Очная и заочная форма обучения
Вид учебной работы | Объем зачетных единиц / часов по формам обучения | |
Очная | заочная | |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 4/144 | 4/144 |
Контактная работа обучающихся с преподавателем (всего) | ||
в том числе: | ||
Лекции | ||
лабораторные занятия (включая защиту отчета по лабораторным работам) | ||
семинарские занятия | ||
практические занятия | ||
контрольные работы | ||
другие виды контактной работы | ||
Самостоятельная работа студента (всего) | ||
в том числе: | ||
внеаудиторная самостоятельная работа по подготовке к лекционным занятиям | ||
внеаудиторная самостоятельная работа по подготовке к лабораторным занятиям и защите отчета | ||
внеаудиторная самостоятельная работа при подготовке к семинарским и/или практическим занятиям | ||
подготовка учебного проекта | ||
подготовка к контрольной работе | ||
выполнение заданий для самостоятельной работы в системе управления обучением MOODLE | ||
выполнение курсового проекта (работы) | ||
подготовка к экзамену | ||
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий
Очная форма обучения
Наименование тем (разделов). | Количество академических или астрономических часов по видам учебных занятий | |||
Занятия лекционного типа | Занятия семинарского типа | Другие виды учебных занятий | Самостоятельная работа обучающихся | |
Тема 1. Педагогика как наука, ее объект. Категориальный аппарат педагогики. Связь педагогики с другими науками. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Актуальные проблемы педагогической науки и практики образования. | ||||
Тема 2. Методология педагогики. Методы педагогических исследований. Вклад в современную отечественную педагогику методологов В.В. Краевского, В.И. Загвязинского. | ||||
Тема 3. Сущность, движущие силы, логика и структура образовательного процесса. Закономерности и принципы обучения, требования к их реализации в современной дидактике. | ||||
Тема 4. Современные дидактические концепции и теории: развивающего обучения, проблемного обучения, программированного обучения. Теория оптимизации обучения. | ||||
Тема 5. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. | ||||
Тема 6. Современные модели организации обучения. Система форм, методов, приемов, средств обучения. Педагогические условия их применения в учебном процессе. | ||||
Тема 7. Образовательная диагностика. Контроль и учет в процессе обучения. | ||||
Тема 8. Инновационные образовательные процессы. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы. | ||||
Тема 9. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса. | ||||
Тема 10. Содержание процесса воспитания. Нормативно правовое обеспечение воспитательной деятельности образовательного учреждения. | ||||
Тема 11. Система методов, форм и средств воспитания. Понятие о воспитательной системе: структура, этапы становления и развития. Характеристика гуманистических воспитательных систем. | ||||
Тема 12. Управление образовательными системами. | ||||
Контроль самостоятельной работы студентов | ||||
Индивидуальные консультации | ||||
Подготовка к экзамену | ||||
Групповые консультации | ||||
ИТОГО: 144 |
Заочная форма обучения
Наименование тем (разделов). | Количество академических или астрономических часов по видам учебных занятий | |||
Занятия лекционного типа | Занятия семинарского типа | Другие виды учебных занятий | Самостоятельная работа обучающихся | |
Тема 1. Педагогика как наука, ее объект. Категориальный аппарат педагогики. Связь педагогики с другими науками. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Актуальные проблемы педагогической науки и практики образования. | ||||
Тема 2. Методология педагогики. Методы педагогических исследований. Вклад в современную отечественную педагогику методологов В.В. Краевского, В.И. Загвязинского. | ||||
Тема 3. Сущность, движущие силы, логика и структура образовательного процесса. Закономерности и принципы обучения, требования к их реализации в современной дидактике. | ||||
Тема 4. Современные дидактические концепции и теории: развивающего обучения, проблемного обучения, программированного обучения. Теория оптимизации обучения. | ||||
Тема 5. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. | ||||
Тема 6. Современные модели организации обучения. Система форм, методов, приемов, средств обучения. Педагогические условия их применения в учебном процессе. | ||||
Тема 7. Образовательная диагностика. Контроль и учет в процессе обучения. | ||||
Тема 8. Инновационные образовательные процессы. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы. | ||||
Тема 9. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса. | ||||
Тема 10. Содержание процесса воспитания. Нормативно правовое обеспечение воспитательной деятельности образовательного учреждения. | ||||
Тема 11. Система методов, форм и средств воспитания. Понятие о воспитательной системе: структура, этапы становления и развития. Характеристика гуманистических воспитательных систем. | ||||
Тема 12. Управление образовательными системами. | ||||
Контроль самостоятельной работы студентов | ||||
Индивидуальные консультации | ||||
Подготовка к экзамену | ||||
Групповые консультации | ||||
ИТОГО: 144 |
Содержание дисциплины
ТЕМА 1
Педагогика как наука, ее объект. Категориальный аппарат педагогики. Связь педагогики с другими науками. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Актуальные проблемы педагогической науки и практики образования.
Педагогика — 1) наука, изучающая объективные законы развития конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанные с законами развития общественных отношений и становления детской личности, а также опыт реальной общественной воспитательно-обучающей практики формирования подрастающих поколений, особенности и условия организации педагогического процесса; 2) совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение; 3) наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека; 4) наука о сущности, условиях и законах педагогического процесса; 5) учебный курс, который преподается в педагогических учебных заведениях и др. учреждениях по профилирующим программам.
Функции педагогики: научно-теоретическая, конструктивно-технологическая, прогностическая.
Принято различать объект и предмет педагогической науки.
Объектом педагогической науки является образование — это вид деятельности, направленной на усвоение личностью социального опыта и ее собственное развитие.
Предмет педагогической науки — это система отношений, возникающих в деятельности, являющейся объектом педагогической науки.
Задачи педагогической науки:
o Постоянные:
вскрытия закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами;
изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;
разработки новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами;
прогнозирование образования;
внедрение результатов исследования в практику.
o Временные:
создание библиотек электронных учебников;
разработка стандартов педагогического профессионализма;
выявление типичных стрессов в работе учителей;
анализ природы типовых конфликтов в отношениях «учитель — ученик» и др.
Основные категории педагогики:образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс.