Тест «Познавательные мотивы»
Какими познавательными мотивами вы руководствуетесь в своей учебе в высшем учебном заведении? Отметьте уровень их проявления в вашей учебно-познавательной деятельности.
№ п/п | Мотивы | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
I. Мировоззренческие мотивы | ||||
Стремление разобраться в жизни, чтобы осмыслить ее, определить свое место в мире, иметь свое мнение в мировоззренческих вопросах. | ||||
Стремление расширить жизненный кругозор, овладеть знаниями и умениями. | ||||
Стремление осмыслить свои идеологические позиции, выработать четкие политические убеждения. | ||||
Стремление найти свой идеал в жизни. | ||||
Стремление приблизиться в своем духовном развитии в избранному идеалу: а) быть похожим на героев литературных произведений, теле- и кинофильмов; б) следовать примеру выдающихся людей прошлого и настоящего; в) следовать примеру деятелей культуры и науки; г) следовать примеру реальных близких живых людей: родителей, учителей, сверстников, знакомых. | ||||
Желание самому стать примером для сверстников. | ||||
Стремление научиться жить и работать в коллективе | ||||
Стремление упорядочить свои привычки с целью дальнейшего самосовершенствования | ||||
Стремление осознать и оценить социально-психологические качества своей личности с целью дальнейшего самосовершенствования (например, выработать в себе черты, необходимые для профессиональной деятельности). | ||||
Стремление правильно выбрать будущую профессию: а) интересную, увлекательную; б) соответствующую прежде всего потребностям общества; в) соответствующую прежде всего своим склонностям и способностям. | ||||
II. Мотивы долга, ответственности | ||||
Чувство долга и ответственности перед самим собой. | ||||
Чувство долга и ответственности перед родителями («чтобы не огорчать маму», «желание быть полезным семье») | ||||
Чувство долга и ответственности перед своими преподавателями («стыдно отвечать плохо») | ||||
Чувство долга и ответственности пред товарищами по учебной группе («чтобы не подводить товарищей», «из уважения к мнению сверстников») | ||||
Чувство долга и ответственности перед обществом (стремление приносить пользу обществу в целом) | ||||
III. Познавательные мотивы | ||||
Бескорыстный познавательный интерес (т.е. без ориентации на жизненный планы и профессию), увлечение учебным предметом или областью знаний | ||||
Познавательный интерес к учебному предмету, включенному в жизненные планы | ||||
Интерес к той или иной области науки (искусства), не связанный с учением | ||||
Интерес к содержанию учебного предмета | ||||
Желание иметь хорошие знания, узнать по отдельным темам как можно больше (больше, чем дается в учебниках). | ||||
Интерес к процессу и способу познавательной деятельности: а) удовлетворение от познавательного усилия, от преодоления трудностей, от напряженной интеллектуальной деятельности; б) нравится процесс коллективного познания, общения («с товарищами весело», «друзья окажут помощь», «вместе лучше усваивается» и др.); в) желание самостоятельно разобраться в учебном материале; г) желание научиться излагать свои мысли; д) желание научиться логически мыслить. | ||||
Налицо познавательная потребность (как высший уровень познавательных интересов) | ||||
Любопытство, вызванное интересами и увлечениями окружающих | ||||
Потребность в новизне, в новых впечатлениях | ||||
Стремление быть образованным и интеллектуальным, полезным обществу человеком, осознание важности и необходимости получения знаний | ||||
Стремление совершенствовать свои познавательные способности: а) связанные с любительскими занятиями – хобби (без ориентации на профессию); б) связанные с основной жизненной и профессиональной направленностью | ||||
Стремление получить высшее образование, осознание недостаточности своих знаний и умений, желание выполнить пробелы в них | ||||
IV. Престижные мотивы | ||||
Стремление проверить себя – на что способен | ||||
Неудовлетворенность своим положением в коллективе, отношением к себе окружающих; стремление занять более высокое положение в учебной группе | ||||
Желание не отставать в учебе от других | ||||
Стремление пользоваться авторитетом, быть равным или одним из лучших среди товарищей | ||||
Желание заслужить одобрение преподавателей, родителей | ||||
Стремление получить поощрение (хорошую оценку, чтобы «родители побаловали» и т.п.) | ||||
Желание обратить на себя внимание, понравиться противоположному полу | ||||
Чувство задетого самолюбия («доказать, чего я стою») | ||||
Жажда превосходства над товарищами, стремление всегда и во всем быть первым | ||||
Чувство честолюбия («подчинить себе других», «главенствовать в группе, на курсе») | ||||
Стремление получить диплом, успешно сдать экзамены | ||||
Стремление «хорошо жить», добиться материальной обеспеченности | ||||
V. Мотивы вынужденности | ||||
Познаю, так как заставляю («а лично мне этого не надо») | ||||
Вынужден познавать, так как считаю, что среди других неприятностей это – «наименьшее зло»; стремлюсь избежать этих «других неприятностей»: а) замечаний преподавателей; б) замечаний и наказаний родителей; в) плохой оценки | ||||
Стремлюсь избежать плохого мнения о себе: а) боюсь прослыть ленивым; б) боюсь показаться ограниченным, неспособным человеком |
Теперь соедините сделанные вами отметки прямыми линиями. Вы получите рельеф вашей учебно-познавательной деятельности.
Приложение 2.
Тест «Ваша установка на будущую профессию»
Для определения типа установки на будущую профессию вам необходимо выбрать один из вариантов ответа на следующий вопрос: