Тема: Генезис организационных форм обучения в СССР.

Цель: Проследить, как развивались формы школьного обучения в 1917-1991 гг. в СССР

План лекции:

1. Бригадно-лабораторная система обучения школьников

2. Проектная система обучения в советской школе

3. Постановление ЦКВКП(Б) « О педологических извращениях в системе наркомпросов»

4. Классический традиционный урок

5. Липецкий (синтетический) урок.

6. Педагоги – новаторы 80-х годов

1 Бригадно-лабораторная система обученияшкольников. В 20-е гг. Дальтон-план подвергался резкой критике со стороны ученых и практических работников школы за его ярко выраженную индивидуаль­ную направленность. В то же время он послужил прототипом для разработ­ки в СССР бригадно-лабораторной системы обучения, которая практически вытеснила урок с его жесткой структурой. Но в отличие от Дальтон-плана бригадно-лабораторная система обучения предполагала сочетание коллек тивной работы всего класса с бригадной (звеньевой) и индивидуальной ра­ботой каждого ученика. На общих занятиях планировалась работа, обсуж­дались задания, учитель объяснял трудные вопросы темы и подводил итоги общей деятельности. Определяя задание бригаде, учитель устанавливал сроки его выполнения и обязательный минимум работы для каждого уче­ника, при необходимости индивидуализируя задания. На итоговых конфе­ренциях бригадир от имени бригады отчитывался за выполнение задания, которое, как правило, выполняла группа активистов, а остальные только присутствовали при этом. Отметки же выставлялись одинаковые всем чле­нам бригады. Для бригадно-лабораторной системы организации занятий, претен­довавшей на универсальность, было характерно умаление роли учителя, низведение его функций к периодическим консультациям учащихся. Пере­оценка учебных возможностей учащихся и метода самостоятельного добы­вания знаний привели к значительному снижению успеваемости, отсут­ствию системы в знаниях и несформированности важнейших вышеучебных умений. В 1932 г. обучение по этой системе прекратилось.

2. Проектная система обучения в советской школе. В 20-е гг. XX в. в школах СССР начал также применяться ме­тод проектов (проектная система обучения), заимствованный из американ­ской школы, где его разработал У. Килпатрик. Он считал, что основу школьных программ должна составлять опытная деятельность ребенка, связанная с окружающей его реальностью и основанная на его интересах. Ни государство, ни учитель не могут заранее вырабатывать учебную про­грамму, она создается детьми совместно с учителями в процессе обучения и черпается из окружающей действительности. Учащиеся сами выбирали тему разработки проекта. В зависимости от специализации (уклона) учеб­ной группы она должна была отражать общественно-политическую, хозяй­ственно-производственную или культурно-бытовую сторону окружающей реальности. То есть основная задача проектов состояла в вооружении ре­бенка инструментарием для решения проблем, поиска и исследований в жизненных ситуациях. Однако универсализация данного метода, отказ от систематического изучения учебных предметов привели к снижению уров­ня общеобразовательной подготовки детей. Эта система тоже не нашла ши­рокого распространения

Постановление ЦКВКП(Б) « О педологических извращениях в системе Наркомпросов»

В 1931 - 1936 годах вышел ряд постановлений ЦКВКП(б) в которых осуждался бригадно – лабораторный метод и проектная система обучения. Указывалось, что основной формой обучения должен быть урок « с постоянным составом учащихся со строгим расписанием. Учитель должен проверять знания учащихся. Итак, с 1931- 1932 года в советской школе утвердилась классно – урочная система.

4. Классический традиционный урок. В классно урочной системе состав учащихся постоянный а учебный процесс проводится по зарание утвержденному расписанию. Классно – урочная система получила распространение во всех странах и остается неизменной около четырехсот лет. Но уже с 19 го века стала подвергаться критике. Основные недостатки:

1. Невозможность своевременно установить обратную связь с учащимися

2.Форма обучения коллективная, все работают над одним и тем же материалом. Забегать вперед нельзя.

3.Страдают талантливые дети, так как учитель работает как бы на средне- статистического ученика.

Большим достоинством традиционной дидактики является индивидуальный глубокий отрос каждого ученика. Тщательная подготовка к опросу способствовала твердым знаниям, развитию речи и логического мышления.

Липецкий урок.

В 1960–Х годах жесткая структура классно – урочной системы подверглась критики

Липецкие учителя предложили ввести новые методы работы, активизирующие деятельность ученика. Был введен фронтальный опрос, по урочный балл. Учитель на протяжении всего урока привлекал учеников к усвоению материала. Их цель: занять детей все 45 минут, не перегружая детей домашним заданием, стараться материал усвоить на уроке.

Недостатки : фронтальный опрос носил поверхностный характер, одновременный охват опросом нескольких учеников не позволял проверить знания глубоко, и знания стали поверхностными.

Такова краткая история развития организационных форм обучения. Наиболее устойчивой из всех перечисленных форм массового обучения оказалась классно-урочная система, так как имеет несомненные преимуще­ства:

• четкая организационная структура;

• удобство управления деятельностью класса;

• возможность сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм учебной работы;

• стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятель­ность каждого ученика;

• тесная связь обязательной учебной и внеучебной работы учащихся;

• эмоциональное влияние личности учителя на учащихся;

• экономичность обучения, так как учитель работает одновременно с группой учащихся.

Эта система имеет и недостатки:

• ориентация на среднего ученика, что создает значительные трудно­сти для слабого школьника и задерживает развитие способностей у более сильных;

• трудность учета индивидуальных особенностей учеников;

• одинаковый темп и ритм работы;

• ограниченное общение между учениками.

В целом же классно-урочная система, действительно, является ценным завоеванием педагогической мысли и передовой практики работы массо­вой школы

6. Педагоги-новаторы В конце 70 – начале 80-х гг. появился большой отряд педагогов-новаторов, педагогов-практиков. Они выступали под девизом «Творчество учителя – творчество ученика». Заинтересованность собственным предметом, способность провести урок со стопроцентным участием учеников, умение любить и уважать личность ученика с самых первых дней его нахождения в школе – в этом отличие работы педагогов-новаторов. Педагоги-новаторы развивают такое направление в педагогике, как педагогика сотрудничества. Педагогика сотрудничества строится на воспитательном подходе к обучению, который учит о том, что следует определять ребенка не по его знаниям, а определение ребенка должно исходить от его отношения к людям, к труду, моральным ценностям и качествам.

Амонашвили Шалва Александрович. Разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики. Гуманная педагогика ориентирована на личность ребёнка, абсолютное отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики.

Литература:Основная

1Педагогика. Под ред. Л. П. Крившенко и др.-М.,2005.-427с.(291-306)+

2Харламов И. Ф. Педагогика-М.,1999.-517с.(с.221-228)

3. Волынкин В.И. Педагогика в схемах и таблицах.- М.2008.- 228 с.

Дополнительная:

  • Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. — М., 1980
  • Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя -М., 1983.
  • Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? — М., 1986

Контрольные вопросы:

1. Критика бригадно - лабораторного метода обучения

2. Слабые стороны обучения по методу проектов.

3. Характеристика классно- урочной системы

4. Достоинства, недостатки классной- урочной системы

5. Структура традиционного урока

6. Действия педагога в синтетическом уроке

7. Недостатки липецкого урока.

Лекция № 3

Наши рекомендации