Методика организации и проведения уроков трудового обучения с использованием элементов русского орнамента в аппликационных работах
Использование в творческой работе с детьми произведений народного декоративно-прикладного искусства всегда вызывало интерес специалистов. Известные исследователи декоративного народного искусства В.С.Воронов, А.В.Бакушинский, В.М.Василенко и др. в своих трудах неоднократно отмечали родственность мироощущения и отражения в творчестве народных мастеров и детей, выдвигая главным критерием подобной близости декоративность и красочность созданных ими образов, особое чувство ритма, любовь к узорчатости орнамента. По мнению многих ученых, именно поэтому декоративное искусство, художественные ремесла должны играть важную роль в эстетическом воспитании детей. Учитывая их благотворное влияние на развитие фантазии, образного мышления учащихся, на активизацию творческого процесса, художественного восприятия, внимания, многие педагоги включают элементы декоративно-прикладного искусства в содержание уроков и внеклассных мероприятий по изобразительной деятельности и трудовому обучению.
Введение элементов декоративно-прикладного искусства в содержание обучения умственно отсталых школьников ручному труду позволяет расширить объем знаний учащихся об окружающем мире и пробудить творческие качества личности, способствует формированию самостоятельного творческого опыта, воспитывает у учащихся художественный вкус, любовь к Родине, ее истории, традициям, формирует у ребят способность воспринимать, осознавать, чувствовать красоту окружающего мира, природы, произведений искусства.
\ Как правило, занятия с использованием элементов народно-прикладного творчества проходят на радостной, мажорной ноте, Воздают ощущение праздника. Благодаря включению детей с нарушениями интеллекта в деятельность по созданию предметов декоративно-прикладного искусства удается преодолеть и такие негативные тенденции в их работе, как скованность, неуверенность в себе, напряженность. Работа вызывает у детей чувство эмоционального удовлетворения, удовольствия. Занятия прикладным искусством способствуют выявлению и развитию потенциальных возможностей детей (в том числе компенсаторных возможностей различных анализаторов), психических процессов, наблюдательности, воображения, фантазии, пространственной ориентировки, коррекции мелкой моторики рук, аккуратности. Как правило, работа учащимся настолько нравится, что данный вид деятельности становится у школьников любимым средством проведения досуга. Прикладное искусство развивает умения переносить знания и навыки, приобретенные во время обучения на уроках, в практическую деятельность вне школьных занятий.
Включение в содержание уроков ручного труда элементов декоративно-прикладного искусства возможно при работе с различными материалами: бумагой, пластилином, тканью и др. Мы рассмотрим возможности включения элементов декоративно-прикладного творчества при выполнении аппликаций из бумаги.
Программой по ручному труду в I классе предусматривается вырезание квадратов, прямоугольников по шаблону, округление углов прямоугольников и квадратов на глаз, в результате чего дети учатся резать по прямым и изогнутым линиям, узнавать и называть основные геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг). Во второй четверти I класса дети изготавливают детали аппликаций на флажки, приклеивают их к основной детали. На этом этане дети овладевают элементарными умениями и навыками декоративной аппликации, учатся пользоваться клеем, рационально использовать материал. Дети должны уметь с помощью учителя правильно располагать аппликацию на основной детали, соблюдая пропорции и размеры. В третьей четверти I класса программой
предусмотрено составление по образцу композиций из геометрических фигур (снеговика, домика); составление по образцу орнамента в полосе из геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг), чередующихся по цвету и форме, самостоятельное изготовление по образцам (на выбор) орнамента в квадрате. Детей знакомят с такими техническими сведениями, как оттенки цветов бумаги, сочетание её цветов в орнаменте, правила составления аппликации. В четвертой четверти I класса дети изготавливают по образцу растительный орнамент в полосе. В результате они должны овладеть правилами безопасной работы с ножницами и клеем, методами составления геометрической аппликации и растительного орнамента, овладеть приемами размещения на листе бумаги элементов аппликации, их наклеивания.
