Тема: Сущность, функции и задачи процесса обучения
Цель: Сформировать знания о сущности процесса обучения.
План лекции:
1.Дидактика: понятие, основные категории, проблемы
2.Сущность понятий «учение», «обучение», «преподавание».
3.Функции обучения
4.Уровни усвоения знаний
1.Термин «дидактика» заимствован от греческих слов, обозначающих «поучающий», «изучающий». Дидактика – теория образования и обучения.
Основные категории дидактики:
-учение
-преподавание
-обучение
-познание
-образование
Задачи, которые разрабатывает дидактика, звучат одинаково на всех этапах исторического развития.
- Чему учить? (определить содержание образования)
- Как организовать обучение (найти формы обучения)
- Какие средства обучения необходимы (учебники, дидактические)
- Чем при этом руководствоваться (определить принципы обучения)
- Как оценить результаты обучения?
2. Сущность понятий «учение», «обучение», «преподавание».
Преподавание – это деятельность тех, кто обучает; учение – это деятельность тех, кто обучается; образование – овладение обучающимися научными знаниями, практическими умениями и навыками, способами мышления и деятельности; развитиеих умственно-познавательных способностей, мировоззрения, нравственности и общей культуры. Благодаря всему этому школьники приобретают определенный личностный облик (образ) и индивидуальное своеобразие.
Учение- деятельность ученика
Преподавание- деятельность учителя
Процесс обучения- совместная деятельность
Процесс обучения- это двуединый процесс, состоящий из 2- х сторон:
1 – я сторона – передающая, ее олицетворяет учитель. Он преподает.
2- я сторона- воспринимающая, эту сторону олицетворяют дети. Они усваивают.
Обучение |
Учение |
Преподавание |
При всей очевидности того, что обучение- это совместная деятельность , что обучение состоится тогда, когда активны обе стороны, до сих пор все еще бытует представление об обучении, как учитель провел урок. Но вполне допустимо, что преподавание как деятельность учителя вроде бы и состоялось , а учение не состоялось. Односторонний взгляд на процесс обучения заключается в том, что ученик рассматривает как объект воздействия, а в основном механизмом воздействия признается непреклонная требовательность учителя в выполнении учащихся его указаний.
Процесс обучения - совокупность взаимосвязанных действий учителя и учащихся, направленных на достижение общей цели: усвоение, овладение школьниками З.У.Н., развитие познавательных возможностей.
Учение -сложная познавательная деятельность детей под руководством учителя, в ходе которой проявляются и формируются умственные, познавательные возможности обучающегося, результатом чего является умственное развитие,формирование волевых и моральных качеств и психических свойств личности.
Преподавание предполагает:
1. Знание учителем своего предмета
2. Владение методикой преподавания
3. Умение организовывать деятельность детей
4. Знание познавательных возможностей конкретного ученика
5. Знание общих закономерностей развития ребенка
Познание -открытие новых факторов и законов развития объективного мира, это деятельность ученого. В отношении школьников о познании говорят тогда, когда ученик сам, без учителя, добывает знания.
3.Функции обучения:
Образовательная функция -основная функция обучения, направлена на усвоение знаний, умений, навыков.
Воспитывающая функция -Всякий акт обучения неизбежно воспитывает. Учитель своими действиями может усилить или ослабить воспитывающее влияние. Каждый школьник имеет определенную направленность, то есть какие-то господствующие мотивы, определяющие эмоционально - волевую сферу. Обучение может закрепить эту направленность, усилить или ослабить. Знания можно получить и из учебников. Учитель помогает становлению убеждений. Он нужен как духовный наставник. Воспитывающая функция обучения проявляется в формировании положительных мотивов учения, в формировании нравственно- ценных ориентиров, моральных и эстетических установок и т.п.
Развивающая функция-направлена на развитие: логического мышления, операций мышления, памяти, речи, познавательной активности, интереса к предмету, качеств ума (критичность, осознанность и др.), инициативы, самостоятельности и др.
4.Уровни усвоения знаний.
Классификация уровней усвоения знаний условна. Существует классификация профессора Беспалько В.П..
1. Уровень знакомства. Знания на уровне представлений, человек не в состоянии воспроизводить. Первый уровень достигается при однократном знакомстве с информацией, при прослушивании – (оценка «3»)
2. Репродуктивный уровень. Человек может воспроизвести материал, копировать, но не умеет применять творчески, в другой ситуации, на практике. Не умеет переносить знания, не в состоянии ими оперировать в рассуждениях; знания не являются основой его мировоззрения – (оценка «3», «4»)
3. Уровень трансформации. Умеет использовать знания в ситуации, отличной от учебной, умет переносить их. Свободно оперирует знаниями, знания на уровне мировоззренческих идей (оценка «5»). Все 3 уровня имеют общее свойство: знания школьников являются субъективно новыми, т.е.новыми для данного субъекта. В школе достаточно освоить знаниями на 3 уровне.
4. Творческий уровень. Знания субъекта являются объективно новыми, он добывает с помощью имеющихся у него знаний и путем самостоятельного приобретения знаний из различных источников. Задача усвоения знаний на 4 уровне в школе не ставится. На 4 уровне находятся студенты, магистры, аспиранты.
