Технологии коллективного взаимообучения

Обучение — это общение человека с человечеством.

А. Петровский

4.6.1. Коллективные способы обучения (КСО)

Коллективные способы обучения появились в 1918 году, когда педагог А.Г. Ривин (1877-1944) провел на хуторе Корнин под Кие­вом необычный педагогический эксперимент. Он около года один вел занятия с 40 детьми в возрасте от 10 до 16 лет. Работая индиви­дуально и в парах, ученики решали задачи, изучали разделы учеб­ников, разучивали стихотворения, готовили доклады, контролиро­вали знания. Традиционного учебного расписания не было.

Каждый учение изучил курс 3-4-летнего обучения. Впечатляю­щим было развитие учеников. Неразвитые сельские подростки быс­тро научились доказывать, рассказывать, дискутировать, анализи­ровать сложные тексты по истории, литературе, философии, про­явили преподавательские способности.

В Корнине были сделаны три педагогических открытия:

• впервые в истории отечественной и мировой педагогики шла интенсивная коллективная работа в сменных парах и в мик­рогруппах;342

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

• были разработаны основы методики работы учащихся друг с другом — технология нового учебно-воспитательного процесса;

• впервые был создан разновозрастной самообразовательный учеб­ный коллектив, который сам себя обучал, сам себя проверял, самоуправлялся, что, однако, не уменьшало роли педагога.

Технологии коллективного взаимообучения, в т.ч. и КСО, позво­ляют приспособить учебный процесс к индивидуальным особеннос­тям школьников, различному уровню сложности содержания обу­чения, специфическим чертам каждой школы и обслуживаемого ею социума, поэтому их можно с полной уверенностью отнести к лич-ностно-ориентированным педагогическим технологиям.

В.К. Дьяченко, современный теоретик коллективных способов обучения, считает, что обучение есть общение обучающих и обучае­мых. Вид общения определяет и организационную форму обучения. Исторический анализ показывает, что развитие способов обучения основывалось на применении различных видов общения (табл. 24).

Таблица 24

Организационнаяструктура учебного процесса и стадии ее развития

Технологии коллективного взаимообучения - student2.ru

Вид общения

Опосредованное общение через письменную речь

2. Общение в паре

3. Групповое общение

4. Общение в парах сменного состава

Организационная форма обучения

1. Индивидуальная

2. Парная (один учит другого)

3. Групповая (один одновременно учит (многих)

4. Коллективная (каждый учит каждого)

Способ обучения

1. Индивидуальный способ обучения (ИСО) — до XVI-XVII вв.; включает две формы: парную и индивидуальную.

2. Групповой способ обу­чения (ГСО) — XVII-XX вв. включает три формы: групповую, парную и индивидуальную

3. Коллективный способ обучения (КСО); включает все четыре формы: юллективную, групповую, [парную и индивидуальную

Коллективным способом обучения является такая его организа­ция, при которой обучение осуществляется путем общения в дина­мических парах, когда каждый учит каждого.

Идея обучения учеников самими учениками берет свое начало из древности, а в новое время была наиболее ярко воплощена в так называемой белл-ланкастерской системе взаимного обучения. Суть

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

этой системы состояла в том, что старшие ученики сначала под ру­ководством учителя сами изучали материал, а затем, получив соот­ветствующую инструкцию, обучали тех, кто знает меньше. Это по­зволяло одному учителю обучать сразу много детей, осуществлять массовое их обучение, но само качество этого обучения было крайне низким. Этим и объясняется то, что белл-ланкастерская система не получила широкого распространения.

А.Г. Ривин и В.К. Дьяченко используют идею взаимного обуче­ния, не выделяя наличного уровня знаний и способностей, включая в посильный диалог-общение всех детей, используя форму динами­ческих (меняющихся) пар, в которых ребенок выступает поочеред­но то учеником, то учителем.

КСО — это включение в учебный процесс естественной структу­ры общения между людьми — диалогических пар.