Во II классе дети наклеивают на изделия из картона (закладки, елочные игрушки) аппликации, выполняют предметную аппликацию (грузовик, автофургон) с разметкой подложки и деталей по линейке; изготавливают из бумаги и картона поздравительные открытки, сувениры. В III классе учащиеся украшают аппликацией карнавальные маски, головные уборы (кокошники, шапочки).
Анализируя программу, мы пришли к выводу, что аппликация из бумаги широко используется на уроках ручного труда. Основная работа по обучению детей аппликации осуществляется в I классе. В дальнейшем учащиеся украшают аппликацией изготовленные из бумаги изделия.
При изготовлении аппликаций мы предлагаем включать в содержание работы элементы русского орнамента. В русском народном декоративно-прикладном искусстве получил широкое распространение геометрический орнамент. Он весьма прост по своему композиционному строю и очертанию элементов, состоит, главным образом, из одних и тех же фигур (круга, ромба, квадрата, треугольника, розетки), чередующихся друг с другом в бесчисленных комбинациях. Благодаря использованию в них ярких цветов (красного, синего, черного, фиолетового, белого, оранжевого) и разнообразных форм создается необычайная красота узора.
Знакомясь с элементами народного творчества, учащиеся попадают в мир сказочных образов, ярких красок, узоров орнамента, выразительных пластических форм, который наиболее близок и созвучен эстетическим чувствам и представлениям детей. В этом контексте целесообразно связать уроки ручного труда по изготовлению аппликаций с изучением русских народных сказок. Предлагая детям сделать нарядными одежду героев сказки, предметы их быта, мы использовали бумажные или картонные заготовки, которые учащиеся затем украшали. Такая деятельность способствует развитию мотивации учебно-трудовой деятельности умственно отсталых учащихся, более осознанному выполнению работы, созданию положительного отношения к урокам ручного труда. Параллельно с этим происходит развитие творческих способностей учатся, их ассоциативного мышления, художественного вкуса.
Необходимо отметить, что умственно отсталым школьникам наиболее доступны для воспроизведения простые мотивы русских узоров, составленные из сочетаний треугольников, квадратов, кругов, полос.
Каждый урок мы предлагаем начинать с вводной беседы, в ходе корой учитель совместно с детьми вспоминает сказку и тех героев, одежду которых они будут украшать. Ориентировка в задании проходит по вопросам учителя. При анализе образца особое внимание уделяется «узнаванию» и «называнию» геометрических фигур, из которых состоит орнамент, их расположению относительно друг руга и основной детали, цветовому сочетанию. С этой целью можно использовать дидактические упражнения, направленные на дифференциацию различных геометрических фигур, формирование
пространственного восприятия и др. Дети вырезают необходимые элементы по шаблону, по сгибу или закругляя углы, размещают их на основной детали и приклеивают. Планирование работы осуществляется по графической карте, определяется, в какой последовательности необходимо приклеивать элементы орнамента. При составлении графической карты необходимо учитывать сложность орнамента, количество элементов в нем: чем их больше, чем сложнее узор, тем подробнее должен быть план. С увеличением опыта работы учащихся по составлению аппликаций количество этапов в плане может быть сокращено. При оценке деятельности учащихся учитываются правильность составления орнамента (если работа выполняется по образцу), оригинальность и рациональность композиционного решения, цветового сочетания (если узор составляется по собственному замыслу). Учитываются аккуратность работы, старательность учащихся, соблюдение правил техники безопасности при работе с ножницами и санитарно-гигиенических требований при работе с клеем. На каждом отдельном уроке дети украшают аппликацией отдельный предмет. На последнем, итоговом, уроке дети одевают героев и составляют композиции к сказке («Колобок лежит на салфетке, украшенной орнаментом», «Колобок встречает волка, одетого в рубашку, украшенную русским орнаментом»). Такие уроки интересны для детей, носят характер занимательности, приносят им радость и эмоциональное удовлетворение.
