Развивающее чтение как педагогическая технология

Термин «развивающее чтение» еще не получил признание в пе­дагогике общего образования, как и сама педагогика чтения, имею­щая основание для обособления среди других разделов педагогичес­кого знания.

Развивающее чтение родом из быстрочтения, скорочтения и раци­онального чтения, которые уже более полувека шествуют по планете: сначала в США, далее в Европе и нашей стране.

Более глубокие основания проблемы нужно искать в педагогике и преимущественно в педагогическом искусстве, в фундаменталь­ных направлениях воспитания и классической дидактики. Так, зна­комясь с новыми трудами по педагогической технологии, можно убедиться, что методология и идеология развивающего чтения в отдельных своих гранях последовательно осознавались крупнейши­ми деятелями и теоретиками педагогической мысли.

Развивающее чтение как интегральное понятие возникло на пе­ресечении педагогики развивающего обучения и развития речи.

Сложившаяся школьная традиция обучения родному языку ныне приводит к негативному следствию — недооценке речевой функции в развитии мышления и сознания детей и их интеллектуального потенциала в частности, а также индивидуального творческого на­чала.338

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В речевой деятельности человека чтение является одним из че­тырех видов и функционально старшим видом речевой деятельнос­ти. В целом письменная речь в двух ее модальностях — письменной речи и чтении — филогенетически и онтогенетически являются вер­шинами в способах коммуникации.

Психофизиология речи опирается на разграничение темповых характеристик деятельности: чтение в три раза превосходит по тем­пу устную речь и в девять раз — письменную. Ускорение энерго­информационного обмена при чтении достигается за счет «утесне­ния» и замещения каналов восприятия — аудио- и артикулятор-ного канала. Сенсомоторика чтения базируется на видеоканале, который может функционировать обособленно от других. Благода­ря этому чтение утончает грани речи и мышления. Говорение и слушание для него образует лишь «корневую систему». Чтение одной своей стороной (внешней) обращено к речи, а другой (внут­ренней) — к сознанию.

В общем речевом развитии человека чтение занимает положение узла, замыкающего круг вербального мышления и открывающего окно в надвербальное пространство сознания. При достижении выс­ших ступеней в овладении чтением ребенок переходит к обучению через чтение, оно становится главным способом познания.

Можно выделить относительно самостоятельные фазы зрелости чтения (рис. 16).

Развивающее чтение как педагогическая технология - student2.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Рис. 16. Фазы зрелости чтения

Такая схематизация отражает последовательное усложнение чи­тательских умений и навыков: постепенно расширяются границы

восприятия и осмысления речевых единиц текста, углубляется . нимание читаемого.

В общей пирамиде ступеней овладения навыками чтения услов­но выделяются пять шагов. Первые два дают формирование умений звукобуквенного восприятия, проговаривания текста; здесь активи­зируются перцептивно-моторные механизмы речи.

На ступени словесного чтения происходит существенная прибав­ка механизмов речи — мысли: к ассоциациям слова слышимого, произносимого и видимого присоединяется «смысловое» слово, дети оперируют словами-понятиями.

При переходе к фразовому чтению единица восприятия увеличи­вается до целой фразы и одновременно усложняется абстрактно-логическая сторона чтения. Эта третья фаза зрелости характеризу­ется «сверткой» слышимого и произносимого слова, а также реду­цированием видимого слова за счет напряжения поля смыслового восприятия и включения смысловой догадки.

Высшее мастерство читателя связано с панорамным чтением, в котором реализуются умения читать мысли, преодолевая барьеры визуальности графических знаков и структур. Восприятие текста сливается с образно-смысловым «схватыванием» целостного содер­жания — мгновенно считываются целые страницы текста.

Для начальных ступеней владения чтением характерен режим временного разрыва между срабатыванием механизмов восприятия и осмысления, преобладание аналитических усилий ума. Для более зрелых фаз чтения характерно слияние операций восприятия и по­нимания, сочетание аналитических усилий с синтетическими.

