Подготовить доклады-презентации.


Самостоятельная работа студентов

Заполнение 1 контрольной точки

Требования по видам работ

1. Конспектирование. Необходимо законспектировать темы: «Методы педагогических исследований», «Возрастные и индивидуальные особенности развития личности» Оценивается в 20 %.

2. Контрольная работа по теме «Педагогика в системе наук о человеке» предполагает раскрытие следующих вопросов:

1. Объект и предмет педагогики.

2. Задачи педагогической науки.

3. Функции педагогики.

4. Основные категории педагогики.

5. Методы педагогических исследваний.

Выполнение контрольной работы оценивается в 10 %.

3. Конспектирование Необходимо законспектировать 1) квалифицированные характеристики педагогических работников (учителя)изЕдиного квалификационного справочника (http://www.rg.ru/2010/10/20/teacher-dok.html)

2) Рындина Ю. В. Исследовательская компетентность как психолого-педагогическая категория [Текст] / Ю. В. Рындина // Молодой ученый. – 2011. – № 1. – С. 228-232. Оценивается в 20 %

4. Творческая работа. 1) Написать эссе «Мотивы выбора профессии учителя».

2) Диагностика состояния педагогического процесса при помощи изучаемых методов педагогического исследования предполагает практическое овладение одним из методов педагогического исследования (наблюдение, анализ первоисточников, школьной документации, творческих работ учащихся, беседы, анкетирование, тестирование, исследование внутригрупповой дифференциации и др.). Необходимо диагностировать какое-либо явление, ситуацию педагогического процесса, сформулировать вывод, результат предоставить письменно с использованием качественных методов исследования (ранжирование, шкалирование и т. д.). Оценивается в 50%.

Заполнение 2 контрольной точки

Требования по видам работ

1. Контрольные работы. В процессе прохождения курса необходимо выполнить 3 контрольных работы.

Контрольная работа по теме: Процесс обучения как целостная система оценивается в 10%.

Вопросы:

1. Дать определение понятию «обучение».

2. Что означает термин «двусторонность процесса обучения»?

3. Перечислить основные компоненты дидактической системы.

4. Охарактеризовать движущие силы процесса обучения.

5. Перечислить специфические закономерности педагогического процесса.

Контрольная работа по теме: Методы обучения оценивается в 10 %.

Вопросы:

1. Дать определение понятию «методы обучения».

2. Какие классификации методов обучения Вы знаете (не менее 3-х)? Какие группы методов выделяются в данных классификациях?

3. Охарактеризовать методы обучения как способы организации упорядоченной учебной деятельности учащихся по достижению дидактических целей и решению познавательных задач (И.Ф. Харламов).

Контрольная работа по теме: Урок - основная форма организации обучения оценивается в 10 %.

Вопросы:

1. Дать определение понятию «форма организации обучения.

2. Дать определение понятию «урок».

3. Какие, исторически сложившиеся, формы организации обучения Вы знаете?

4. Охарактеризовать основные этапы урока.

5. Какие классификации форм организации обучения Вы знаете (не менее 3-х)? Какие типы уроков выделяются в данных классификациях?

Итого – 30%.

1. Конспектирование и другие виды работы с книгой:

1) Составить тезаурус по теме «Методы обучения»

2) Составить таблицу по статье Саранцев Г.И. Метод обучения как категория методики преподавания // Педагогика. - 1998. - № 1. - С. 28-34.

3) Выполнить тезисы по статьям: Саранцев Г.И. Дидактические аспекты исследования урока в школе // Педагогика. - 2006. - № 1. - С. 32-39.; Рыжаков М.В. Содержание общего среднего образования: парадоксы развития // Школьные технологии. - 2005. - № 1. - С. 4-11.

4) Составить «Двойной (двухчастный) дневник» по статье Бахарова И.Г. Учебник, который нам нужен // Педагогика. - 2000. - № 3. - С. 86-89.