Одним из самых ярких видов народных промыслов является хохломская роспись. С незапамятных времен эти деревянные изделия, словно излучающие солнечный свет, расписанные сочными узорами трав, цветов и лесных ягод, получили название хохломских от названия старинного заволжского торгового села Хохлома. Сюда свозились на продажу выточенные на токарном станке чаши, поставцы и бочата, обеденные миски, ковши, ложки. Изделия эти ярко и празднично сверкали на солнце золотом, киноварью,
всплесками черного цвета, придававшими особую декоративность росписи.
Основными красками хохломы были сочетания золотого, красного и черного цветов. Этот строгий классический колорит мастеpa хохломы умело и тактично дополняют введением зеленена коричневого, желтого, оранжевого цветов, сохраняя при этом органичную цельность цветовой гаммы, где общий золотистый фон является ведущим. Основные сюжетные элементы хохломской росписи — растительные формы: листочки, ягоды, цветы, стебли но также птицы и животные.
Работа на уроках начинается с изучения хохломского орнамента, специфики формы, цвета элементов хохломского узора. Учащимся важно понять специфику хохломской росписи, ее связь с образами природы и русскими национальными традициями. Особое внимание необходимо обращать на варьирование элементов хохломского орнамента в зависимости от очертаний поверхности украшаемых предметов, их назначения. Учащимся предлагаются для декорирования бумажные заготовки (дощечка, тарелочка, чашка, ложка, шкатулка, поднос). Заготовки должны быть окрашены в желтый или черный цвета. По шаблону учащиеся обводят, затем вырезают элементы аппликации, наиболее простые и , характерные для хохломского узора, и наклеивают их на заготовку Сначала работа осуществляется по образцу, затем может усложняться и проводиться по памяти и замыслу.
Каждый урок начинается с короткого рассказа учителя о русских умельцах, которые создают полезные и красивые вещи, о том, какими особенностями отличается хохломской орнамент, какими приемами создаются предметы декоративно-прикладной искусства, какие для этого используются материалы.
Последовательность отображения мотивов хохломской росписи в аппликации предусматривает овладение умениями вырезать отдельные элементы по шаблону, копировать их по образцу, создавать комбинации элементов хохломского узора с учетом закономерностей композиции и колорита, принятом в данном виде народно-прикладного искусства. На уроках дети украшают вырезанные из бумаги заготовки наиболее простых и характерных для данного вида народно-прикладного искусства форм (дощечку, поднос, тарелочку и др.).
При проведении уроков необходимо определить возможности творческого применения усвоенных детьми умений в создании орнаментов. Уже на этапе овладения особенностями вырезания отобранных элементов надо ставить ребенка в такие условия выполнения задания, при которых можно было бы видоизменяв образец за счет использования различных цветов, их сочетаний и т.д. У детей должна появиться возможность подбирать нужные сочетания элементов и цветов не только по своему вкусу, но и с учетом усвоенных традиций народного искусства.
В ходе выполнения заданий могут быть заменены и отдельные детали орнамента, необходимо создавать такие условия, при которых учащиеся могли бы не только воспроизвести показанное, но и комбинировать исходные материалы, осуществлять поисковые действия для получения аппликации, чем-то отличающейся от образца.
На этапе ориентировки в задании, при анализе образца, необходимо обсудить разные варианты подбора цветов бумаги, учитывая возможность изменения количества элементов и композиционного фона орнамента, фигур узора. В решении этих вопросов на первых порах ведущая роль принадлежит учителю. Педагог советует, какие лучше выбрать цвета и их сочетания, какие использовать приемы вырезания узоров орнамента, как лучше расположить его элементы. По итогам урока он поощряет тех детей, в работе которых проявлено творчество, имеются какие-то новые формы узора, их комбинации по цвету, величине.
