Основы государственной политики
В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
1. Государственная политика в сфере образования основывается на принципах:
1.1. приоритета образования;
1.2. приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;
1.3. гарантии конституционного права каждого на образование;
1.4. обеспечения равного доступа к получению образования;
1.5. обязательности общего базового образования;
1.6. интеграции в мировое образовательное пространство при сохранении и развитии традиций системы образования;
1.7. экологической направленности образования;
1.8. поддержки и развития образования с учетом задач социально-экономического развития государства;
1.9. государственно-общественного характера управления образованием;
1.10. светского характера образования.
2. Основными направлениями государственной политики в сфере образования являются:
2.1. обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан в сфере образования, в том числе права на получение образования как за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, так и на платной основе;
2.2. обеспечение доступности образования, в том числе лицам с особенностями психофизического развития в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями, на всех уровнях основного образования и при получении дополнительного образования;
2.3. создание специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития и оказание этим лицам коррекционно-педагогической помощи;
2.4. создание необходимых условий для удовлетворения запросов личности в образовании, потребностей общества и государства в формировании личности, подготовке квалифицированных кадров;
2.5. обеспечение участия государственных органов и иных организаций, в том числе общественных объединений, в развитии системы образования;
2.6. осуществление перехода к обязательному общему среднему образованию;
2.7. осуществление целевой подготовки специалистов, рабочих, служащих;
2.8. обеспечение преемственности и непрерывности уровней основного образования, ступеней образования в рамках одного уровня основного образования;
2.9. обеспечение равенства белорусского и русского языков;
2.10. обеспечение деятельности учреждений образования по осуществлению воспитания, в том числе по формированию у граждан духовно-нравственных ценностей, здорового образа жизни, гражданственности, патриотизма, ответственности, трудолюбия.
3. В учреждениях образования не допускаются создание и деятельность политических партий, иных общественных объединений, преследующих политические цели, а также создание и анонимная или иная противоречащая законодательству деятельность религиозных организаций.
4. Учреждения образования в вопросах воспитания на основании письменных заявлений обучающихся (законных представителей несовершеннолетних обучающихся) во внеучебное время могут взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Порядок, условия, содержание и формы такого взаимодействия определяются Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
5. Организационной основой осуществления государственной политики в сфере образования являются программа развития системы образования, программы развития дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи и дополнительного образования взрослых, утверждаемые Правительством Республики Беларусь на пятилетний период.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособ. для студентов педвузов / А.Н. Джуринский. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2004.
2. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002.
3. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: / Под ред. акад. РАО А.И.Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
4. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2006.
5. Мижериков, В.А. Введение в педагогическую деятельность /В.А. Мижериков, Т.А. Юзефавичус. – М.: Роспедагентство, 2005.
6. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед. вузов/ А.В. Мудрик / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2004.
7. Орлов, А.А. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пос./ А.А. Орлов, А.С. Агафонова. Под ред. А.А. Орлова. – М.: Академия, 2004.
8. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2005.
9. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М., 2003.
10. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2004.
11. Питюков, В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во «Гном и Д», 2001.
12. Роботова, А.С. Введение в педагогическую деятельность/ Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. и др. – М.: Академия, 2004. – 208 с.
13. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том I / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2003.
14. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том II / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2003.
15. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М., 2008.
16. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2005.
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ…………………………..4
1.1.Педагогика как наука, предмет и объект её исследования……………4
1.2.Система педагогических наук…………………………………………...5
1.3.Связь педагогики с другими науками……………………………..…....6
1.4.Категориальный аппарат педагогики…………………………...………7
1.5.Развитие, воспитание и формирование личности…………………...…9
1.6.Факторы развития личности, их взаимосвязь.
Биологизаторская и социологизаторская направленность………….10
1.7.Возрастная периодизация……………………………………………....12
1.8.Методы научно-педагогического исследования. Характеристика
традиционно-педагогических методов. Педагогический эксперимент
и тестировние…………………………………………………………….14
1.9.Целеполагание в педагогике…………………………………….……..17
РАЗДЕЛ 2. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ…………………...………….……….17
2.1.Характеристика процесса обучения как целостной системы.
Структурные компоненты процесса обучения……………………….17
2.2.Понятие о содержании образования. Факторы, влияющие на
разработку и определение содержания школьного образования…...21
2.3.Понятие о закономерностях и принципах обучения. Характеристика
принципов………………………………………………………………25
2.4.Методы, приёмы и средства обучения. Характеристика
методов………………………………………………………………….26
2.5.Особенности классно-урочной системы обучения школьников.
Урок – основной элемент классно-урочной системы
обучения……………………………………………………………..….29
2.6.Развивающее обучение в начальной школе. Сравнительный анализ
объяснительно-иллюстративного и развивающего обучения.
Характеристика принципа обучения на высоком уровне
трудности……………………………………………………………….36
2.7.Роль учителя в процессе обучения………………………….…………27
2.8.Учение как познавательная деятельность ученика…………..……….38
2.9.Значение и функции проверки знаний, умений и навыков учащихся.
Виды, методы и формы контроля. Требования к проверке.
Понятие «оценка знаний» и «отметка»……………………………….40
2.10.Понятие о неуспеваемости учащегося. Причины неуспеваемости. Средства преодоления неуспеваемости……………………….……...43
2.11.Программированное обучение……………………………..………….44
2.12.Самостоятельная работа учащихся на уроке, её виды и методика
организации…………………………………………………………….46
2.13.Понятие о формах обучения, их классификация………….…………48
2.14. Понятие о средствах обучения, их функции, классификация….…...48
РАЗДЕЛ 3. ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ…………………..………………49
3.1.Цели и задачи воспитания подрастающего поколения…………….…49
3.2. Специфика и закономерности процесса воспитания…………….……51
3.3.Система принципов воспитания………………………………………...54
3.4.Приёмы воспитания, основные подходы к их классификации………..55
3.5.Система личностно-ориентированного воспитания…………………...56
3.6.Особенности системы коллективного воспитания…………………….57
3.7.Методы воспитания, основные подходы к их
классификации……………………………………………………...…....59
3.8.Сущность мировоззрения, его структура и функции. Условия формирования основ научного мировоззрения………………………………..60
3.9.Сущность и условия успешного семейного воспитания………………61
3.10.Сущность нравственного воспитания, его цель, задачи и
содержание………………………………………………………………..63
3.11.Сущность и задачи эстетического воспитания…………………...….64
3.12.Сущность и задачи физического воспитания……………….…………65
3.13.Сущность и задачи трудового воспитания…………………….………65
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
по «общей педагогике»……………………………………………………..67
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
по дисциплине «Общая педагогика»………………………………………..96
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ…………………………….…….99
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ……………………………………103
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ ПО ПЕДАГОГИКЕ
для студентов заочной формы обучения (специальность П.04.02.00)…...104
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ,
применяемые в кодексе Республики Беларусь об образовании………….106