Принципы, формы, методы, приемы и средства в воспитании безопасного поведения дошкольников.
Задачи и содержание воспитания безопасного поведения в дошкольном возрасте: развитие интереса к правилам безопасного поведения и отношения к опасным для жизни и здоровья ситуациям: развитие устойчивого интереса к правилам безопасного поведения, осторожного и осмотрительного отношения к типичным опасным для жизни и здоровья ситуациям; расширение и уточнение представлений о способах поведения в опасных ситуациях; поддержание проявлений осмотрительности и осторожности в нетипичных и потенциально опасных ситуациях, желания помочь.
Основные принципы проектирования технологий воспитания безопасного поведения дошкольников: принцип подражания, принцип эмоционального подкрепления и поддержки ребенка, принцип развития познавательных интересов и мотивов безопасности поведения, принцип постепенного развития произвольности безопасного поведения, принцип единства мотивационного, когнитивного и поведенческого компонентов в воспитании безопасного поведения.
В своей работе по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста я использую несколько методов обучения.
1. Метод наглядного обучения. Он эффективен для закрепления представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушений.
2. Игровой метод. Настольно – печатные игры, дидактические игры, сюжетно ролевые игры, подвижные игры.
3. Словесный метод. Мы обсуждаем и рассматриваем с детьми наиболее типичные опасные ситуации. Воспитываем аккуратность, объясняя, что порядок в группе и дома - не только для чистоты, но и для безопасности.
Изучаем предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей.
Для предупреждения опасных ситуаций знакомим с основной группой пожароопасных предметов.
4. Активный метод. Физическая подготовка ребёнка – один из основных факторов, влияющих на поведение человека в опасной ситуации. Это всё выполняется на физкультурных занятиях, в подвижных играх, на прогулках, различных гимнастиках.
Так же использую несколько принципов организации работы.
• Принцип полноты.
• Принцип системности.
• Принцип интеграции.
• Принцип преемственности взаимодействия ребенка в условиях ДОУ и в семье.
• Принцип доступности содержания детям.
• Принцип возрастной адресованности.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных видах детской деятельности
коммуникативной
познавательно-исследовательской
продуктивной
трудовой
физкультурно-оздоровительной
музыкально - художественной
игровой
Работа с родителями
Вся работа с детьми по формированию у них навыков безопасного поведения происходила в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы.
Задачей родителей и воспитателей является устранение всех источников опасности, а также создание необходимого для нормального развития ребенка свободного пространства передвижения без ограничения любознательности (для его возраста) и интереса к тому, что его окружает.
В результате опыта была подтверждена гипотеза: формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста, возможно при выполнении следующих условий:
Определение принципов построения системы по формированию основ безопасности жизнедеятельности;
Разработке системы воспитания и обучения для детей;
Определение условий организации образовательной среды в МДОУ
Использование различных форм и методов работы в тесном взаимодействие детского сада и семьи.
Опыт работы позволяет сделать выводы о том, что система планирования по основам безопасности жизнедеятельности детей способствует:
Формированию чувства безопасности у детей;
Осознанию ребёнком ценностей здоровья и жизни человека;
Формированию у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих;
Расширению, и систематизации знаний детей о правильном поведении при контакте с незнакомыми людьми;
Закреплению у детей знаний о правилах поведения на улице, дороге, транспорте;
Предупреждению детского травматизма;
Развитию самостоятельности и ответственности.