Предлагаем для примера систему уроков ручного труда по мотивам русской народной сказки «Колобок».
ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
Урок 1
Тема «Выполнение геометрического орнамента в полосе по образцу и украшение им печки».
Задачи: познакомить учащихся с особенностями русского орнамента; формировать умение анализировать несложный геометрический орнамент по вопросам учителя; правильно называть взаиморасположение деталей орнамента, планировать ближайшую операцию выполнять орнамент, опираясь на предметно-операционный план, адекватно оценивать качество готовой работы; воспитать любовь к русским народным сказкам.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вводная беседа.
Учитель поет песенку: «Я Колобок, Колобок, по сусекам скребен, по амбару метен, на сметане мешен, да в печке жарен, на окошке стужен. Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел...», просит детей отгадать, из какой сказки эта песенка и кто ее поет. («Колобок».) Затем учащиеся вспоминают основное содержание и главных героев сказки (Колобок, заяц, волк, медведь, лиса). Учитель демонстрирует иллюстрации с изображением русского орнамента, обращая внимание детей на его особенности. Педагог сообщает о том, что на сегодняшнем уроке учащиеся будут выполнять русский геометрический орнамент в полосе и украшать им печку, в которой был испечен Колобок (см. цв. вкл., рис. 6, а).
3. Ориентировка в задании.
Анализ образца аппликации проводится по вопросам учителя. Внимание детей обращается на расположение узора в полосе, цвет и форм деталей орнамента, их расположение относительно друг друга.
4. Планирование работы.
Планирование работы осуществляется по вопросам учителя, с опорой на предметно-операционную карту. Детям предлагается назвать каждую операцию, затем учащиеся выходят к доске и составляют орнамент на магнитной доске или фланелеграфе. Учитель обращает внимание на сочетание цветов и чередование элементов в орнаменте (рис. 16).
5. Практическая работа.
Педагог раздает детям бумажные заготовки печки для украшения ее орнаментом. Во время работы учитель наблюдает за правильностью выполнения детьми двигательных трудовых приемов, напоминая о правилах безопасной работы с ножницами и клеем, о том, что нужно экономно расходовать бумагу и вырезать квадраты точно по линиям сгиба. Учитель говорит детям, что в начале надо сложить детали орнамента, не приклеивая их. Только после того, как педагог проверит правильность составления узора, можно будет их наклеить.
6. Отчет о проделанной работе.
Отвечая на вопросы учителя, учащиеся рассказывают, какое изделие и для чего выполняли на уроке, в какой последовательности наклеивали элементы орнамента.
Рис.16
Учитель помогает детям найти достоинства и недостатки в своих работах, обращает внимание на правильность и аккуратность выполнения аппликации.
8. Подведение итогов урока.
Урок 2
Тема «Выполнение геометрического орнамента в квадрате по образцу и украшение им салфетки».
Задачи: познакомить учащихся с правилами составления геометрического орнамента в квадрате; формировать умение анализировать образец по вопросам учителя; правильно называть геометрические фигуры; воспитывать эстетический вкус, желание украшать свой быт, прививать любовь к русским народным сказкам.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вводная беседа.
Педагог предлагает учащимся вспомнить, как появился Колобок, кто попросил бабушку его испечь, куда положили Колобка, когда вынули из печки. Учащиеся рассматривают иллюстрацию, на которой изображен Колобок, лежащий на салфетке (рис. 17). Учитель обращает внимание детей на орнамент, которым украшена салфетка, предлагает детям украсить бумажные заготовки русским узором.
3. Ориентировка в задании.
Анализ образца осуществляется по вопросам учителя. При анализе учитель обращает внимание детей на расположение деталей орнамента в квадрате, а также на их расположение относительно друг друга, на сочетание цветов.
Рис.18
Подводя итог, учитель отмечает особенности составления узора в квадрате.
3.Планирование работы.
План работы составляется детьми преимущественно самостоятельно. Вызванный ученик выставляет карточки предметно-операционного плана и называет этапы операции, класс оценивает правильность выбора карточки и ответа. Этот вид работы довольно простой и выполняется учащимися самостоятельно (рис. 18).
5. Практическая работа.
Дети вырезают элементы орнамента из цветной бумаги и выполняют аппликацию, опираясь на предметно-операционный план. Учащиеся самостоятельно подбирают цвет бумаги и учатся экономно вырезать геометрические фигуры. Учитель обращает внимание на то, что сначала необходимо наклеить элементы узора с одной стороны заготовки, затем в такой же последовательности — с другой. Педагог следит за работой детей, за соблюдением правил техники безопасности при работе с ножницами и клеем.
6. Отчет о проделанной работе.
Учитель совместно с учащимися анализирует выполненные детьми аппликации, указывает на достоинства и недостатки в работе.
7. Оценка качества выполненной работы.
8.Подведение итогов урока.
Урок З
Тема «Выполнение геометрического орнамента в полосе по образцу и украшение им фартука».
Задачи: развивать умение ориентироваться в задании по вопросам учителя, составлять план выполнения нового изделия по предметно-операционной карте в процессе коллективной беседы, отчитываться о проделанной работе по вопросам учителя; развивать творческие способности детей.
Ход урока
1. Организационный момент.
2.Вводная беседа.
Учитель обращает внимание детей на одного из героев сказки «Колобок» бабушку. Просит учащихся вспомнить, кто испек Колобок. Педагог демонстрирует детям иллюстрацию, на которой изображена бабушка, акцентируя их внимание на фартуке, который на ней одет (см. цв. вкл., рис. 6, б). Дети рассматривают нарядный фартук бабушки. Педагог предлагает детям украсить бумажные заготовки фартука узорами в русском стиле.
3. Ориентировка в задании.
Отвечая на вопросы учителя, учащиеся проводят анализ образца,
называют геометрическую форму элементов орнамента, их цвет, положение в пространстве относительно друг друга.
При ориентиров» в задании учитель обращает внимание детей на то, что они могут выбрать и другие цвета для выполнения элементов орнамента, показывает другие варианты образцов.
4.Планирование работы.
Планирование работы осуществляется преимущественно самостоятельно с опорой на предметно-операционную карту. Учитель расставляет карточки предметно-операционного плана и предлагает детям рассказать о каждом этапе работы. Особое внимание обращается на пространственное расположение различных геометрических форм, из которых состоят элементы орнамента
(рис. 19).
5. Практическая работа.
Учитель раздает детям бумажные заготовки фартуков и предлагает украсить их аппликацией. В процессе работы учащимся оказывается различного рода помощь. Дети, работающие в медленном темпе, выполняют задание по предварительной заготовке. В процессе их деятельности учитель периодически напоминает, что нужно сравнивать свои неоконченные изделия с соответствующими этапами предметно-операционного плана.
Рис19
.
6. Отчет о проделанной работе.
Учащиеся рассказывают, что они выполняли на уроке и для кого украшали фартук. Называют, из каких геометрических фигур составляли узоры на фартуке, в какой последовательности их приклеивали.
7. Оценка качества выполненной работы.
При оценке качества изделий учитель предлагает детям самим высказаться о работах товарищей, отметить наиболее удавшиеся поделки, аргументировав, почему именно они понравились. Учитель поощряет инициативу тех учащихся, которые самостоятельно подобрали цвет для элементов орнамента, отмечает наиболее удачные цветовые сочетания.
8. Подведение итогов урока.
Урок 4
Те м а«Выполнение геометрического орнамента в полосе по образцу, украшение им скатерти».
Задачи: формировать у учащихся умение «ориентироваться на листе бумаги», располагать фигуры в определенной последовательности; развивать глазомер, анализировать образец с частичной помощью учителя, планировать работу с опорой на предметно-операционную карту, воспитывать эстетический вкус, творческую инициативу.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вводная беседа.
