Цель и задачи преподавания естествознания в коррекционной школе.
Цель: формирование теоретических знаний об объектах и явлениях живой и неживой природы, взаимосвязях между ними.
Задачи:
Образовательные задачи:
• обеспечить точное и сознательное усвоение учащимися основ естествоведческих знаний, определенных природоведческих понятий, законов, теорий, а также научных фактов,
• сформировать определенные общие учебные умения и навыки (навыки планирования, работа с книгой, самоконтроль),
• восполнить пробелы в естествоведческих знаниях.
• содействовать формированию основных мировоззренческих идей (материальность мира, диалектика природы, причинно-следственные связи, познаваемость мира и его закономерности)
Воспитательные задачи:
• содействовать эстетическому воспитанию,
• воспитание любви,
• бережное отношение к природе (природоохранительная работа на уроках естествознания),
• содействовать физическому воспитанию школьников,
• заботиться о рациональной организации учебного труда,
• предупреждать утомляемость на уроках.
Коррекционные задачи:
• развитие таких мыслительных операций, как анализ, синтез, классификация, сравнение выделить главные, существенные признаки объекта, анализировать их и последовательно логически описать,
• коррекция эмоционально-волевой сферы, усвоение знаний должно носить не характерное зазубривание, а корригировать личность аномального ребенка.
3) Принципы отбора естествоведческого содержания. Особенности построения программы по естествознанию в специальной школе.
Общедидактические принципы:
1. Принцип интеграции, т. е. объединения знаний различных дисциплин. В современной дидактике под интеграцией знаний принято понимать взаимопроникновение знаний, выводящее ученика на понимание единой научной картины мира (НКМ). Объединяющей основой НКМ являются представления о фундаментальных характеристиках природы и основных законах естествознания.
2. Принцип научности – урок естествознания должен современному уровню развития наук о природе. Но это не означает, что школьный предмет должен стать точной копией науки в сжатом виде. Отбираться должен только тот материал, который знакомит школьников с основными объектами окружающего мира и служит пониманию закономерностей протекания природных явлений и процессов. Преподаватель обязан выбрать самое существенное и опустить все остальное, не дающее ничего нового по сравнению с уже изученным.
3. Принцип доступности. Этот принцип предполагает использование определенных правил, выработанных в педагогической науке со времен Я. А. Коменского. В их основе лежит знание возрастных особенностей детей. Важнейшие дидактические правила:
От простого – к сложному, от известного – к неизвестному.
От близкого к далеком (Это правило лежит в основе краеведческого принципа обучения, который раскрывается ниже).
От конкретного к отвлеченном (Это правило требует, чтобы обобщению и выведению определенных закономерностей предшествовало знакомство с конкретными объектами и явлениями, которые будут служить основой для создания в сознании ребенка ярких образов окружающего мира).
4. Принцип наглядности
5. Принцип систематичности и последовательности, который отвергает изучение отдельных фактов без выяснения их значения и связи с ранее изученным материалом. Построение материала школьного курса должно быть связным и цельным. Каждое последующее положение необходимо выводить из предыдущего. Логика построения курса естествознания базируется на уже названных дидактических правилах: «от неживого к живому», «от близкого к далекому», «от простого – к сложному».
6. Принцип преемственности знаний, который требует последовательного перехода от одного курса к другому; усложнения методов изучения предмета; последовательного развития понятий и практических умений; возрастания требований к уровню подготовки школьников; углубления и укрепления межпредметных связей.
7. Принцип сознательности и активности учащихся в обучении, согласно которому учение становится эффективным только тогда, когда ученик становится субъектом деятельности, проявляет познавательную активность. Согласно этому принципу в содержание предмета необходимо вводить материал, помогающий развивать учебную деятельность школьников, которая предполагает наличие умений ставить цель, мотивировать и планировать свою работу, самостоятельно добывать знания, осуществлять самоконтроль и самооценку.
