Тема: Генезис организационных форм обучения в СССР.
Цель: Проследить, как развивались формы школьного обучения в 1917-1991 гг. в СССР
План лекции:
1. Бригадно-лабораторная система обучения школьников
2. Проектная система обучения в советской школе
3. Постановление ЦКВКП(Б) « О педологических извращениях в системе наркомпросов»
4. Классический традиционный урок
5. Липецкий (синтетический) урок.
6. Педагоги – новаторы 80-х годов
1 Бригадно-лабораторная система обученияшкольников. В 20-е гг. Дальтон-план подвергался резкой критике со стороны ученых и практических работников школы за его ярко выраженную индивидуальную направленность. В то же время он послужил прототипом для разработки в СССР бригадно-лабораторной системы обучения, которая практически вытеснила урок с его жесткой структурой. Но в отличие от Дальтон-плана бригадно-лабораторная система обучения предполагала сочетание коллек тивной работы всего класса с бригадной (звеньевой) и индивидуальной работой каждого ученика. На общих занятиях планировалась работа, обсуждались задания, учитель объяснял трудные вопросы темы и подводил итоги общей деятельности. Определяя задание бригаде, учитель устанавливал сроки его выполнения и обязательный минимум работы для каждого ученика, при необходимости индивидуализируя задания. На итоговых конференциях бригадир от имени бригады отчитывался за выполнение задания, которое, как правило, выполняла группа активистов, а остальные только присутствовали при этом. Отметки же выставлялись одинаковые всем членам бригады. Для бригадно-лабораторной системы организации занятий, претендовавшей на универсальность, было характерно умаление роли учителя, низведение его функций к периодическим консультациям учащихся. Переоценка учебных возможностей учащихся и метода самостоятельного добывания знаний привели к значительному снижению успеваемости, отсутствию системы в знаниях и несформированности важнейших вышеучебных умений. В 1932 г. обучение по этой системе прекратилось.
2. Проектная система обучения в советской школе. В 20-е гг. XX в. в школах СССР начал также применяться метод проектов (проектная система обучения), заимствованный из американской школы, где его разработал У. Килпатрик. Он считал, что основу школьных программ должна составлять опытная деятельность ребенка, связанная с окружающей его реальностью и основанная на его интересах. Ни государство, ни учитель не могут заранее вырабатывать учебную программу, она создается детьми совместно с учителями в процессе обучения и черпается из окружающей действительности. Учащиеся сами выбирали тему разработки проекта. В зависимости от специализации (уклона) учебной группы она должна была отражать общественно-политическую, хозяйственно-производственную или культурно-бытовую сторону окружающей реальности. То есть основная задача проектов состояла в вооружении ребенка инструментарием для решения проблем, поиска и исследований в жизненных ситуациях. Однако универсализация данного метода, отказ от систематического изучения учебных предметов привели к снижению уровня общеобразовательной подготовки детей. Эта система тоже не нашла широкого распространения
Постановление ЦКВКП(Б) « О педологических извращениях в системе Наркомпросов»
В 1931 - 1936 годах вышел ряд постановлений ЦКВКП(б) в которых осуждался бригадно – лабораторный метод и проектная система обучения. Указывалось, что основной формой обучения должен быть урок « с постоянным составом учащихся со строгим расписанием. Учитель должен проверять знания учащихся. Итак, с 1931- 1932 года в советской школе утвердилась классно – урочная система.
4. Классический традиционный урок. В классно урочной системе состав учащихся постоянный а учебный процесс проводится по зарание утвержденному расписанию. Классно – урочная система получила распространение во всех странах и остается неизменной около четырехсот лет. Но уже с 19 го века стала подвергаться критике. Основные недостатки:
1. Невозможность своевременно установить обратную связь с учащимися
2.Форма обучения коллективная, все работают над одним и тем же материалом. Забегать вперед нельзя.
3.Страдают талантливые дети, так как учитель работает как бы на средне- статистического ученика.
Большим достоинством традиционной дидактики является индивидуальный глубокий отрос каждого ученика. Тщательная подготовка к опросу способствовала твердым знаниям, развитию речи и логического мышления.
Липецкий урок.
В 1960–Х годах жесткая структура классно – урочной системы подверглась критики
Липецкие учителя предложили ввести новые методы работы, активизирующие деятельность ученика. Был введен фронтальный опрос, по урочный балл. Учитель на протяжении всего урока привлекал учеников к усвоению материала. Их цель: занять детей все 45 минут, не перегружая детей домашним заданием, стараться материал усвоить на уроке.
Недостатки : фронтальный опрос носил поверхностный характер, одновременный охват опросом нескольких учеников не позволял проверить знания глубоко, и знания стали поверхностными.
Такова краткая история развития организационных форм обучения. Наиболее устойчивой из всех перечисленных форм массового обучения оказалась классно-урочная система, так как имеет несомненные преимущества:
• четкая организационная структура;
• удобство управления деятельностью класса;
• возможность сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм учебной работы;
• стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика;
• тесная связь обязательной учебной и внеучебной работы учащихся;
• эмоциональное влияние личности учителя на учащихся;
• экономичность обучения, так как учитель работает одновременно с группой учащихся.
Эта система имеет и недостатки:
• ориентация на среднего ученика, что создает значительные трудности для слабого школьника и задерживает развитие способностей у более сильных;
• трудность учета индивидуальных особенностей учеников;
• одинаковый темп и ритм работы;
• ограниченное общение между учениками.
В целом же классно-урочная система, действительно, является ценным завоеванием педагогической мысли и передовой практики работы массовой школы
6. Педагоги-новаторы В конце 70 – начале 80-х гг. появился большой отряд педагогов-новаторов, педагогов-практиков. Они выступали под девизом «Творчество учителя – творчество ученика». Заинтересованность собственным предметом, способность провести урок со стопроцентным участием учеников, умение любить и уважать личность ученика с самых первых дней его нахождения в школе – в этом отличие работы педагогов-новаторов. Педагоги-новаторы развивают такое направление в педагогике, как педагогика сотрудничества. Педагогика сотрудничества строится на воспитательном подходе к обучению, который учит о том, что следует определять ребенка не по его знаниям, а определение ребенка должно исходить от его отношения к людям, к труду, моральным ценностям и качествам.
Амонашвили Шалва Александрович. Разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики. Гуманная педагогика ориентирована на личность ребёнка, абсолютное отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики.
Литература:Основная
1Педагогика. Под ред. Л. П. Крившенко и др.-М.,2005.-427с.(291-306)+
2Харламов И. Ф. Педагогика-М.,1999.-517с.(с.221-228)
3. Волынкин В.И. Педагогика в схемах и таблицах.- М.2008.- 228 с.
Дополнительная:
- Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. — М., 1980
- Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя -М., 1983.
- Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? — М., 1986
Контрольные вопросы:
1. Критика бригадно - лабораторного метода обучения
2. Слабые стороны обучения по методу проектов.
3. Характеристика классно- урочной системы
4. Достоинства, недостатки классной- урочной системы
5. Структура традиционного урока
6. Действия педагога в синтетическом уроке
7. Недостатки липецкого урока.
Лекция № 3