Учитель демонстрирует иллюстрации к сказке «Колобок», дети рассматривают их, рассказывают, как он появился. Педагог предлагает учащимся украсить скатерти для сказочного Колобка русским орнаментом (рис. 20).
3. Ориентировка в задании.
Анализ образца изделия осуществляется детьми практически самостоятельно. Учитель предлагает рассмотреть образец орнамента и рассказать о нем, в случае затруднений педагог задает наводящие вопросы. Особое внимание обращается на расположение геометрических фигур по краям скатерти, на их сочетание по цвету. Учитель объясняет, Что в русском орнаменте используются такие геометрические фигуры, (Как квадрат, ромб, треугольник, круг; сообщает детям, что они могут Сами составить узор, сочетая эти геометрические формы в различной Последовательности, предлагает наиболее сильным ученикам попытаться составить свой узор для украшения скатерти.
4. Планирование работы.
Планирование работы осуществляется по предметно-операционному плану с объяснением каждой операции: сначала нужно приклеить синие полосы;
затем — красные и зеленые квадраты; потом снова нужно наклеить синие полосы; наконец опять — красные и зеленые квадрат) Учитель заостряет внимание учащихся на том, что, прежде чем наклеить детали орнамента на заготовки, необходимо сложить его на парте для проверки учителем.
5. Практическая работа.
Учащиеся изготавливают изделия с опорой на предметно-операционный план и образец (рис. 21). Учитель помогает слабым учащимся выполнить декоративную аппликацию на скатерти. Наблюдает за выполнением детьми двигательных трудовых приемов, напоминает правила работы с ножницами.
6. Отчет о проделанной работе.
Учащиеся рассказывают, какие изделия и для кого они делали. Называют геометрические фигуры, из которых состоит их орнамент и определяют последовательность выполнения аппликации.
7. Оценка качества выполненной работы.
При оценке качества выполненных работ учитель поощряет попытки детей составить индивидуальный узор для аппликации, отмечает наиболее удавшиеся варианты.
8. Подведение итогов урока.
Рис.20
Рис. 21
Урок 5
Тема «Выполнение геометрического орнамента в полосе по образцу, украшение им кушака».
Задачи: продолжать знакомить учащихся с правилами составления геометрического орнамента в полосе, формировать умение анализировать образец и планировать работу; с частичной помощью учителя развивать моторику рук, творческие способности учащихся.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Вводная беседа.
Педагог говорит, что к ним на урок пришел в гости зайка, он будет наблюдать за работой учащихся. Учитель просит детей вспомнить первого сказочного героя, который встретился Колобку, когда он укатился в лес, и предлагает спеть зайчику песенку, которую Колобок поет ему в сказке. Учитель обращает внимание детей на одежду зайца (рубаху и кушак)
(см. цв. вкл., рис. 7, а). Педагог предлагает детям выполнить декоративную аппликацию на кушаке и украсить им рубаху зайца.
3. Ориентировка в задании.
Ориентировка в задании осуществляется детьми практически самостоятельно, с частичной помощью учителя. Учитель демонстрирует образец кушака и просит детей назвать, какие геометрические фигуры входят в состав орнамента, какого цвета бумагу нужно
Выбрать для работы и как располагаются элементы орнамента относительно
друг друга. Учитель отмечает, что орнамент можно составить иначе,
выбрав другие геометрические фигуры, подобрав другие цвета. Педагог демонстрирует детям различные варианты орнамента.
4. Планирование работы.
План работы над изделием составляется с опорой на предметно-операционную карту. Карточки предметно-операционного плана можно раздать учащимся, у которых возникают трудности при планировании работы. Остальные могут выполнять изделие по представлению:
1)сначала нужно приклеить полоски одинаковой длины и цвета сверху и снизу кушака;
2)затем приклеить треугольники между полосками.
