Иллюстрация как средство наглядности

Иллюстрация дает возможность учащемуся проверить и уточ­нить свои представления на демонстрируемых объектах.

Рисование, лепка, аппликация, приготовление диаграмм, схем, макетов - вот средства, которыми располагает иллюстрация. Мо­делирование и конструирование связывают иллюстрацию с лабо­раторной работой.

Учителя иногда говорят, что иллюстративными средствами мо­гут пользоваться только исключительные индивидуальности - та­ланты. Это мнение надо считать безусловно ошибочным. Каждый учитель может использовать все виды иллюстрирования. Для это го он должен, конечно, приобрести соответствующие умения и навыки, получить определенную грамотность. Недооценка иллюстративных работ объясняется недостаточно глубоким понима­нием педагогического значения этого метода. С другой стороны, нередко сами педагоги не обладают настолько ясными представлениями по целому ряду вопросов, чтобы иметь возможность ил­люстрировать тот или иной материал.

При иллюстрировании учебного материала для учащегося мо гут создаваться весьма разнообразные условия: во-первых, изображаемый объект может находиться, а может и не находиться перед иллюстрирующим; во-вторых, предметом иллюстрации может быть или конкретный объект, или то или иное общее пред­ставление (скорость, рост, распределение и т. д.), и, наконец, изо­бражаемый объект мог встречаться, а мог и не встречаться в про­цессе предшествующего опыта учащегося. Педагогу важно иметь в виду, что ребенок своей иллюстрацией обычно всегда повеству­ет. Если он рисует дом, в доме этажи, лестницу, квартиру, обста­новку и живущих в ней людей - так это не значит, конечно, что ребенок не замечает непрозрачности: он здесь повествует, вскры­вает содержание объекта, выявляя его сложность.

Иллюстрируя процесс через изображение отдельных его ста­дий, ребенок как бы стабилизирует процесс, в то же время не ли­шая его основного признака динамичности.

Иллюстрация может иметь троякий смысл в методической ра­боте школы: или это средство уточнения представлений, вскрытие зависимостей и связей между элементами целого, или это средство закрепления, или же, наконец, средство учета. Конечно, отдельные работы учащихся педагог может использовать по всем трем ли­ниям.

Рисование также является средством иллюстрации. Говоря о рисовании, как об иллюстративном приеме, мы его не отделяем от живописи. Рисование - это искусство изображать на плоскости действительно существующие или воображаемые предметы с обо­значением их форм линиями и различной степени освещения этих форм, посредством более или менее сильного покрытия их каким-либо одноцветным веществом. Живопись же, кроме рисунка, дает еще и колорит.

Надо отличать рисование как определенный предмет в учебном плане от рисования как методического приема в школьной работе.

Рисование как предмет школьного обучения идет в системати­ческом курсе, постепенно, последовательно знакомящем ребенка с отдельными приемами и средствами рисования.

Рисование как иллюстративный прием сразу вводит учащегося в использование тех приемов, которыми обычно в той или иной ни уже владеет учащийся.

Придавая огромное значение рисованию как иллюстративному средству, мы все же не должны его переоценивать, не должны забывать, что это только «искусство изображать на плоскости» действительно существующие или воображаемые предметы, и для того, чтобы графически изобразить предмет, достаточно знать только некоторые его свойства - форму, а иногда цвет и материал. Другие же свойства при этом способе иллюстрирования остаются вне поля зрения рисовальщика.

Лепка — это искусство делать вещи из мягкого материала (глина, воск, пластилин). Здесь мы изображаем или «круглые фор­мы» — предмет окружен со всех сторон свободным пространством, или «рельефы», тогда изображаемый предмет более или менее выступает из фона (Если предмет выступает из фона меньше чем наполовину – это барельеф. Если больше чем на половину — горельеф). Лепка круглых форм, как иллюстративный прием на младших ступенях обучения, является более приемлемой. Составление по типу горельефов простейших орнаментов из лег­ких геометрических форм (плодов, овощей) в систематическом курсе лепки желательно дать достаточно рано.

Не следует при использовании лепки как иллюстративного приема игнорировать правильные технические приемы. Не следу­ет давать очень мелких вещей, требующих почти исключительно применения стеков (Стеки - различные заостренные и изогнутые палочки, чаще из пальмового дерева, употребляемые при выработке мелких деталей, которые не мо­гут быть сделаны пальцами). Надо приучить ребенка в полной мере использовать пальцы.

Простым иллюстративным средством являются изделия из па­пье - маше. В наиболее приемлемой для школы форме эти работы сводятся к следующему: из глины лепится тот объект, который надо сделать из папье-маше. Когда глина достаточно просохнет, он покрывается маслом, а затем ее начинают тщательно оклеивать смазанными столярным клеем полосками бумаги в 2 - 3 сантиметра ширины, стараясь, чтобы бумага по возможности точно повторила форму модели, выполнив все ее неровности и изгибы. Бумага на­клеивается в 8-10 слоев. Когда все это просохнет, бумажную фор­му разрезают пополам или на столько частей, сколько это необхо­димо, дабы вынуть глиняную модель. Затем полученные бумаж­ные части вновь склеивают и работу раскрашивают клеевыми или масляными красками. Таким способом легко приготовить маски животных, утварь, иллюстрирующую быт определенной эпохи пр. Работы хорошо и долго сохраняются. Форму надо лепить достаточно контрастную. Слои бумаги эту контрастность значительно смягчают.

