Диагностика агрессивного поведения
Самая страшная из грозящих нам катастроф — уничтожение человеческого в человеке.
Ю. Шрейдер
Открытая, явная агрессивность легко диагностируется наблюдением за состоянием и поведением ученика. Враждебное, озлобленное состояние нельзя спутать ни с каким другим. Конечно, первой реакцией педагога будет предотвращение надвигающейся беды. Так поступают всегда: состояние разгорячившегося ученика необходимо сначала унять, а потом уже обращаться к здравому смыслу и выяснению причин. Видя агрессивные намерения ученика, его готовность перейти к действию или само начало акта жестокости или насилия, учитель будет:
—не раздумывая разнимать детей, уводить разгорячившегося, разнервничавшегося ребенка в такое место, где тот мог бы побыть некоторое время один, пока не успокоится;
—немедленно выяснять причину возникновения агрессивного состояния школьника. Если оно было умышленно спровоцировано оскорбительным поведением другой стороны — выкрикиванием обидных слов, плевками, бросанием предметов — учинить строгий разбор поведения, применить при необходимости «шоковую терапию», повести дело так, чтобы обидчику впредь не повадно было совершать подобные действия. Оскорбительное поведение учеников должно пресекаться самым решительным образом;
— при разборе поведения принимать во внимание не всю предысторию отношений между детьми, в которой никто и никогда не разберется, а лишь последний, предшествующий инциденту поступок. Так больше шансов поступить справедливо. Применяя целенаправленное наблюдение, можно понять большинство состояний, предшествующих агрессивному поведению детей.
Признаки агрессивности:
• упрямство, постоянные возражения, отказы даже от легких поручений, игнорирование просьб учителя;
• драчливость;
• постоянная или длительная подавленность, раздраженность;
• беспричинные вспышки гнева, озлобленность;
• жестокое обращение с животными;
• стремление оскорбить, унизить;
• властность, стремление настоять на своем;
• эгоцентризм, неспособность понять других;
• эмоциональная глухота, душевная черствость;
• самоуверенность, завышенная самооценка.
Чтобы удостовериться, нет ли ошибки в ваших диагностических оценках, понаблюдайте дополнительно, как ребенок реагирует на:
—ваши поручения, просьбы, требования;
—обращения, предложения, просьбы одноклассников;
—внезапное изменение ситуации.
Если реакции неадекватны, то с большой долей вероятности можно утверждать, что агрессивное состояние имеет место. Для того чтобы убедиться в агрессивном состоянии ребенка, его намерении, скрытом побуждении, агрессивной фантазии, можно использовать специальные тесты, сочинения на заданную тему, беседы с учениками.
Для изучения особенно трудных случаев, общей эмоциональной запущенности, психических отклонений могут быть назначены консультации с врачами, педагогические консилиумы, психиатрические экспертизы. Во всех случаях диагностические обследования проводятся так, чтобы дети не могли догадаться, о чем именно хочет узнать учитель.
Для работы в классе
Диагностические методики
Название: Одно предложение.
Форма, метод: Сочинение на заданную тему.
Цель: Выяснить, как оценивает себя ребенок, какие свои качества он считает самыми важными и хочет о них сказать всем.
Оборудование: Листочки бумаги, ручки всем детям.
Реализация: Попросите детей дописать предложение «Я ...». Пусть напишут, что захотят. Обычно, пишут то, что является главной частью их «Я—концепции», например: «Я учусь на "хорошо" и "отлично"», «Я люблю животных», «Я помогаю своей маме».
Вариации: Можно усложнить задание и попросить детей назвать одно или несколько своих главных качеств, например: «Я высокий и сильный». Не нужно подсказывать, следите, чтобы дети не списывали друг у друга. В последнем случае это задание окажется бесполезным.
Обработка результатов: Ответы изучите, сделайте выводы. Наиболее интересные и неизвестные вам сведения внесите в личные карточки учеников. Сравните с материалами, которые уже имеются в вашем распоряжении. Если вы ведете статистический анализ, то добавьте соответствующие баллы в графы учеников. Выводы: Устанавливаются дети, требующие повышенного внимания и коррекции поведения.