Педагог обращает внимание на то, что в первую очередь учащиеся должны разложить геометрические фигуры на кушаке, а после eго проверки — наклеить (рис. 22).
5. Практическая работа.
Работа по выполнению аппликации осуществляется детьми самостоятельно по представлению или с опорой на предметно-операционный план. В случае необходимости учитель помогает слабым школьникам вырезать фигуры и составлять узор на кушаке, а более сильных учащихся стимулирует к самостоятельному составлению узора.
Рис.22
6. Отчет о проделанной работе.
Отчет о проделанной работе осуществляется детьми самостоятельно, с частичной помощью учителя. Дети называют, из каких геометрических фигур состоит их орнамент, перечисляют, в какой последовательности они приклеивали его элементы.
7. Оценка качества выполненной работы.
Учитель предлагает детям самим оценить качество своих работ и робот товарищей по парте, указать достоинства и недостатки.
8. Подведение итогов урока.
Урок 6
Тема «Выполнение геометрического орнамента в полосе по образцу, украшение им жилетки».
Задачи: продолжать знакомить учащихся с особенностями составления русского орнамента; формировать умение анализировать Несложные геометрические узоры, выполнять декоративную аппликацию, опираясь на предметно-операционный план; развивать эстетический вкус, творческие способности детей.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вводная беседа.
Педагог просит детей отгадать загадку: «Есть зверь лесной, он, ребята, очень злой». (Волк.) Учащиеся совместно с учителем вспоминают, чем окончилась в сказке встреча Колобка с волком. Учитель демонстрирует иллюстрацию, на которой изображен волк, акцентирует внимание детей на одежде волка (рубахе и жилетке) (см. цв. вкл., рис. 7, б). Учащиеся рассматривают жилетку, и учитель предлагает им украсить заготовку жилетки аппликацией.
3. Ориентировка в задании.
При анализе образца обращается внимание на геометрические фигуры, расположение относительно друг друга, их цвет. Учитель сообщает о том, что в работе можно использовать зеленый, красный, Черный цвета бумаги.
4. Планирование работы.
Учитель поочередно вызывает к доске нескольких учеников, которые выбирают поочередно нужную карточку предметно-операционного плана из ряда предложенных, рассказывают этапы выполнения аппликации, класс оценивает правильность выбора карточки (рис. 23).
5. Практическая работа.
Учащимся раздаются бумажные заготовки жилеток и предлагается их украсить русским узором. Учитель наблюдает за выполнением работы, правильностью осуществления трудовых приемов и помогает слабым учащимся вырезать фигуры, обращая внимание детей на операционный план.
Рис.23
6.Отчет о проделанной работе.
Учащиеся объясняют последовательность составления узора на жилетке.
7.Оценка качества выполненной работы.
8.Подведение итогов урока.
Урок7
Тема «Выполнение геометрического орнамента по образ украшение им рубахи».
Задачи: закреплять навыки составления геометрического орнамента, продолжать формировать умение анализировать образец планировать свою работу с частичной помощью учителя, узнавать и называть основные геометрические фигуры; развивать творчески способности учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вводная беседа.
Учитель задает детям загадку: «Любит груши он и мед, сладкоежкою слывет». (Медведь.) Затем предлагается детям вспомнить отрывок из сказки «Колобок», где колобку встречается медведь.
Учитель демонстрирует иллюстрацию, на которой изображен медведь в рубахе, украшенной русским орнаментом (см. цв. вкл., рис. 8, а).
Рис.24
Педагог сообщает, что на уроке они будут выполнять декоративную аппликацию на рубахе для мишки.
3. Ориентировка в задании.
Анализ образца осуществляется с частичной помощью учителя
Учитель обращает внимание детей на то, что узор располагается не только по краю подола рубахи, но и по краям рукавов и на горловине.
4. Планирование работы.
Опираясь на предметно-операционный план, учащиеся называют этапы работы. Этот вид работы детям уже знаком, поэтому осуществляется ими самостоятельно (рис. 24).
