Тест «Познавательные мотивы»

Какими познавательными мотивами вы руководствуетесь в своей учебе в высшем учебном заведении? Отметьте уровень их проявления в вашей учебно-познавательной деятельности.

№ п/п Мотивы Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
I. Мировоззренческие мотивы
Стремление разобраться в жизни, чтобы осмыслить ее, определить свое место в мире, иметь свое мнение в мировоззренческих вопросах.      
Стремление расширить жизненный кругозор, овладеть знаниями и умениями.      
Стремление осмыслить свои идеологические позиции, выработать четкие политические убеждения.      
Стремление найти свой идеал в жизни.      
Стремление приблизиться в своем духовном развитии в избранному идеалу:   а) быть похожим на героев литературных произведений, теле- и кинофильмов;   б) следовать примеру выдающихся людей прошлого и настоящего;   в) следовать примеру деятелей культуры и науки;   г) следовать примеру реальных близких живых людей: родителей, учителей, сверстников, знакомых.      
Желание самому стать примером для сверстников.      
Стремление научиться жить и работать в коллективе      
Стремление упорядочить свои привычки с целью дальнейшего самосовершенствования      
Стремление осознать и оценить социально-психологические качества своей личности с целью дальнейшего самосовершенствования (например, выработать в себе черты, необходимые для профессиональной деятельности).      
Стремление правильно выбрать будущую профессию:   а) интересную, увлекательную;   б) соответствующую прежде всего потребностям общества;   в) соответствующую прежде всего своим склонностям и способностям.      
II. Мотивы долга, ответственности
Чувство долга и ответственности перед самим собой.      
Чувство долга и ответственности перед родителями («чтобы не огорчать маму», «желание быть полезным семье»)      
Чувство долга и ответственности перед своими преподавателями («стыдно отвечать плохо»)      
Чувство долга и ответственности пред товарищами по учебной группе («чтобы не подводить товарищей», «из уважения к мнению сверстников»)      
Чувство долга и ответственности перед обществом (стремление приносить пользу обществу в целом)      
III. Познавательные мотивы
Бескорыстный познавательный интерес (т.е. без ориентации на жизненный планы и профессию), увлечение учебным предметом или областью знаний      
Познавательный интерес к учебному предмету, включенному в жизненные планы      
Интерес к той или иной области науки (искусства), не связанный с учением      
Интерес к содержанию учебного предмета      
Желание иметь хорошие знания, узнать по отдельным темам как можно больше (больше, чем дается в учебниках).      
Интерес к процессу и способу познавательной деятельности:   а) удовлетворение от познавательного усилия, от преодоления трудностей, от напряженной интеллектуальной деятельности;   б) нравится процесс коллективного познания, общения («с товарищами весело», «друзья окажут помощь», «вместе лучше усваивается» и др.);   в) желание самостоятельно разобраться в учебном материале;   г) желание научиться излагать свои мысли;   д) желание научиться логически мыслить.      
Налицо познавательная потребность (как высший уровень познавательных интересов)      
Любопытство, вызванное интересами и увлечениями окружающих      
Потребность в новизне, в новых впечатлениях      
Стремление быть образованным и интеллектуальным, полезным обществу человеком, осознание важности и необходимости получения знаний      
Стремление совершенствовать свои познавательные способности:   а) связанные с любительскими занятиями – хобби (без ориентации на профессию);   б) связанные с основной жизненной и профессиональной направленностью      
Стремление получить высшее образование, осознание недостаточности своих знаний и умений, желание выполнить пробелы в них      
IV. Престижные мотивы
Стремление проверить себя – на что способен      
Неудовлетворенность своим положением в коллективе, отношением к себе окружающих; стремление занять более высокое положение в учебной группе      
Желание не отставать в учебе от других      
Стремление пользоваться авторитетом, быть равным или одним из лучших среди товарищей      
Желание заслужить одобрение преподавателей, родителей      
Стремление получить поощрение (хорошую оценку, чтобы «родители побаловали» и т.п.)      
Желание обратить на себя внимание, понравиться противоположному полу      
Чувство задетого самолюбия («доказать, чего я стою»)      
Жажда превосходства над товарищами, стремление всегда и во всем быть первым      
Чувство честолюбия («подчинить себе других», «главенствовать в группе, на курсе»)      
Стремление получить диплом, успешно сдать экзамены      
Стремление «хорошо жить», добиться материальной обеспеченности      
V. Мотивы вынужденности
Познаю, так как заставляю («а лично мне этого не надо»)      
Вынужден познавать, так как считаю, что среди других неприятностей это – «наименьшее зло»; стремлюсь избежать этих «других неприятностей»:   а) замечаний преподавателей;   б) замечаний и наказаний родителей;   в) плохой оценки      
Стремлюсь избежать плохого мнения о себе:   а) боюсь прослыть ленивым;   б) боюсь показаться ограниченным, неспособным человеком      




Теперь соедините сделанные вами отметки прямыми линиями. Вы получите рельеф вашей учебно-познавательной деятельности.

Приложение 2.

Тест «Ваша установка на будущую профессию»

Для определения типа установки на будущую профессию вам необходимо выбрать один из вариантов ответа на следующий вопрос:

Наши рекомендации