Диагностические методики
Название: Узнай себя.
Форма, метод: Тест.
Цель: Составить представление об агрессивных наклонностях учеников.
Оборудование: Планшетик для тестов с новым заданием.
Реализация: Детям предлагается тест и определяется время на его заполнение (не более 2 мин.). Затем планшетики с ответами собираются и обрабатываются.
Тест:
Говорят, что ты:
1. Нарушаешь школьные правила.
2. Любишь смеяться над другими.
3. Можешь ударить товарища.
4. Любишь драться.
5. Ругаешься плохими словами.
6. Не имеешь друзей.
7. Можешь сломать дерево.
8. Обзываешь детей.
9. Бьешь свою кошку, собаку.
10. Говоришь одно, а делаешь другое.
Вариации: В зависимости от возраста и уровня развития детей можно «разбавить» тест ничего не значащими вопросами, чтобы скрыть его направленность. Объем теста возрастет.
Обработка результатов: 8—10 ответов «да» — у ребенка могут быть агрессивные наклонности. 6—8 положительных ответов — агрессивные наклонности проявляются умеренно, А—6 — слабо.
Выводы: Не надейтесь, что ответы будут откровенными. Нельзя из этого теста делать существенные выводы. Его результаты лишь дополнят имеющиеся у вас сведения и несколько прояснят ваши представления о ребенке.
Коррекционные методики
Название: Я и другие.
Форма, метод: Коррекционная игра.
Цель: Выяснить, как ребенок оценивает себя в сравнении с другими детьми. Важно, чтобы он задумался над тем, что другие с ним поступают точно так же, как и он с ними. Результаты этого теста станут поводом для этической беседы на эту же тему.
Оборудование: Листы бумаги, ручки всем детям.
Реализация: На доске учитель показывает образец заполнения листочка с ответами. Страница делится пополам вертикальной линией. В левой колонке пишем «Я», а в правой — «Другие» Детей просят написать одно под другим все свои качества, а также качества, которые они наблюдают у одноклассников. Например:
Я Другие
Честный Не помогают мне
Добрый Жадные
Смелый
Не злой
Помогаю другим
Вариации: Можно задавать готовые качества. Важно, чтобы дети их понимали и умели достаточно четко определять. В 3—4 классах тест может предлагаться под названиями: «Как ко мне относятся другие?», «Почему ко мне относятся хорошо (плохо)?», «Что мне необходимо сделать, чтобы другие относились ко мне хорошо?».
Обработка результатов: Важны не количественные данные — кто больше качеств выделит у себя и у других, а представление об общем климате взаимоотношений в классе. Сопоставление «Я — другие» всегда высвечивает много скрытой и неожиданной информации.
Выводы: В конце серии целенаправленных дел дети должны отчетливо понять, что свое поведение каждый человек обязан корректировать по отношению к другим людям. «Как ты, так и к тебе» — главный результат коррекции поведения.
Коррекционные методики
Название: Я поступаю так.
Форма, метод: Тест-игра.
Цепь: Накопить информацию для проведения коррекционных упражнений и бесед.
Оборудование: Распечатки теста.
Реализация: Детям раздаются листочки с утверждениями, из которых они должны выбрать те, с которыми согласны.
Я поступаю так
Когда меня обижают, я даю сдачи. | Когда меня обижают, я молча ухожу |
Когда меня обзывают, я обзываюсь тоже. | Я никогда не обзываю других. |
Когда другие дети плюются, и я плююсь. | Когда другие дети плюются, я никогда не плююсь. |
Когда другие дети говорят нехорошие слова, и я говорю тоже | Когда другие дети говорят нехорошие слова, я никогда их не повторяю |
Когда дети обижают животных, я тоже так делаю. | Когда дети обижают животных, я так не делаю |
Вариации: Можно дополнять сколько угодно конкретными, важными для понимания ситуации и воспитания утверждениями.