Принципы:

- завершенности, или ориентации на высшие конечные резуль­таты;

- непрерывной и безотлагательной передачи полученных зна­ний друг другу;

- сотрудничества и взаимодействия между учениками;

- разнообразия тем и задания (разделение труда);

- разноуровневости (разновозрастности) участников педагогичес­кого процесса;

- обучения по способности индивида;

- педагогизация деятельности каждого участника.

Особенности методики

Методика поабзацной проработки текста (А.Г. Ривин). Разрабо­тана для изучения деловых статей или научных текстов в парах сменного состава.

Варианты работы в парах:

- статичная пара, которая объединяет по желанию двух учени­ков, меняющихся ролями «учитель» — «ученик»; так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и сла­бый при условии взаимного расположения;

- динамичная пара: выбирают четверо учащихся и готовят одно задание, но имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды с каждым партнером, причем каждый раз ему необ­ходимо менять логику изложения, акценты, темп и т.п., то есть включать механизм адаптации к индивидуальным осо­бенностям товарищей;344

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

• вариативная пара, в которой каждый член группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя това­рищами, в результате каждый усваивает четыре порции учеб­ного содержания. Одновременно в классе изучается много разных тем. Практичес­ки каждый школьник имеет свою отдельную тему, которую он про­рабатывает по очереди с разными товарищами, выступая поочеред­но то в роли слушателя (ученика), то в роли рассказчика (учителя). Оптимальное количество тем в группе девять-одиннадцать. Поэто­му, если в классе тридцать—сорок учеников, то, следовательно, три-четыре одновременно «ведут», «специализируются» по одной и той же теме. По каждой теме подбираются пятнадцать-двадцать, а то и больше рассказов, которые распределяются между детьми.

Объем статей для изучения не должен быть слишком маленьким (не менее одной страницы).

С самого начала перед каждым учеником ставится цель: овла­деть материалом данной ему статьи так, чтобы уметь ее рассказать, ответить на все вопросы.

Таблица 25 Особенности методики КСО в сравнении с ГСО (по В.К. Дьяченко)

Технологии коллективного взаимообучения - student2.ru

гсо

КСО

Организационные

четкость, упорядоченность

говорит один

общение учащихся отсутствует

молчание

постоянное рабочее место

- отсутствует

- говорят все '- все общаются

- рабочий шум

- смена

Дидактические

обучает профессиональный педагог весь материал — сразу и для всех мало самостоятельности сотрудничество отсутствует усвоение и применение — разнесены

- обучают ученики

- разные темпы и материал

- полная самостоятельность

- сотрудничество — основа обучения

- максимально приближены

Развивающие

• ученик — объект

• уравниловка, усреднение гпособностей детей

• систематический характер обучения не учатся выступать не умеют объяснять

- ученик — субъект+объект

- в соответствии с индивидуальными особенностями

- спонтанный характер

- учатся выступать, рассуждают, доказывают

- развитие педагогических способностей

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Окончание табл. 25

ГСО   КСО  
Восп итательны е  
- каждый работает на себя - отношения — неколлективистские   - на себя и на других - отношения ответственной зависимости: коллективистские  

Работа организуется так, чтобы весь учебный материал был пос­ледовательно проработан сначала в позиции ученика, затем в пози­ции учителя (рис. 17).

Работа в динамичных парах

Определение1 целей деятельности а О   —   Инструктаж (установление правил деятельности} А О   ——— »   Распределение функций, формирование групп, пар А 0 П   —   о— о о— о   —— »   о о 1 t 0 О       °х° о о       Подведение итогов тематические зачеты) оапо  
       

Технологии коллективного взаимообучения - student2.ru

Участники: О — ученик; А — учитель; П — общественный актив Рис. 17. Технологическая схема КСО

Пример: Оле учитель физики дал тему «Рефракция света в зем­ной атмосфере». Оля приступает к работе по своей теме с Петей. Книгу положили посередине, и один из них прочитал первый абзац текста. Вместе обсудили, о чем речь, и подобрали заглавие: «1) Воз­никновение рефракции света в земной атмосфере», записали в тет­ради.