Литература:
Основная:
1.Педагогика Под ред. Л.П. Крившенко. М, 2005. -427с.(232-235с.,240-248с)
2.Харламов И.Ф. Педагогика. М. 1999 с.-516 с.(123-128с.)
3.Мухина С.А., Соловьева А.А., Современные инновационные технологии обучения М, 2008 г.-360 с.
4. Волынкин В.И. Педагогика в схемах и таблицах.- М.2008.- 228с.
Дополнительная:
1 Дьяченко В. К. Новая дидактика – М,2001-326с.
2 Бордовская Н.В., Реан А.А., Педагогика-С-Пб,2000-388с.
3 Хуторской А.В. Современная дидактика. С-Пб2001-396с
Контрольные вопросы:
1. Что обозначает термин «дидактика»
2. Какие проблемы разрабатывает дидактика
3. Перечислить основные категории дидактики
4. Компоненты деятельности ученика
5. Компоненты деятельности учителя
6. Процесс обучения как двухсторонний процесс
7. Функции обучения
8. Уровни усвоения знаний
Лекция № 5
Тема: Содержание образования. Государственный образовательный стандарт
Цель: Сформировать систему знаний о сущности и проблемах содержания образования. Сформировать представление о государственном образовательном стандарте.
План лекции:
1.Понятие и сущность содержания образования
2. Государственный образовательный стандарт
3. . Нормативные документы, регламентирующие содержание образования.
1.Содержание образования- это система знаний, умений, навыков, мировоззренческих, нравственных, эстетических установок. Определить содержание образования- это значит решить вопрос о содержании образования решается по разному в зависимости от того, где, когда, кого и для чего учат.
Задачи и содержание образования не остаются неизменными на всех исторических этапах. Они изменяются вместе с изменением общества. Но во все исторические эпохи определяющее влияние на содержание образования оказывают требования производства, состояние науки. На содержание образования влияют так же политика и идеология государства. Так же до 50-х годов в СССР были запрещены генетика, кибергенетика, психология. Определить содержание образования не простое дело. При ее определении допускались и допускаются ошибки, отрицательно сказывающиеся на качестве обучения. То содержание образования отстает от науки, то оно оказывается перегруженным.
2. Чем руководствуются при отборе содержания образования?
А) Теория формального образования (17век). Сторонники этой теории главной задачей считали не овладение фактическими знаниями, а развитие мышления. Лучшим средством для этого они считали языки, математику, литературу, историю. Они отстаивали гуманитарные направления образования, которое позже стали называть классическим.
Б) Теория материального образования ( начало 19века). Развитие промышленности требовало технических подготовленных специалистов. Сторонники этой теории считали что детей надо вооружить, прежде всего, естественно - научными знаниями, а критерием отбора содержания образования они считали степень их практической пригодности. Это так называемое реальное образование.
В) Прагматическая история (начало 20 века). Американский ученый Джон Дьюи считал, что в основу школьного образования должны быть положена организация практической деятельности детей. Детей надо учить на конкретных примерах из повседневной жизни. Обучение посредством выполнения различных проектов ( например как мистер Х выращивал кур и др.). Обучение сводилось к узкому практицизму.
Г) на основе прагматической теории 20-ые годы прошлого века была выдвинута идея проектной системы обучения. Конкретные программы были заменены комплексными, объединенными вокруг 3-х больших тем: природа, общество, труд. Обучение сводилось к освоению конкретных экономических, торговых проектов. Например, осенние работы в деревне.
Д) Сейчас продолжается модернизация содержания образования.
2 Государственный образовательный стандарт
В РК введены образовательные стандарты.
Стандарт образования - система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и возможности, нормы и требовании , установленные стандартом , принимаются как эталон.
Государственный образовательный стандарт является тем механизмом , который обеспечивает в стране единое образовательное пространство. Необходимость проведения стандартизации образования вызвана изменениями в общественной жизни.
3.Нормативные документы. Документами регламентирующими содержание образования, являются учебные планы и программы по предметам. Содержание образования фиксируется в учебных и электронных пособиях информации ( видеоролики, компьютерные программы и др.)
Учебный план (см. таблицу)- нормативный документ, который определяет состав учебных предметов, недельное количество часов, отводимое на изучение предмета.
Литература:
Основная:
1.Педагогика Под ред. Л.П. Крившенко. М, 2005. с 3-10.-366 с.
2.Харламов И.Ф. Педагогика. М. 1999 с 14-19. с 25-27.-516 с.
3. Волынкин В.И. Педагогика в схемах и таблицах.-М.2008.- 228 с.
Дополнительная:
1.Педагогика под ред. Н.Д. Хмель – А., 2003
2.Пидкасистый И.П.и др. Искусство преподавания М,1999
Контрольные вопросы:
1.Что входит в содержание образования?
.2. Что влияет на содержание образования.
3. Тория формального отбора содержания образования.
4. Теория материального отбора образования.
5. Прагматическая теория образования.
6. Образовательные стандарты.
7 .Учебный план, учебные программы, учебники.
Кредит №3
Лекция № 1