Обработка результатов: Проверка искренности детей. Если учитель видит, что ребенок обманывает и приписывает себе несуществующие качества, следует поставить его в такие условия, где бы он обмануть не смог.
Выводы: Применяется для диагностики и коррекции всех форм девиантного поведения.
Ослабление агрессивности
Воспитывать — значит правильно организовать жизнь ребенка.
В правильной жизни правильно растут дети.
Л. С. Выготский
Простая констатация плохих черт ребенка (ты жестокий, ты грубиян), как правило, не дает положительных результатов. В.А. Сухомлинский напоминал педагогам, что нельзя обнажать недостатки ребенка, надеясь, что он сам сможет критически оценить свое поведение и изменить его. Работа по ослаблению агрессивного поведения, изменению агрессивных состояний и ориентации для учителя трудная и кропотливая.
Итак, вы накопили достаточно представлений об уровне агрессивности своих учеников, ранжировали их по силе проявления этого качества и выделили группы детей: 1) не агрессивные, 2) умеренно агрессивные и 3) с повышенной (высокой) агрессивностью. Коррекционная работа для каждой группы будет различной по глубине, интенсивности и длительности.
Детей не агрессивных или со слабо выраженной агрессивностью отличают конформизм, неумение постоять за себя, повлиять на других. Некоторые считают это недостатком и предлагают коррекцию для таких детей, как воспитание «бойцовских» качеств, без которых прожить трудно. Многие родители открыто призывают своих детей быть более жесткими, когда их обижают. Учитель не посчитает это недостатком и будет приобщать таких детей к активной деятельности, где необходимо проявлять самостоятельность, инициативность, сотрудничать с другими детьми, влиять на них. С подгруппой спокойных детей учитель занимается только в том случае, когда они явно «выпадают» из общего состава учеников. Нельзя пытаться ликвидировать природную сдержанность, толерантность таких детей, нужно постараться сделать их более уверенными в себе. Конечный итог усилий учителя — ученик поверил в собственные силы.
Детей с повышенной агрессивностью отличают озлобленность, самоуверенность, распоясанность, несдержанность. Общаясь с ними, педагог должен быть подчеркнуто мягок, сдержан, терпелив, своим видом показывать, что прекрасно понимает внутреннее состояние маленького драчуна: ведь, терроризируя других, он нередко сам страдает от собственной упрямости, несдержанности. Даже причинив боль другому, утихомирив вспышку своего гнева, он продолжает испытывать чувство досады, неудовлетворенности. Учитель должен почувствовать внутренние переживания ребенка, подсказать ему, что будет трудно справиться собственными силами, что педагоги, родители, друзья — его союзники в решении внутренних проблем. Ребенок должен почувствовать, что его любят, ценят, хотят видеть более сдержанным, великодушным, умеющим владеть собой, что нужно избавляться от плохих поступков. В этом ему помогут правила, которые предлагает учитель, а именно:
—необходимо несколько раз глубоко вдохнуть, если почувствовал гнев;
—не давать волю рукам, пока медленно не сосчитаешь до 10;
—подумать, что будет потом, представить последствия своего поведения;
—каждое утро давать себе обещание не вступать в конфликты;
—вечером подводить итоги прошедшего дня: хвалить себя, если день прошел спокойно; штрафовать себя за каждый срыв настроения и поведения;
—проводить закаливание организма, умываться холодной водой;
—тренировать волю (учитель поможет подобрать комплекс упражнений).
Проследить за выполнением этих правил может и учитель, и кто-то из друзей, кому доверяет ребенок, родители, которые в беседа о проведенном дне могут напомнить ему, что необходимо было сделать, если его кто-то обидел.
