Основы государственной политики

В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

1. Государственная политика в сфере образования основывается на принципах:

1.1. приоритета образования;

1.2. приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;

1.3. гарантии конституционного права каждого на образование;

1.4. обеспечения равного доступа к получению образования;

1.5. обязательности общего базового образования;

1.6. интеграции в мировое образовательное пространство при сохранении и развитии традиций системы образования;

1.7. экологической направленности образования;

1.8. поддержки и развития образования с учетом задач социально-экономического развития государства;

1.9. государственно-общественного характера управления образованием;

1.10. светского характера образования.

2. Основными направлениями государственной политики в сфере образования являются:

2.1. обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан в сфере образования, в том числе права на получение образования как за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, так и на платной основе;

2.2. обеспечение доступности образования, в том числе лицам с особенностями психофизического развития в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями, на всех уровнях основного образования и при получении дополнительного образования;

2.3. создание специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития и оказание этим лицам коррекционно-педагогической помощи;

2.4. создание необходимых условий для удовлетворения запросов личности в образовании, потребностей общества и государства в формировании личности, подготовке квалифицированных кадров;

2.5. обеспечение участия государственных органов и иных организаций, в том числе общественных объединений, в развитии системы образования;

2.6. осуществление перехода к обязательному общему среднему образованию;

2.7. осуществление целевой подготовки специалистов, рабочих, служащих;

2.8. обеспечение преемственности и непрерывности уровней основного образования, ступеней образования в рамках одного уровня основного образования;

2.9. обеспечение равенства белорусского и русского языков;

2.10. обеспечение деятельности учреждений образования по осуществлению воспитания, в том числе по формированию у граждан духовно-нравственных ценностей, здорового образа жизни, гражданственности, патриотизма, ответственности, трудолюбия.

3. В учреждениях образования не допускаются создание и деятельность политических партий, иных общественных объединений, преследующих политические цели, а также создание и анонимная или иная противоречащая законодательству деятельность религиозных организаций.

4. Учреждения образования в вопросах воспитания на основании письменных заявлений обучающихся (законных представителей несовершеннолетних обучающихся) во внеучебное время могут взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Порядок, условия, содержание и формы такого взаимодействия определяются Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

5. Организационной основой осуществления государственной политики в сфере образования являются программа развития системы образования, программы развития дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи и дополнительного образования взрослых, утверждаемые Правительством Республики Беларусь на пятилетний период.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособ. для студентов педвузов / А.Н. Джуринский. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2004.

2. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002.

3. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: / Под ред. акад. РАО А.И.Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.

4. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2006.

5. Мижериков, В.А. Введение в педагогическую деятельность /В.А. Мижериков, Т.А. Юзефавичус. – М.: Роспедагентство, 2005.

6. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед. вузов/ А.В. Мудрик / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2004.

7. Орлов, А.А. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пос./ А.А. Орлов, А.С. Агафонова. Под ред. А.А. Орлова. – М.: Академия, 2004.

8. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2005.

9. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М., 2003.

10. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2004.

11. Питюков, В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во «Гном и Д», 2001.

12. Роботова, А.С. Введение в педагогическую деятельность/ Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. и др. – М.: Академия, 2004. – 208 с.

13. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том I / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2003.

14. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том II / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2003.

15. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М., 2008.

16. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2005.

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ…………………………..4

1.1.Педагогика как наука, предмет и объект её исследования……………4

1.2.Система педагогических наук…………………………………………...5

1.3.Связь педагогики с другими науками……………………………..…....6

1.4.Категориальный аппарат педагогики…………………………...………7

1.5.Развитие, воспитание и формирование личности…………………...…9

1.6.Факторы развития личности, их взаимосвязь.

Биологизаторская и социологизаторская направленность………….10

1.7.Возрастная периодизация……………………………………………....12

1.8.Методы научно-педагогического исследования. Характеристика

традиционно-педагогических методов. Педагогический эксперимент

и тестировние…………………………………………………………….14

1.9.Целеполагание в педагогике…………………………………….……..17

РАЗДЕЛ 2. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ…………………...………….……….17

2.1.Характеристика процесса обучения как целостной системы.

Структурные компоненты процесса обучения……………………….17

2.2.Понятие о содержании образования. Факторы, влияющие на

разработку и определение содержания школьного образования…...21

2.3.Понятие о закономерностях и принципах обучения. Характеристика

принципов………………………………………………………………25

2.4.Методы, приёмы и средства обучения. Характеристика

методов………………………………………………………………….26

2.5.Особенности классно-урочной системы обучения школьников.

Урок – основной элемент классно-урочной системы

обучения……………………………………………………………..….29

2.6.Развивающее обучение в начальной школе. Сравнительный анализ

объяснительно-иллюстративного и развивающего обучения.

Характеристика принципа обучения на высоком уровне

трудности……………………………………………………………….36

2.7.Роль учителя в процессе обучения………………………….…………27

2.8.Учение как познавательная деятельность ученика…………..……….38

2.9.Значение и функции проверки знаний, умений и навыков учащихся.

Виды, методы и формы контроля. Требования к проверке.

Понятие «оценка знаний» и «отметка»……………………………….40

2.10.Понятие о неуспеваемости учащегося. Причины неуспеваемости. Средства преодоления неуспеваемости……………………….……...43

2.11.Программированное обучение……………………………..………….44

2.12.Самостоятельная работа учащихся на уроке, её виды и методика

организации…………………………………………………………….46

2.13.Понятие о формах обучения, их классификация………….…………48

2.14. Понятие о средствах обучения, их функции, классификация….…...48

РАЗДЕЛ 3. ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ…………………..………………49

3.1.Цели и задачи воспитания подрастающего поколения…………….…49

3.2. Специфика и закономерности процесса воспитания…………….……51

3.3.Система принципов воспитания………………………………………...54

3.4.Приёмы воспитания, основные подходы к их классификации………..55

3.5.Система личностно-ориентированного воспитания…………………...56

3.6.Особенности системы коллективного воспитания…………………….57

3.7.Методы воспитания, основные подходы к их

классификации……………………………………………………...…....59

3.8.Сущность мировоззрения, его структура и функции. Условия формирования основ научного мировоззрения………………………………..60

3.9.Сущность и условия успешного семейного воспитания………………61

3.10.Сущность нравственного воспитания, его цель, задачи и

содержание………………………………………………………………..63

3.11.Сущность и задачи эстетического воспитания…………………...….64

3.12.Сущность и задачи физического воспитания……………….…………65

3.13.Сущность и задачи трудового воспитания…………………….………65

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

по «общей педагогике»……………………………………………………..67

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

по дисциплине «Общая педагогика»………………………………………..96

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ…………………………….…….99

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ……………………………………103

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ ПО ПЕДАГОГИКЕ

для студентов заочной формы обучения (специальность П.04.02.00)…...104

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ,

применяемые в кодексе Республики Беларусь об образовании………….106

Наши рекомендации