Такую же работу они проделали по Петиной статье. После этого Оля перешла к Гале и вручила ей свою тетрадь. Галя прочитала заглавие и попросила рассказать ей о том, как возникает рефрак­ция света в земной атмосфере.

Когда вопрос был выяснен, Оля прочитала следующий абзац, обсудили, вместе подыскали подходящее заглавие, и после согласо­вания Галя записала Оле в тетрадь новое заглавие: «2) Определение астрономической и земной рефракции». Все то же было проделано и по статье Гали.

Третий абзац Оля прорабатывала с Борисом, но сначала она ему изложила содержание двух предыдущих абзацев так, чтобы у него не было надобности их перечитывать. Борис в тетрадь Оли записал346

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Технологии коллективного взаимообучения - student2.ru

заглавие третьего абзаца: «3) Траектория светового луча, приходя­щего к земному наблюдателю».

Оля сделала еще четыре встречи и проработала четыре абзаца (части) текста. Каждому новому напарнику она излагала содержа­ние того, что проработала с предыдущими товарищами, они читали и обсуждали вместе новую часть текста, озаглавливали, и каждый новый «сотрудник» записывал ей в тетрадь следующее заглавие. В результате получился план, состоящий из семи пунктов. В конце занятия, Оля снова встретилась с Петей, которому изложила всю тему от начала и до конца. К этому моменту Петя также заканчи­вал свою тему и мог уже полностью изложить ее Оле, ответить на ее вопросы, дать советы, как лучше эту тему изучить.

Работа Оли над изучением своей статьи (текста) с разными това­рищами по очереди является типичной при использовании методи­ки А. Ривина для изучения разных учебных предметов. Суть этой методики заключается в том, что каждый ученик получает свою особую тему (статью) и прорабатывает ее не в одиночку и не в паре с каким-то одним учеником, а постепенно, работая по очереди то с одним, то с другим, то с третьим одноклассником.

Когда ученик заканчивает проработку статьи, тогда он еще раз ее всю перечитывает или просматривает, чтобы окончательно дать полное ее изложение кому-то из своих требовательных товарищей либо выступить перед малой группой, либо воспроизвести и отве­тить на вопросы учителя, либо сделать выступление перед классом. Возможно также и письменное изложение статьи.

Обратная методика Ривина: учащиеся находят и прорабатывают различные литературные источники по теме и сами составляют текст.

Методика «Обмен заданиями» (М.А. Мкртчян). Работа начина­ется с ввода или так называемого «запуска» раздела. Преподава­тель, работая индивидуально с каждым по очереди, объясняет, как решается задача «а» того задания, которое должен выполнять уче­ник. Дает теоретическую консультацию, записывает решение зада­чи прямо в тетрадь ученика. Задачу «б» своего задания ребята ре­шают самостоятельно, а правильность решения проверяют у препо­давателя. После проверки ученику ставится в таблице учета « + ».

Раздел считается введенным в работу (запущенным в технологи­ческий процесс), если каждое его задание выполнено хотя бы одним учеником. На карточках или в тетради даются по два однотипных задания (упражнения, задачи или вопросы). Каждое задание имеет свой номер. Удобно задания нумеровать буквами и цифрами: ВА4, МК7. Буквы для обозначения разделов, цифры — для номеров зада­ния в данном разделе.

Пример: задания по разделу «Решение неравенств» (РН).

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Задание РН1

Решить неравенства:

а) 2 : (1 - 2х) < 3 : (х + 5); б) 3 : (х + 2) < 5 : (2 - х).

Задание РН2

Решить неравенства:

а) х2 + х - 2 > х; б) м2 + 5х + 4 > х + 2.