В этом возрасте еще действует испытанный метод коррекции поведения детей, т. е. переключение внимания. Если педагог видит, что ситуация может спровоцировать проявление агрессивности, то ее немедленно следует заменить другой: по-иному рассадить детей, дать им другие поручения и т. д. Постепенное разрушение связи «ситуация — поступок» всегда помогает при коррекции отклоняющегося поведения. Не давать образовываться постоянным связям, приучать детей все время активно осмысливать ситуацию, приноравливаться к ней будет педагог. Переключая активность агрессивного ребенка в конструктивное русло, педагог будет опираться на его индивидуальные особенности, прежде всего — интересы и склонности. Постепенное усложнение задач, требующих решительности, смелости, энергичности, позволяет отвлечь ребенка от мелочного «выяснения отношений» на организацию общей деятельности, успех которой зависит от умения сотрудничать с другими.
В комплексе будут применены различные методы и методики коррекции, подкрепленные разнообразием организационных форм (рис. 20).
1. Беседы.Во время беседы учитель предлагает детям вспомнить случаи, когда они были оскорблены, напуганы, унижены. Выяснит, что тогда случилось, почему это произошло, и подумает вместе с детьми, что нужно было сделать, чтобы избежать подобных происшествий. Он выделит и разовьет мысль о том, что понять переживания и поступки других людей нам мешает гордыня, душевная черствость, безразличие, желание отомстить, причиненная боль, чувство гнева, оскорбления, желание всегда и во всем быть правым, ревность, зависть. Всегда нужно стремиться понять, почему так поступает другой человек, и лишь потом начинать действовать.
Особенно ценны профилактические беседы, которые проводятся с целью недопущения или нежелательного развития событий. Агрессивные дети вначале действуют, а потом думают. Чтобы уменьшить опасность, педагог должен постоянно напоминать о необходимости мирового разрешения конфликтов. Свои доводы он подкрепит ссылкой на закон, права других людей. Расспросит детей, что они об этом уже знают. Популярно и подробно расскажет им, какие права имеют другие люди, почему их необходимо уважать.
2. Ролевые игры.В них воспроизводятся реальные ситуации, которые уже были пережиты детьми, или ситуации, которые предположительно могут возникнуть в будущем. Главная цель —научить детей правильно вести себя. В ситуациях, которые уже были и закончились агрессией, дети ищут способы мирового разрешения конфликта, показывают в игре, как можно было бы избежать недостойного поведения. Если воспроизводится ситуация, в которой ученик проявил неоправданную (завышенную, ненужную) агрессивность, обязательно нужно найти адекватное мировое разрешение конфликта. Наиболее ценными будут те варианты решений, когда ребенок сам находит правильный выход из ситуации, совершает обдуманный выбор.
Разыгрывание ситуаций:
—сошлись два сердитых мальчика, один не хочет уступать другому (аналог сказки «Два козлика»);
—плохое настроение у девочки, ее оскорбил мальчик — дергал за косички, развязал бант. Как поступить девочке?
—дети положили кнопку на стул учительнице. Она больно укололась и обиделась. Что делать учителю, как посоветуют дети?
—один мальчик нечаянно толкнул другого, тот упал, больно ударился и бросился с кулаками на обидчика. Но тот же неумышленно толкнул; как быть?
—старший обижает младшего, тот плачет. Что посоветуют дети?
3. Поручения.Если учитель видит, что кому-то необходима помощь, он предлагает детям проявить чуткость: написать открытку, посетить этого ребенка, позвонить ему по телефону и сказать приятные слова или просто сделать что-нибудь приятное. Когда детей этому учат, они растут отзывчивыми, внимательными, знают, как поступать, как выразить свои чувства или внимание. Особенно значимы эти проявления, когда они идут от самих детей. К сожалению, очень редко учат детей чуткому, внимательному, доброму отношению к другому, потому они растут агрессивными, невоспитанными. Чтобы действовать правильно, нужно не только хотеть, но и знать, что, как и когда нужно делать. Особенно важно научить детей преодолевать сопротивление другого: большинство из нас проявляет излишнюю замкнутость, нежелание вступать ни в какие отношения с другими. Это вредит каждому, создает ненужное напряжение.