Составить конспект (Хуторской А.В. Место учебника в дидактической системе // Педагогика. - 2005. - № 4. - С. 10-19).

Итого – 30%.

3. Разработка уроковпредполагает разработку традиционного урока, по схеме, данной при изучении темы «Формы организации обучения» и нетрадиционного урока (урок-КВН, урок-театрализованное представление, урок-суд, урок-викторина, урок-соревнование и т. д.) – 20%.

4. Анализ урока с точки зрения реализации в нем функций процесса обучения. Схема:

1. Тема урока. Цель.

2. Как на уроке реализуется образовательная функция процесса обучения?

- Какие новые знания усваивает уч-ся на данном уроке?

- Какие умения и навыки формирует у них учитель на данном уроке?

- Формируются ли навыки и умения самостоятельной работы?

- Учит ли добывать знания самостоятельно?

3. Как реализуется на уроке развивающая функция обучения? Каким образом?

- Что вы можете сказать об уровне развития речи уч-ся?

- Заботиться ли учитель о развитии мышления уч-ся (конкретно-образное, абстрактное). Каким образом?

- Формирует ли любовь к знаниям и любознательность?. С помощью каких приемов он это делает? Испытывают ли дети радость познания?

- Как педагог развивает двигательные умения и навыки уч-ся на уроке?

4. Осуществляется ли воспитание учащихся на уроке?

- Формирует ли учитель основы мировоззрения учащихся, научные взгляды?

- Осуществляет ли нравственное, эстетическое, трудовое физическое воспитание на уроке?

- Какие личностные качества воспитывает учитель у ребят?

- Формирует ли общественную активность школьников?

5. Обобщите полученный материал, сформулируйте выводы. Запишите анализ данного урока и сдайте на проверку.

Анализ урока оценивается в 15%.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Педагогическое управление развитием познавательной активности учащихся в процессе обучения.

2. Функции процесса обучения.

3. Реализация на уроке системы дидактических принципов.

4. Основные направления реализации принципов научности и доступности в процессе обучения.

5. Дидактические условия осуществления принципа наглядности в процессе обучения.

6. Дидактические условия формирования осознанных знаний.

7. Методы обучения учащихся работе с учебником.

8. Способы организации групповых видов учебной работы на уроке.

9. Формирование общеучебных умений и навыков на уроках.

10. Методы проблемного обучения.

11. Построение проблемного изложения учебного материала.

12. Дидактическая игра как метод развивающего обучения.

13. Развивающее обучение: сущность, плюсы и минусы.

14. Педагогический контроль успеваемости учащихся как способ регуляции учебной деятельности и стимулирования познавательной активности.

15. Дидактическая система работы с одаренными детьми.

16. Причины неуспеваемости школьников.

17. Дидактические методов коррекции учебной деятельности учащихся, неуспевающих в процессе обучения.

18. Пути и средства формирования познавательных интересов школьников.

19. Дидактические способы оценивания учебных достижений учащихся.

20. Моделирование проблемных ситуаций в процессе обучения.

21. Способы реализации индивидуально-личностного подхода в процессе обучения.

22. Дифференциация процесса обучения на уроках.

23. Организация самостоятельной работы учащихся на уроке.

24. Вербальные методы общения в процессе обучения.

25. Развитие научного мировоззрения в процессе обучения.

26. Личностный подход в процессе обучения.

27. Деятельностный подход в процессе обучения.

28. Новое и традиционное в современном содержании образования.

29. Учебник как основное средство обучения конкретному предмету.

30. Метод проектов: история и современность.

31. Взаимосвязь форм работы учащихся на уроке.

32. Интеграция содержания образования.

Приложение 1.

«Двойные (двухчастные) дневники»

Фиксация: какая часть текста произвела наибольшее впечатление? Комментарий: что заставило меня записать именно эту цитату? Какие мысли она у меня вызвала? Какой вопрос возник в связи с ней?

Наши рекомендации