Как работают ученики? Предположим, Витя подготовлен и знает решение всех задач из задания РН1, а Коля — решение всех задач из РН2. Объединяясь в пару, они могут обменяться знаниями: Витя учит Колю решению задачи «а» из задания РН1; если нужно, он дает теоретические объяснения, отвечает на вопросы Коли. Запи­сать решение задачи и необходимые формулы он может прямо в Колину тетрадь.

Затем таким же образом учит Коля, объясняя Вите, как решает­ся задача «а» из задания РН2. Потом Коля самостоятельно решает задачу «б» из задания РН1, а Витя — задачу «б» из задания РН2 (задача «б» решается таким же способом, как и задача «а» в любом из заданий). Проверив друг у друга правильность решения, ребята расходятся. На этом их работа в паре заканчивается. Каждый из них ищет себе нового партнера. Для облегчения поиска применяет­ся цветная маркировка карточек.

Методика изучения раздела состоит в следующем. Предположим, что шесть учеников: Коля, Витя, Саша, Олег, Женя и Никита — приступают к выполнению заданий по разделу «Решение неравенств». Для этого составлены шесть заданий: PHI, PH2, РНЗ, РН4, РН5, РН6. Все шесть заданий даются ученикам, и делается отметка в таблице учета.

Задания

Ученик

Коля

Витя

Саша

Олег

Женя

Никита

РН1

РН2

РНЗ

РН4

РН5

РН6

Далее, чтобы выполнить остальные задания, школьники работают друг с другом в парах, как описано выше, а в таблице учета делаются соответ­ствующие отметки («+») о проработке заданий. Каждый из ребят выполня­ет все шесть заданий, взаимодействуя с разными партнерами.348

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа классного коллектива в целом выглядит так. Сначала орга­низуются несколько групп по пять-семь ребят в каждой. Самое труд­ное — «запуск»: в классе может действовать одновременно пять-шесть групп и все по разным темам. Например, первая группа вы­полняет задание по разделу РН — решение неравенств; вторая — по разделу ЧП — числовые последовательности.

По возможности на «урок запуска» приходит не один учитель, а два-три и даже больше, помогая таким образом друг другу осуще­ствить Ьачало работы. Можно привлечь к «запуску» учеников стар­ших классов. Работа старшеклассников (общественного актива) с младшими является нормой, обычным явлением при коллективном способе обучения.

В мурманской методике взаимообмена заданиями, взаимопере­дачи тем теоретический материал и упражнения распределяются по карточкам, которые выдаются учащимися с заданием освоить (по­вторить) в самостоятельной работе (причем «самозапуска»). Затем каждый выбирает партнера и происходит взаимообучение, выпол­нение упражнения на закрепление, обмен карточками, поиск ново­го партнера.

При этом ведется экран учета работы учащихся, применяются маршрутные карты, различные формы контроля: самоконтроль, вза­имоконтроль, контроль учителя.

Итоговый контроль имеет разновидности:

- зачет по «вертикали» (несколько учащихся принимают зачет по определенной карточке у всех в данном классе);

- зачет по «горизонтали» (принимает зачет один параллельный класс у другого в парах);

- зачет принимают учитель и ассистенты — учащиеся того же класса;

- зачет принимают учителя, пришедшие на коллективное заня­тие в эту школу (заседание МО);

- «зачет-вертушка», проводимый в группах переменного соста­ва, где в роли экспертов-координаторов могут быть учащие­ся, учителя, учителя других школ;

- тестирование машинное и безмашинное.

Одним из преимуществ КСО является высвобождение учителя от значительной доли фронтальной работы с классом и соответственно увеличение времени для индивидуальной помощи учащимся.

Экспериментально доказано, что когда человек обучает других, он запоминает до 95% изучаемого материала. Этим и объясняется высокая эффективность КСО.