8. Принцип практической направленности обучения. Этот принцип требует, чтобы процесс обучения стимулировал школьников применять полученные знания в решении практических задач. Практическая направленность обучения предполагает, что для построения курса естествознания должен отбираться преимущественно тот материал, который возможно изучать посредством проведения наблюдений, постановки опытов, осуществления практической деятельности учащихся в природе.
9. Краеведческий принцип обучения, являющийся специфическим принципом естественно-научного образования. На нем следует остановиться подробно. Отражающее необходимость решения общеобразовательных задач во взаимосвязи с организацией познания учащимися своего края, с применением знаний в общественно полезной деятельности.
4) Курс естествознания в коррекционной школе. Структура и содержание.
1 ступень. 1-4кл. – окр.мир/живой мир (Воронкова/Бгажнокова). 1 ч в неделю.
2 ступень. 5 кл – природоведение/развитие речи на основе ознакомления с предметами окр. действительности. 2ч в неделю по Воронковой.
3 ступень. 6-9 кл – биология/естествознание. 2 ч в неделю. 68 ч в год.
6 кл – неживой мир; 7 кл – грибы, растения, бактерии; 8 кл – животные; 9 кл – человек
5) Особенности объема, содержания и методики изучения пропедевтического курса естествознания в начальных классах школ для детей с интеллектуальным недоразвитием.
Одним из наиболее веских аргументов сторонников естественнонаучного образования всегда служила его огромная значимость в развитии личности ребенка. В чем же заключается эта значимость? Поскольку одной из задач этих курсов является формирование научных знаний о природе, они закладывают в детях научный взгляд на природу, составляющий основу для развития элементов научного мировоззрения. В основе такого мировоззрения лежит диалектический материализм, признающий первичность материального мира, его единство и изменчивость. исследуют объекты природы органами чувств. Тем самым они убеждаются, что предметы и явления природы действительно реально существуют, что окружающий мир объективен. В процессе изучения естественнонаучных курсов учащиеся усваивают некоторые взаимосвязи: зависимость температуры от высоты Солнца, характера осадков, состояния почвы и водоемов от температуры; поведение животных от наличия корма в природе и т. п. Эти знания положат начало формированию взглядов на единство и целостность материального мира. И, наконец, младшие школьники накапливают знания об изменяемости природы, а именно, об изменениях, происходящих в природе по временам года, об изменении веществ под действием каких-то факторов. ученик получает знания об окружающем мире, познает его. В связи с этим у детей складывается убеждение о том, что окружающий мир можно познать, т. е. мир познаваем. Естественнонаучные курсы несут в себе большие возможности для развития мышления детей, так как позволяют широко применять логические дидактические приемы — сравнения, противопоставления, аналогии, классификации, выявления причин и взаимосвязей, обобщения и др. Рядом с развитием мышления идет развитие речи. Речь ребенка обогащается специальными терминами, специальными речевыми оборотами. Неоценима роль естествоведческих курсов в развитии наблюдательности детей. Наблюдательность —. это умение замечать в предметах и явлениях не только яркие, броские, но и часто малозаметные особенности. Ясно, что такое умение является весьма ценным качеством личности, необходимым людям любой профессии. Естественнонаучные курсы оказывают положительное влияние на эмоциональное развитие учащихся. Это чувство развивается и при формировании знаний о природе: чем больше узнает ребенок о природе, о ее значении в жизни человека, тем более он проявляет к ней свой интерес и внимание, а, вслед за этим, и любовь. Вместе с любовью к природе в детях развиваются патриотические чувства. В процессе изучения данных курсов развивается санитарно-ги-гиеническая и экологическая культура, формируется готовность к труду. Последняя складывается не только из определенных практических умений и навыков, но и таких личностных качеств, как положительное отношение к труду, уважение к людям труда и результатам труда, аккуратность, дисциплинированность, настойчивость, взаимопомощь, умение организовать свою работу и довести ее до конца. Природа — великий источник становления нравственных качеств. Начальное естествознание в силу специфики применяемых форм и методов обучения развивает коммуникативную деятельность учащихся. Естественнонаучные курсы начального этапа обучения выполняют пропедевтическую функцию. Они готовят детей к изучению учебных курсов данной образовательной области в старших классах.