Соответственно этому может быть разработана речевая диагнос­тика умений работы к текстом. Такая система реализована в комп­лексной педагогической диагностике обученности и обучаемости школьников.

В частности, разграничение «возраста» читателя отражено в тем­повых характеристиках чтения. Так, многие трудности при изуче­нии элементарной грамотности у детей связаны с неравномернос­тью развития отдельных сторон читательской деятельности, в осо­бенности темпа и качества.

Учет ступеней развития навыков чтения дает возможность педа­гогу сознательно проектировать технологию обучения и соответствен­но конструировать содержание учебной информации. Можно ука­зать соответствие фаз зрелости чтения и приемов обучения-учения (табл. 23).

Именно продуктивное чтение является развивающим. Оно рас­крывает потенциалы индивидуального познания, включая учаще­гося в поток информационного взаимодействия со средой обучения.

Развивающее чтение как педагогическая технология - student2.ru

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Обучение способам продуктивной работы с текстом необходимо вво­дить в школьное образование в виде специальных факультативов, отдельных программ и разделов курса русской словесности.

Таблица 23 Динамика развития приемов обучения чтению

Развивающее чтение как педагогическая технология - student2.ru

Приемы чтения и обучения  
Фазь'/ зрелости читателя   Приемы обучения  
Слого-аналитическое громкое чтение   Репродуктивные  
Словесное (механическое)   -  
Чтение молча (словесно-смысловое)   Репродуктивное с элементами продуктивных  
Осмысленно-экстенсивное   Репродуктивно-продуктивные  
Пофазное   Продуктивно<мысловые  
Сверхфазовое   Исследовательские  

Главное внимание педагога на уроках развивающего чтения об­ращено на смысловое восприятие текста, на умения считывать ло­гику построения фраз, целостного текста, проникать в подтекст и субъективный смысл читаемого, истолковывать потаенное. Для осу­ществления таких задач используется специальная техника вопро­сов-ответов к тексту, среди которых наряду с репродуктивными и риторическими вопросами содержатся проблемные вопросы.

Методика проведения уроков строится на проверочных процеду­рах, которые измеряются количественно-качественными критерия­ми. Школьники легко овладевают приемами измерения скорости и качества чтения и с большим интересом включаются в самонаблю­дение за своими успехами в чтении, возникает интерес к соревнова­тельности в достижениях и создается ситуация успеха в обучении. Как метод педагогического воздействия развивающее чтение имеет неограниченные возможности.

Общение с книгой и текстом отражает культуру личности в це­лом, мастерство в искусство индивидуального прочтения личности, включенность в субъект-субъектные отношения, чувствительность к слышанию партнера, способность переводить сообщение автора в Я-сообщение. Искусство чтения состоит не только в том, как считы­вается внешняя сторона текста, но и в том, как читается текст из­нутри, в его глубинной семантике, в прикосновении к личности и индивидуальности.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Развивающее чтение в идеальном варианте одухотворяет работу с книгой. Текст воспринимается как среда обучения, как фактор развития самой личности. В частности, в такой технологии совер­шается переход от среды как естественного, предметно-простран­ственного окружения к среде воспитания, в том числе социальной среде, где сочетаются элементы вещного мира с искусственно со­зданными человеком функциональными элементами.

Умение превратить предметно-пространственную текстовую среду в воспитывающую и развивающую доступно учителю — мастеру сво­его дела. Такая среда пронизывается «отношенческим» влиянием на ребенка. Педагогическая импровизация на уроках чтения означает умение учителя мгновенно реагировать на непредвиденное — на «про­блемные» ответы учащихся, их нестандартное восприятие. Такая тех­нология побуждает педагога к продолжению обсуждения смыслов, к дополнительным дискуссиям и диспутам по острым вопросам миро­восприятия и мироощущения своих воспитанников.

Развивающее чтение позволяет существенно нейтрализовать одну их самых слабых сторон современного образования — слабость об­ратных связей в обучении. Постоянно акцентируя внимание на оце­ночных моментах при чтении, оно развивает умения самооценива­ния, которые образуют ядро личности.

Наши рекомендации