Агрессивность некоторых детей учитель должен ослаблять, поручая им заботиться о домашних животных. Хорошо, если ребенок расскажет в классе, как он ухаживает за своим любимцем, почему нельзя плохо относиться к животным. Важно, чтобы он сам себя услышал. А вербализация скрытых внутренних чувств не толькоспособствует их лучшему пониманию, но и закреплению в виде убеждений и стимулов к совершению действия в нужном направлении. Не только в данном, но и в других подобных случаях необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок произносил вслух хорошие намерения, правильные оценки, чтобы он сам слышал их из своих уст.
4. Упражнения.В коррекции агрессивного поведения они могут приобретать различные формы — действий по образцу, выполнения правил, изобразительной и физической деятельности. Трудные упражнения вначале должны быть посильными.
Успокаивающими упражнениями для агрессивного состояния считаются физические, а также упражнения для дыхания. Известно, что глубокие вдохи и выдохи — это эффективное средство регулирования состояний гнева, печали, страха.
Приведем примерные упражнения.
Хождение по канату.Две команды по очереди ходят по канату (или узкой доске), проложенному по полу. Пока члены одной команды по очереди переходят класс, дети из другой команды всячески им мешают: кричат, машут руками и т. д. Руками соперника касаться запрещено. Касание пола — потерянное очко. Нужно держать равновесие, оставаться спокойным, дойти до финиша. Побеждает та команда, которая проявила больше выдержки, где дети меньше реагировали на провокационные выходки соперника.
Игра эта очень полезная. Сочетается с беседой, другими играми, упражнениями. Можно ее проводить тогда, когда заниматься физкультурой на улице мешает погода.
На уроках физкультуры для снятия накопившегося напряжения полезно проводить перетягивание каната, бег с препятствиями, эстафеты и другие подвижные игры. Здесь ученики могут дать выход своим чувствам, и это надолго удерживает их от вспышек агрессивных побуждений. Играть нужно чаще, больше и на каждом занятии. На уроках физкультуры дайте детям возможность поваляться на ковре, попрыгать, побить боксерскую грушу. Не менее полезны игры с мячом, бадминтон, хоккей.
Для ослабления и профилактики агрессивного поведения учитель применяет специальные методики. Если он будет действовать по определенной системе и его работа будет комплексной, последовательной, посильной и постепенно усложняющейся, то результаты должны быть хорошими.
1. Учитель будет использовать только те средства влияния на детей, которые не вызывают их внутреннего сопротивления. Если какой-то метод, прием, действие неохотно воспринимается детьми, от него следует отказаться, понять причину невосприятия и найти новое адекватное средство. Часто бывает, что дети сначала чего-то не хотят, а потом привыкают и с удовольствием выполняют. Если речь идет о средстве полезном и необходимом, то учитель будет применять его, несмотря ни на какое сопротивление.
2. Учитель будет выбирать преимущественно универсальные упражнения и задания, чтобы их можно было использовать не только для исправления агрессивности, но и для коррекции других недостатков. Методики должны быть пригодны для классной и внеклассной работы с детьми.
3. Начиная антиагрессивную коррекцию, педагогу необходимо будет помнить: у агрессии два конечных результата — либо она вознаграждается и тогда получает свое дальнейшее развитие, либо не приносит успеха, подавляется и тогда формируется неагрессивный стиль поведения. Резкое подавление агрессивного поведения может вызвать у ребенка подчинение, покорность. Это плохо, так как развивается такая не очень хорошая черта, как боязнь, беспрекословное подчинение.
4. Поставив ученика в такие условия, где нежелательное поведение не приветствуется, а нормальное поощряется, учитель может достигнуть быстрых и радикальных улучшений. Однако такое изменение поведения недолговечно. Исчезают стимулы, меняется поведение.
