Сущность и условия успешного семейного воспитания
Семья – древнейший воспитательный институт. На протяжении многих веков дети воспитывались главным образом в семье. И сегодня семье принадлежит определяющая роль в развитии, воспитании и формировании личности. От семейной среды зависит не только успеваемость учащихся, их отношение к духовной культуре, но и многие качества личности школьников.
Семья – основанная на браке или родстве малая социальная группа, в совместной жизнедеятельности членов которой реализуются следующие функции:
1) репродуктивная – рождение детей;
2) хозяйственно-экономическая – ведение общего хозяйства и бюджета, организация материально-бытовых условий на основе распределения семейных ролей и обязанностей;
3) воспитательная – создание условий для формирования личности каждого члена семьи и прежде всего ребенка;
4) нравственно-психологического обеспечения – создание благоприятного нравственно-психологического климата в семье, выработка характера и стиля внутрисемейных отношений;
5) коммуникативная – организация внутрисемейного общения, взаимодействия с другими людьми и социальными группами;
6) рекреативная и психотерапевтическая – организация досуговой деятельности, обеспечение условий для здоровья членов семьи;
7) первичной социализации – осуществление главного влияния на формирование личности ребёнка.
Степень формирующего влияния семьи во многом обусловлена её структурой, характером взаимоотношений, способностью реализовать свои функции.
Типологиясемей:
I. В зависимости от количества детей: бездетные, однодетные, малодетные (2-3 ребёнка) и многодетные (более 3 детей).
II. В зависимости от состава семьи: однопоколенные (только супруги), двухпоколенные (родители и дети), межпоколенные (прародители, родители и дети).
III. В зависимости от структуры семьи: полные (мать, отец, дети), неполные (мать или отец, дети), внебрачные (вариант неполной семьи, когда ребёнок рождается при незарегистрированном браке).
IV. В зависимости от характера взаимоотношений в семье: благоприятная и неблагоприятная, гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная.
Условия успешного семейного воспитания:
1) Воспитание должно начинаться с самого раннего детства.
2) Правильная структура семьи (несколько детей, дружный коллектив, в котором родители и дети обладают определёнными правами и обязанностями).
3) Наличие цели и программы воспитания.
4) Наличие режима дня, главная цель которого – накопление дисциплинарного опыта.
5) Высокий уровень воспитанности родителей, их педагогическая сознательность и грамотность.
6) Наличие хороших жилищных и материальных условий, организованность быта, нормальные взаимоотношения родителей.
Отношения между школой и семьей должны строиться на основе партнерства, которое включает следующие элементы:
а) отношения равенства и взаимного уважения;
б) невмешательство без согласия одной из сторон в дела друг друга;
в) взаимная или равная ответственность за дело воспитания детей;
г) понимание и уважение педагогических особенностей каждой семьи, понимание и уважение родителями особенностей воспитательной работы учителя;
д) ответственность педагогов перед родителями;
е) взаимный обмен опытом, совместное участие в принятии решений.
3.10. Сущность нравственного воспитания, его цель, задачи и содержание
Мораль – исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям. Нравственность – это внутренняя мораль.
Нравственное воспитание решает следующие задачи:
1) формирование нравственного сознания, основными категориями которого являются: нравственный идеал, этические ценности и нормы, моральная мотивация, этическая оценка;
2) развитие нравственных чувств, таких, как гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, коллективизм, доброта, милосердие, уважение к людям и др.;
3) формирование опыта поведения, соответствующего принятым этическим нормам и традициям; выработка нравственных привычек (говорить правду, не делать зла и т.д.).
Структуру нравственности личности составляют знания, чувства и отношения, поведение.
Нравственное развитие личности проходит 3 стадии (С.Колберг). На доморальном уровне ребёнок исполняет требования из страха наказания. На конвенциональном уровне соблюдение морали определяется стремлением принадлежать группе, обществу. Третий уровень нравственного развития автономный: человек добровольно избирает нравственное поведение.
Нравственные понятия и суждения переходят в убеждения и проявляются в действиях, поступках. Нравственные поступки и действия – важнейший критерий нравственного развития личности.
Нравственные чувства – это переживания своего отношения к нравственным явлениям. Они связаны с соответствием или несоответствием поведения человека требованиям общественной морали.
В основе нравственного воспитания лежат как традиционные общечеловеческие ценности (честность, справедливость, гуманизм, трудолюбие, совесть, достоинство, уважение к старшим), так и новые нравственные нормы, возникшие на современном этапе развития общества (уважение к государству, законам Конституции, патриотизм, дисциплинированность, гражданский долг, социальная активность).
Пути осуществления нравственного воспитания:
- использование потенциала учебного процесса, особенно гуманитарных дисциплин;
- нравственное просвещение во внеклассной работе с использованием воспитательных возможностей учреждений культуры, здравоохранения, правоохранительных органов и т.д.;
- формирование нравственного опыта и культуры общественного поведения в коллективной жизни, совместной деятельности и общении;
- семейное воспитание, совместное взаимодействие школы, семьи и общественности.