебника с моделями и натур объектами

4.сравнение рисунка с учебной таблицей

5.сравнение рисунков в учебнике

Применение учебника для проведения л/р

В учебника даны инструкции для проведения л/р. Использование текста для самостоятельного постановления опыта учащимися.

Использование учебника для самопроверки

Творческие задания (составление рассказа с дидактическими ошибками, синквейны, кроссвордов, ребусы, тесты)

Примеры заданий с учебником

1.задание (выявить различия строения желез внутренней и внешней секреции); -найти информацию в учебниках о железах, прочитать; - выписать названия желез и записать в таблицу; -составление конспекта на тему нарушение функций поджелудочной железы (на доске записывается план конспекта (название желез, болезней, чем вызывается, симптомы, профилактика); -систематизация знаний (схемы значение н.с. и ее строение); -записать в карточках с текстом пропущенные слова из учебника.

21.Методика подготовки и проведения экскурсий по биологии.

Школьная экскурсия- форма учебно воспитательной работы с классом или группой вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде обитания или в искусственно созданных условиях.

Классификация экскурсий:

->по учебному содержанию: *тематические (1.природоведческие, 2.ботанические, 3.зоологические,4.экологические, 5.санитарно0гигиенические); *комплексные

->по месту проведения : *в естественной среде; * в искусственной среде

-> по месту положения в темах учебных разделов: *вводные; *текущие; *заключительные

Значение экскурсий

-расширяют и улучшают знания учащихся, которые видят растения в их естественной среде, на экскурсиях ранее полученных понятий об отдельных организмах и явлениях сливаются в более широкое понятие о природе.

-учащиеся испытывают эмоции эстетического характера, живое восприятие красоты.

-методы проведения экскурсий приучают учащихся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, устанавливать связь явлений, находить нужные объекты

- экскурсии сельхоз производство, на опытно селекционных станциях, питомниках и т.д.

-на экскурсии собира5ется материал с учетом охраны природы используемых в дальнейшем на уроках.

Подготовка к экскурсии

Экскурсия в программе 6 класса:

-мир грибов и растений вокруг нас; - сезонные явления в жизни растений; - растения в живых производственных помещениях; - растения защищенного грунта; -многообразие растений; - растительные сообщества

В программе 7 класса:

-животный мир; -внешний вид и особенности поведения животных; -взаимосвязи животных в природе; - многообразие животных и их роль в природном сообществе; - животные дикие, сельхоз и домашние

В программе 8-9 класса:

-реакция организма включая организм человека на факторы среды обитания; -относительный характер приспособленности организмов; -экосистемы и их обитатели; - антропогенные изменения природной среды

В программе 10-11 класса:

-биологическое –видовое экосистемное и генетическое разнообразие; - многообразие сортов растений и пород животных; - история развития жизни на Земле; - природные и антропогенные воздействия в природе.

Методика проведения экскурсий

1. Каждая экскурсия требует тчательной подготовки плана проведения, нельзя вести экскурсантов в неизвестную или мало изученную местность.

2. Особое значения имеет подготовка учащихся , необходимо просмотреть снаряжение, а так же подготовку учеников (что надо увидеть, рассмотреть, узнать в природе)

3. В классе учитель делает выступление на тему экскурсии распределяет учащихся на группы и распределяет задания

Все требования к организации экскурсий указанные в отношении зоологической и ботанической соблюдаются и для старших классов, однако особое внимание обращается на самостоятельные работы учащихся в 6 -8 классах, методы проведения экскурсий включаются элементы самостоятельности, учащиеся дают короткие поручения найти и собрать объекты с обязательным последующим подведением итогов.

В 10-11 классах выдаются самостоятельные задания на протяжении всей экскурсии, которые охватывают ряд вопросов в целом исчерпывающих содержания тем экскурсий

Методика организации и проведения

Деятельность учителя Деятельность ученика
1 этап подготовки Определяет тему, включает ее в календарь и тематическое планирование, формулирует задачи, на предшествующем уроке устанавливает связь с содержанием изучаемой темы, предварительно знакомится с местом проведения экскурсии, намечает объекты для объяснений, самостоятельных работ, сбора материалов, проведение обобщающей беседы, разрабатывает маршрут экскурсии, полный план ее проведения, продумывает содержание, методы и приемы усвоения, намечает виды экскурсионного снаряжения, разрабатывает индивидуальные и групповые задания, форму отчетности по теме Актуализируют необходимый материал по учебнику или другому источнику, готовит индивидуальные или групповое снаряжение (блокноты,карандаши, коробки для сбора и т.д.)
2 проведение экскурсии Проводит вводную беседу о задачах и проведении, организует продвижение к месту экскурсии, распределяет задания и обязанности, организует наблюдения за намеченными объектами, сообщает о них дополнительные сведения, формулирует положения о существенных признаках связях, закономерностях, организует работу учащихся интеллектуальных и практических заданий, оказывает помощь во время экскурсии Участвуют в беседе о правилах дорожного движения и поведения во время экскурсий, наблюдают за объектами живой и неживой природы, выделяют их существенные признаки, ведут краткие записи, выполняют задания
3 подведение итогов Проводит заключительную беседу по экскурсии, оказывает помощь в оформлении краткого отчета и организует обсуждения Принимают участие в заключительной беседе, оформляют отчет под руководством, обсуждают отчеты при представлении наглядного материала для кабинета

Наши рекомендации