Есть и другие приемы работы из папье-маше, но они более сложны, а главное, дороги и носят скорее ремесленно-производ­ственный характер.

Аппликация - это вырезывание из разноцветной бумаги споследующим наклеиванием на белый или цветной фон. Это тин работы, близко стоящий к рисованию. В аппликации при доста­точном опыте можно достигать значительных художественных эффектов. Область применения аппликации как иллюстративною средства довольно велика: иллюстрирование прочитанного, изготовление географических и исторических карт, естественно-исторических плакатов и т. д.

Близко к аппликации стоит и другой способ работы, который также может быть использован как иллюстративное средство - это мозаичные работы из картона и цветной папиросной бумаги. На толстый желтый картон наносят двойными параллельными линия­ми рисунок. Расстояние между линиями всецело зависит от вели­чины картона. Если взять целый лист картона, то расстояние меж­ду параллельными линиями должно быть полтора сантиметра; по­ловина листа картона - сантиметр; в четверть листа - 5 милли­метров. Когда рисунок сделан, его вырезают острым перочинным или картонажным ножом. Образовавшиеся пустоты заклеивают при помощи столярного клея или лучше фотоклея цветной папи­росной бумагой.

Готовые работы хорошо наклеить на деревянную рамку и повесить на окно. Этот тип работы очень эффективен для украше­ния класса, для приготовления разных светящихся транспарантов и т. д.

Другую форму аппликационных работ составляют изделия, из­готовленные из бумаги. Для работы необходима толстая цветная альбомная бумага или одноцветные обои. Как и в простой аппли­кации, вырезываются части рисунка. Они не наклеиваются одна рядом с другой, а лишь приклеиваются одним краем, чтобы эту часть можно было отогнуть. Например, делается разборная модель цветка мака.

Макеты - это небольшие построенные по типу театральной сцены трехмерные сооружения. Изготовление макетов дает воз­можность в исключительно интересной форме иллюстрировать разнообразный учебный материал.

Макет только тогда имеет воспитательно-образовательное значение, если его изготовление является действительно необходимым, а не представляет собою дело случая. Изготовление макета всегда дело трудное, требующее значительного времени и затраты вид, а потому умение удачно выбирать тему и сконцентрировать в ней учебный материал является весьма важным. Надо выбирать тему, чтобы она иллюстрировала по возможности типичный вопрос, отдел курса. Разработать тему необходимо в тесной связи с проработанным материалом.

Изготовленные макеты поступают в кабинет учебных пособий и в последующей работе являются прекрасным демонстрационным материалом. Это одно из существеннейших средств оборудования школы.

Диаграммы и схемы являются важным иллюстративным средством на всех ступенях обучения. Самый процесс изготовления их, обработка материала, расчет имеют огромное воспитательное значение. Диаграмма или схема часто открывают ребенку скрытые и с трудом улавливаемые отношения и связи. Необходимо так поставить работу, чтобы учащийся понял сущность диаграммы. Для этого надо провести четкие линии от чувственных восприятий к тем отвлечениям и обобщениям, которые мы даем в диаграмме. Например, ученики первого класса становятся по рос тy, и рост каждого из них обозначается полоской бумаги, равной росту. Получается своеобразная диаграмма в натуральную вели­чину. Во втором классе новое измерение. Ленты перегибанием складываются вчетверо. Это диаграмма в четверть роста. В треть­ем опять измерение и диаграмма в 1/10 роста. В четвертом - пятом классах можно взять в любом масштабе, а в шестом заменить столбики кривой.

Не меньшее значение, чем диаграммы, имеют и разнообразные схемы. Если диаграммы иллюстрируют главным образом состоя­ние или процесс с количественной стороны, то схема - взаимоот­ношения отдельных частей. Например, диаграмма роста воспитан­ников к началу учебного года (состояние), диаграмма изменений веса воспитанников за год (процесс) или схема анализа задачи схема работы над статьей, схема грамматического разбора.

Драматизация

Драматизация в школьной жизни не заняла еще соответствующего места. Даже те методические приемы, которые носят это на­звание, драматизацией в собственном смысле этого слова не явля­ются. Присутствуя на уроках, где драматизация применяется как методический прием, можно видеть, что здесь меньше всего движения. Если несколько человек читают басню по ролям - это еще не драматизация. Драматизацией могут являться те движения ре­бенка, в которых выражено стремление передать характер того или иного персонажа.

Когда ребенок скачет верхом на палочке, делает выговор кукле или прячется за забором, изображая следящего за диверсантом солдата-пограничника, он драматизирует. В игре лежат корни драматизации. Примеры игр, пользующихся драматизацией, весь­ма разнообразны.

Драматизация - могучее средство в коррекционно-воспита­тельной работе во вспомогательной школе. Под влиянием тех эмо­циональных процессов, которые лежат в основе драматизации, в значительной степени интенсифицируется протекание всех основ­ных форм психологической деятельности умственно отсталого ре­бенка.

Наши рекомендации