5. Дети, чьи родители часто применяют наказания, обычно агрессивны. Они хорошо усваивают уроки, преподаваемые розгой, как общий метод решения всех проблем. Без окрика или шлепка, по их убеждению, ни одно дело не движется. Что будет делать с такими детьми учитель в школе? Применять родительские способы воздействия он не будет. Но если связь «подзатыльник — действие» уже сформировалась и стала прочной, другого выхода нет. Но нужно помнить, что сила «взрыва» должна быть адекватной прочности связи. Слабый «взрыв» связь не разрушит, а сильный — навредит. Об этом нельзя забывать, применяя данный метод и для других целей.
Педагог, владеющий методикой замещения агрессивных переживаний, обучит ей детей. Это эмоциональная разрядка посредством внешнего выражения эмоций и заместительных действий. Учите детей, когда они в ярости, давать выход гневу на неодушевленные предметы: пусть они бьют палкой по забору, колотят чучела, стегают плеткой воображаемые чудовища, бросают камни в злых великанов. Если ребенка распирает от ярости, мы должны открыть клапан. Вспомните, как все удивлялись, когда на японских предприятиях выставили чучела руководителей, чтобы каждый мог выместить свою ярость, отстегав их плеткой. Нечто подобное можно было бы придумать и в школах, раз у нас нет полной гарантии, что врожденная агрессивность может быть преодолена.
7. Во всех наблюдениях дети становились менее агрессивными, когда их агрессивное поведение игнорировалось, а неагрессивное — поощрялось. Наказывать такого ребенка — пустая трата времени и сил.
8. Учитель, упреждая детскую агрессивность, покажет детям, как нужно снимать накапливающуюся злость. Из коррекционных методик он выберет ту, которая будет наиболее приемлема для быстрого снижения эмоциональной напряженности, хорошо овладеет ею и научится мастерски применять.
9. Родителям надо подсказать, что необходимо добиваться дисциплины без применения слишком суровых наказаний.
Для работы с детьми
Коррекционные методики
Название: Кто симпатичней?
Форма, метод: Игра.
Цепь: Формирование невосприятия агрессивных состояний. Показать, что драки, насилие, другие формы агрессивного поведения наименее привлекательные. Люди, совершающие агрессивные действия, со стороны выглядят смешными.
Оборудование: Фотографии различных эмоциональных состояний людей: гнева, страха, радости и т. д. Рисунки агрессивного поведения.
Реализация: Дети любят упражняться на распознавание различных эмоциональных состояний. Пусть картинки (или фотографии) агрессивных состояний и поведения будут наименее привлекательными. Детям предлагается определить, какие состояния людей им больше всего нравятся и почему. Подчеркнуть — так непривлекательно выглядит злой человек со стороны. Хотите быть похожими?
Вариации: В зависимости от класса, уровня подготовленности детей, наличия подгрупп интенсивной коррекции, уже выполненной работы задания упрощаются или усложняются. Обработка результатов: Накапливаются данные об изменении состояний и эффективности коррекционной работы.
Выводы: Очередное звено в цепи коррекционных мер.
Коррекционные методики
Название: Остров забияк.
Форма, метод: Игра.
Цель: Профилактика агрессивного поведения.
Оборудование: Специальное оборудование не требуется.
Реализация: Добрая фея прилетает на остров, где живут одни забияки. Они все уже передрались между собой, ходят в синяках, разодранной одежде, с разбитыми носами. Пусть дети изобразят все это: не скупитесь на черную, синюю и красную краску. Никто ни с кем не разговаривает, не мирится, ничем не делится. «Хорошо вам?» — спрашивает фея. «Нет, худо нам, плохо», — отвечают дети. «А почему вам плохо?» — продолжает фея... и т. д. Допишите сценарий сами, опираясь на уровень и возможности ваших учеников.
Вариации: Можно разыграть сценку, выставив в качестве главных отрицательных героев всем известных хулиганов.
Обработка результатов: По поведению детей определяется, кто и как воспринимает агрессивное поведение.
Выводы: Очередное звено в цепи коррекционных мер.
Коррекционные методики
Название: Петушки-драчуны.
Форма, метод: Игра, профилактическая беседа.
Цепь: Коррекция агрессивного поведения.
Оборудование: Не требуется. Участие принимают дети, которым хочется потолкаться. Остальные — зрители.