5. Практическая работа.
Учащимся раздаются бумажные заготовки рубахи, на которых они
должны выполнить декоративную аппликацию русскими узорами. Двети вырезают геометрические фигуры (треугольники, квадраты, прям угольники) из бумаги разного цвета, потом составляют композиции по низу рубахи, на рукавах, на горловине. Слабые учащиеся могут выполнять аппликацию по специальной заготовке.
6. Отчет о проделанной работе.
Учащиеся с частичной помощью учителя вспоминают последовательность выполнения аппликации.
7. Оценка качества выполненной работы.
При анализе учитель обращает внимание детей на правильность
размещения фигур и сочетание цветов.
8. Подведение итогов урока.
Урок 8
Тема «Выполнение геометрического орнамента по образцу украшение им сарафана».
Задачи: закрепить умение составлять русский геометрически орнамент; продолжать учить детей правильно называть геометрические фигуры; формировать умения ориентироваться в задании и планировать работу с частичной помощью учителя; воспитывать эстетический вкус, развивать творческие способности учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент.
2.Вводная беседа. Учитель просит детей вспомнить, кто встретился колобку в концесказки и чем окончилась эта встреча. Учащиеся поют песенку, которую Колобок спел лисе. Педагог предлагает детям рассмотреть иллюстрацию к сказке, обращая внимание детей на сарафан и кофту лисы, украшенные русским геометрическим орнаментом
(см. цв.,вкл., рис. 8, б). Учитель предлагает учащимся украсить бумажные заготовки сарафана декоративной аппликацией с элементами pyсского узора.
3. Ориентировка в задании.
Анализ образца изделия проводится с частичной помощью учителя. Внимание детей обращается на расположение геометрических фигур на сарафане и их чередование в орнаменте, а также на то, что украшать сарафан нужно по подолу и по горловине.
4. Планирование работы.
Планирование работы осуществляется с частичной помощью учителя с опорой на предметно-операционный план. Учитель обращает внимание детей на то, что можно составить фигуры, чередуя их в различной последовательности (рис. 25).
5. Практическая работа.
Учащиеся выполняют аппликацию с опорой на предметно-операционный план либо самостоятельно, по собственному замыслу.
Рис.25
6. Отчет о проделанной работе.
Учащиеся называют этапы работы над изделием.
7. Оценка качества выполненной работы.
Учитель поощряет попытки учащихся выполнить работу по собственному замыслу, отмечает наиболее удавшиеся аппликации.
8. Подведение итогов урока.
Урок 9
Тема «Составление сюжетных композиций по мотивам сказки "Колобок"».
Задачи: формировать умение составлять сюжетную композиция к сказке и умение работать в коллективе, правильно называть сказочных персонажей, развивать творческие способности учащихся воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вводная беседа.
Учитель предлагает детям вспомнить, с героями какой сказки он! встречались на прошлых занятиях («Колобок»), просит перечислить их и сказать, чем учащиеся занимались на уроках (украшали одежд! сказочных героев). Педагог демонстрирует детям иллюстрации сказки, на которых изображены ее герои в костюмах, украшенных элементами русского орнамента. Учитель предлагает самим ребятам составить композиции по мотивам сказки «Колобок». В том числе по рисунку, где изображены главные герои сказки (рис. 26).
3. Ориентировка в задании.
Дети объединяются в группы по два-три человека, совместно с учителем продумывают возможные сюжеты сказки и варианты составления композиций.
4. Планирование работы.
По вопросам учителя учащиеся составляют план работы в соответствии с выбранным сюжетом.
5. Практическая работа.
Учитель раздает учащимся рисунки с героями сказки (бабушки заяц, волк, медведь, лиса) и работы, которые они выполняли на предыдущих уроках. Дети одевают героев сказки в одежду, украшенную декоративным узором.
6. Отчет о проделанной работе.
Дети рассказывают, какую композицию они с