Характеристика процесса обучения как целостной системы. Структурные компоненты процесса обучения

Обучение как целостная система содержит в себе множество взаимосвязанных элементов: цели, учебную информацию (содержание), методы, приёмы, средства педагогической коммуникации педагога и учащихся, формы их деятельности.

Цель отображает тот конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и ученик.

Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели.

Содержание – это часть опыта поколений, которая передаётся учащимся для достижения поставленной цели.

Методы – это действия педагога и учащегося, посредством которых передаётся и принимается содержание.

Средства, как материализованные предметные способы «работы» с содержанием, используются в единстве с методами.

Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность, законченность.

Схематически процесс обучения как внешнюю целостную систему можно представить следующим образом:

Модель структуры учебного процесса

 
  Характеристика процесса обучения как целостной системы. Структурные компоненты процесса обучения - student2.ru

Под обучениемследует понимать целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.

Знание в педагогике определяется как понимание, сохранение в памяти и умение свободно и логично воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения: понятия, правила, законы, выводы и т.д.

Умение – это владение способами (приёмами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике.

Навык рассматривается как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведённое до высокой степени совершенства.

Под способностямиследует понимать такие развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые, с одной стороны, выступают как результат её активной учебно-познавательной деятельности, а с другой – обусловливают высокую степень успешности этой деятельности.

Сущность процесса обучения, его функции

Сущность обучения заключается в передаче школьникам социального опыта, тех знаний, что накоплены человечеством. Но знания нельзя просто передать, их нельзя получить, они могут быть только приобретены в результате активной деятельности ученика. Необходимы активность и взаимодействие обоих участников учебного процесса, поэтому процесс обучения характеризуется двусторонностью. С одной стороны, в нём выступает учитель (педагог), который излагает программный материал, а с другой – учащиеся, для которых данный процесс принимает характер учения, овладения изучаемым материалом. Между обучающими и обучающимися происходит активное, целенаправленное взаимодействие. Французский физик Паскаль верно подметил: «Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Обучение можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе его собственной активности.

Обучение– это познавательная деятельность учащихся, её умелая организация и стимулирование. В процессе обучения осуществляется воспитание и развитие учеников.

Признакипроцесса обучения:

1. Двусторонний характер.

2. Совместная деятельность учителей и учащихся.

3. Руководство со стороны учителя.

4. Специальная, планомерная организация и управление.

5. Целостность и единство.

6. Соответствие закономерностям возрастного развития учащихся.

7. Управление развитием и воспитанием учащихся.

Обучение – это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений (И.Ф.Харламов).

Функции обучения

Дидактика выделяет три функции процесса обучения: образовательную, развивающую и воспитательную.

Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен, прежде всего, на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности. В процессе обучения ученики получают необходимые фундаментальные сведения по основам наук и видам деятельности, представленные в определенной системе, упорядоченные.

Развивающая функция состоит в том, что в процессе обучения,

усвоения знаний происходит развитие обучаемого: развитие речи, мышления, сенсорики и двигательной сферы личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационных областей.

Всякое учение ведёт к развитию, но обучение носит развивающий характер, если специально направлено на цели развития личности, что должно находить реализацию и в отборе содержания образования, и в дидактической организации учебного процесса.

Воспитательная функция обучения состоит в формировании нравственных и эстетических представлений, системы взглядов на мир, способности следовать нормам поведения в обществе, исполнять принятые в нём законы. В процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностные ориентации, мировоззрение.

В практике обучения эти три функции неразрывно связаны друг с другом, как связаны три процесса: обучение, развитие, воспитание. Они взаимообусловлены, являясь следствием и причиной один другого. Функции обучения реализуются во всех дидактических компонентах процесса обучения: в комплексе задач, содержании обучения, в системе методов, форм, средств обучения, а также в психологической сфере процесса обучения.

Для организации учебного процесса необходимо хорошо знать те внутренние структурные компоненты, из которых он состоит. Выделяют следующие структурные компоненты: целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный и оценочно-результативный.

1. Целевой – чёткое определение целей обучения.

2. Потребностно-мотивационный – формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и мотивов учения.

3. Содержательный – определение содержания учебных занятий.

4. Операционно-деятельностный – организация учебно-познавательной деятель-ности учащихся по овладению изучаемым материалом.

5. Эмоционально-волевой – придание процессу обучения эмоционально-волевого характера. Эмоциональность обучения означает такой характер организации учебной работы, при котором у учащихся пробуждается интерес и внутреннее влечение к активной учебно-познавательной деятельности.

6. Контрольно-регулировочный – регулирование и контроль за ходом учебно-познавательной деятельности.

7. Оценочно-результативный – оценка и самооценка качества овладения изучаемым материалом.

Наши рекомендации