Реализация: Поссорились два петушка. Изображающие их дети с заложенными за спину руками становятся на одну ногу друг против друга и подпрыгивая стараются ударить соперника движением плеч вперед. Игра должна проходить так, чтобы дети, окружившие «петушков», смеялись. Пусть попробуют все, кто захочет. -
После игры учительница проводит этическую беседу:
1. Как со стороны выглядела драка петушков?
2. За что поссорились петушки?
3. Можно ли было избежать ссоры и драки?
4. Хорошо ли тому, кого бьют?
5. Что чувствует более сильный?
6. Как помириться петушкам?
7. Какой вред приносит драка?
Вариации: Для учеников 3-4-х классов игра и беседа дополняются новыми подробностями. Например, в беседе можно затронуть вопросы:
Должны ли в драке быть правила?
Возможна ли драка без правил?
Не лучше ли драться без рук?
Можно ли бить лежачего? и т. п.
Обработка результатов: Накапливается информация о прогрессивности коррекционного воспитания.
Выводы: Формируется представление об отношении детей к разрешению конфликтов.
Коррекционные методики
Название: Поссорились и помирились.
Форма, метод: Игра, после игры этическая беседа.
Цель: Коррекция агрессивного поведения.
Оборудование: Не требуется. Играют все желающие. В пары желательно поставить тех детей, которые сейчас в ссоре друг с другом.
Реализация: Действие первое. Двое детей изображают поссорившихся друзей. Они стоят спинами друг к другу и притопывают ногами, руки на поясе, сложенные на груди или за спиной. Звучит угрюмая музыка.
Действие второе. Дети поворачиваются лицом друг к другу и, улыбаясь, берутся за руки, весело кружатся в танце. Потом обнимаются и уходят.
План этической беседы:
1. Что лучше — ссориться или дружить?
2. Пользу или вред приносят ссоры?
3. Как помириться, если вы уже поссорились?
4. Как долго можно быть в ссоре с другом?
5. Нужно ли прощать обиды?
6. Как простить обидчика, чтобы с ним не ссориться? и т. д.
Вариации: В зависимости от конкретных возможностей и потребностей.
Обработка результатов: Накапливается информация о прогрессивности коррекционного воспитания.
Выводы: Педагог решает, какую дальнейшую работу проводить для коррекции поведения.
Коррекционные методики
Название: Скульптор.
Форма, метод: Игра.
Цель: Коррекция агрессивного поведения.
Оборудование: Пластилин.
Реализация: Пусть дети попробуют вылепить из пластилина агрессивно настроенного человека. Выражение глаз, лица, поза должны соответствовать замыслу. Устраивается конкурс на лучшее изображение «самого злого».
Вариации: Дети определяют отрицательный персонаж, например «злой волк». Одного ученика выводят в центр класса и все подсказывают ему, как должен выглядеть злой волк. Ребенок застывает в этой позе, все его лепят. Можно не объявлять, дети сами должны отгадать, на кого похож созданный ими персонаж. Игра завершается выставкой.
Обработка результатов: Накапливается информация о прогрессивности коррекционного воспитания.
Выводы: Решается вопрос о содержании дальнейших коррекционных действий.
Коррекционные методики
Название: Мой характер.
Форма, метод: Тест-игра.
Цель: Накопить информацию для проведения коррекционных упражнений и бесед.
Оборудование: Листы бумаги, ручки всем детям.
Реализация: Учитель предлагает детям записать понятные им черты своего характера. Потом листочек делится на две колонки и вместе с учителем дети расписывают черты своего характера на положительные и отрицательные. Параллельно учитель ведет запись на доске. Дети должны определить особенно плохие и хорошие качества.
Мой характер
Хорошие качества Плохие качества
Не обижаю слабых. Не довожу дело до конца.
Помогаю маме по дому. Не могу вовремя лечь спать.
Учусь на «4» и «5». Без разрешения смотрю телевизор.