Технологии коллективного взаимообучения - student2.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

4.6.2. Групповое обучение(ТО) Общие сведения

По В.К. Дьяченко, организационная структура групповых спосо­бов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение. К групповым способам обучения можно отнести:

- классно-урочную организацию;

- лекционно-семинарскую систему;

— формы дифференциации учебного процесса;

— дидактические игры;

- белл-ланкастерскую систему;

- бригадно-лабораторный метод;

- метод проектов;

- метод Трампа.

Применяются различные формы организации коллективной по­знавательной деятельности, как фронтальные, так и внутрикласс-ные групповые.

И.Б. Первин выделяет пять уровней коллективной учебно-по­знавательной деятельности:

• Фронтальная (одновременная) работа в классе, направленная на достижение общей цели.

• Работа в статичных парах.

• Групповая работа (на принципах дифференциации).

• Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).

• Фронтально-коллективная деятельность при активном учас­тии всех школьников.

Собственно групповыми технологиями в практике называют лишь третий и четвертый уровень организации учебной работы в классе.

Такая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач. Ученикам предлага­ется обсудить задачу, наметить пути ее решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет ин­дивидуальных особенностей учащихся.

Гипотеза: способ организации деятельности детей является осо­бым фактором совместной (коллективной) деятельности, которая ока­зывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка. Груп­повые технологии как коллективная деятельность предполагают:

- взаимное обогащение учащихся в группе; Технологии коллективного взаимообучения - student2.ru

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

- организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;

- распределение начальных действий и операций (задается сис­темой заданий, обусловливающихся особенностями изучаемого объекта);

- коммуникацию, общение, без которых невозможны распреде­ление, обмен и взаимопонимание и благодаря которым пла­нируются адекватные учетной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия;

- обмен способами действия — задается необходимостью пост­роения различных способов для получения совокупного про­дукта деятельности — решения проблемы;

- взаимопонимание — диктуется характером включения уча­щихся в совместную деятельность;

- рефлексию, через которую устанавливается отношение участ­ника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

Особенности организации

Главными особенностями организации групповой работы учащих­ся на уроке являются:

- класс на данном уроке делится на группы для решения конк-ретных учебных задач;

- каждая группа получает определенное задание (либо одина-ковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

- задания в группе выполняются таким способом, который по-зволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждо-го члена группы;

- состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива мог­ли реализоваться учебные возможности каждого члена груп­пы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Руководители групп и их состав подбираются по принципу объе­динения школьников разного уровня обученности, информирован­ности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволя­ет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольши­ми группами учащихся одинакового для всех задания, а дифферен-цированная — выполнение различных заданий разными группами. При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающе-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

муся в ней ученику как со стороны учителя, так и своих товарищей. Знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

Технологический процесс групповой работы складывается из сле­дующих элементов:

1. Подготовка к выполнению группового задания

а) постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

б) инструктаж о последовательности работы;

в) раздача дидактического материала по группам. 2. Групповая работа

г) знакомство с материалом, планирование работы в группе;

д) распределение заданий внутри группы;

е) индивидуальное выполнение задания;

ж) обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

з) обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

и) подведение итогов группового задания.

Заключительная часть

к) сообщение о результатах работы в группах;

л) анализ познавательной задачи, рефлексия;

м) общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя на группу.

Опыт показывает, что если вводную часть взять за единицу вре­мени, то групповая работа должна продолжаться примерно 6 и зак­лючительная часть — 2 единицы.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимо­сти оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.

Групповая форма работы наиболее применима и целесообразна она при проведении практических работ, лабораторных и работ-прак­тикумов по естественнонаучным предметам; при отработке навыков разговорной речи на уроках иностранного языка (работа в парах); на уроках трудового обучения при решении конструктивно-техни­ческих задач; при изучении текстов, копий исторических докумен­тов и т.п. В ходе такой работы максимально используются коллек­тивные обсуждения результатов, взаимные консультации.

Наши рекомендации