Вариации: Можно дополнять сколько угодно конкретными, важными для воспитания утверждениями. Зависит от возраста детей, их способности вычленять черты характера и поведения. .
Обработка результатов: Проверка искренности детей. Если учитель видит, что ребенок обманывает и приписывает себе несуществующие качества, следует поставить его в такие условия, где бы он обмануть не смог, не посмел.
Выводы: Применяется для диагностики и коррекции всех форм девиантного поведения в сочетании с другими методиками.
Коррекционные методики
Название: Открытка.
Форма, метод: Упражнение.
Цель: Коррекция агрессивного поведения.
Оборудование: Бланки почтовых открыток.
Реализация: Учитель предлагает детям написать открытку хулигану, жестокому, бессердечному человеку, школьному забияке. Пусть он получит столько открыток, сколько детей осуждают его поведение.
После выполнения задания учитель проводит с детьми этическую беседу, где обсуждаются вопросы: почему люди осуждают плохие поступки? как избежать конфликтов, как их предотвратить? как вести себя в сложных ситуациях? какие способы выхода из конфликта дети знают? и т. п.
Вариации: В зависимости от уровня развития детей и конкретных условий.
Обработка результатов: Накапливается информация о прогрессивности коррекционного воспитания.
Выводы: Очередное звено в цепи коррекционных мер.
Подытоживая, еще раз подчеркнем, что эффективность коррекционной работы зависит от того, насколько правильно педагог определил агрессивную напряженность класса и насколько адекватные методы коррекции он применил. Накопив достаточно представлений об уровне агрессивности всех учеников класса, он ранжировал их по силе проявления этого качества и выделил три группы детей: 1) не агрессивных, 2) умеренно агрессивных, и 3) с повышенной (высокой) агрессивностью. Выбор коррекционных методик зависит от конкретных условий.
Проверим себя
1. Что такое агрессия, агрессивность?
2. Почему возникает детская агрессивность?
3. Какие эмоциональные состояния вызывают агрессивное поведение?
4. Какими причинами обусловлено агрессивное поведение?
5. Как объясняют агрессивное поведение ученые?
6. Как влияют на агрессивность сцены насилия по телевидению ?
7. Влияют ли на агрессивность детей игры с оружием?
8. Какие выделяются виды агрессивного поведения?
9. Какими причинами обусловлено агрессивное поведение педагогов?
10. Как влияет агрессивность педагогов на агрессивность учеников?
11. Что нужно менять в подготовке учителей?
12. По каким признакам определять агрессивные состояния детей?
13. Как диагностировать агрессивное поведение?
14. Что будет делать учитель в ситуациях проявления агрессивности?
15. Что значит понять ребенка?
16. Какие методики выявления агрессивности вы знаете?
17. Как строится коррекционная работа с умеренно агрессивными детьми?
18. Как осуществляется коррекция детской агрессивности?
19. Какие методы применяются для коррекции агрессивности?
20. Что посоветует учитель агрессивно напряженным детям?
21. Чего нельзя допускать при коррекции агрессивности?
22. Какие методики коррекции агрессивности вы будете применять?
Прочитаем дополнительно
1. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? М., 1986.
2. Будницкая И.И., Катаева А.А. Ребенок идет в школу. М., 1985.
3. Бютнер X. Жить с агрессивными детьми. М., 1991.
4. Воспитание трудного ребенка / Под ред. М.И. Рожнева. М., 2000.
5. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1998.
6. Корчак Януш. Как любить детей. М., 1969.
7. Кочетов А. Работа с трудными детьми. М., 1986.
8. Лэндрэт Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994.
9. Реттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.
10. Сухомлинский В.А. Верьте в человека. М., 1960.
11. Эмоциональное здоровье вашего ребенка / Пер. с англ. М., 1996.
12. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 2000.
Учитель и семья школьника
1. Труд и ответственность учителя.
2. Советы учителю.
3. Воспитание детей в семье.
4. Виды семейного воспитания.
5. Содержание и методы.
6. Педагогическая поддержка семьи.