Лекционно-семинарская система
— Домашняя работа
— Внеклассная работа
— Внеурочная работа
—Экскурсии
— факультативы
— Общественно-полезный труд
— Лекции
— Семинары
— Зачеты
— Консультации
— Практикумы
— Экзамены
— Собеседование
ляются следующие приемы: показ учителя, как нужно применять изучаемый материал на практике, воспроизведение учащимися показанных учителем действий и последующая тренировка по совершенствованию отрабатываемых умений и навыков.
Структура урока
Умение преподать изящно искусство!
божественное
А. Франс
2.5.1. Многообразие структур урока
Рис. 5. Формы организации учебных занятий
г!
Классические типы
Вводный урок
Тренировочный урок
Контрольный урок
Урок закрепления знаний, умений, навыков
Урок самостоятельной работы
Урок ТСО
Урок практической работы
Комбинированный урок
Повторительно-обобщающий урок
Нетрадиционные типы
Урок фантазирования
• Урок-соревнование
• Урок открытых мыслей
Урок-турнир
Урок-диспут ' Урок-эврика
Урок-зачет
Урок творчества
Урок-спектакль
Урок-конкурс
Урок-конференция
Интегрированный урок
Урок-игра
Урок-сказка
Урок взаимного обучения
Урок-КВН
Урок-путешествие
Аукцион знаний
Волшебный конверт
Рис. б. Типология урока в современной школе
Структура урока— это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.
Структура урока изучения нового материала:
• первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;
• указание на то, что учащиеся должны запомнить;
• мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;
• сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);
• первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;
• контроль результатов первичного запоминания;
• регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;
• внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;
• частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.
Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:
• сообщение учащимся цели предстоящей работы;
• воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;
• выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;120
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ
• проверка выполненных работ;
• обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
• задание на дом (если это необходимо). Структура урока формирования умений и навыков:
• постановка цели урока;
• повторение сформированных умедий и навыков, являющихся опорой;
• проведение проверочных упражнений;
• ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;
• упражнения на их освоение;
• упражнения на их закрепление;
• тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;
• упражнения на перенос в сходную ситуацию;
• упражнения творческого характера;
• итог урока;
• задание на дом. Структура урока повторения:
• организация начала урока;
• постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;
• проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способом деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;
• подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;
• задание на дом.
Структура урока проверки знаний:
• организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;
• постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;
• изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы
и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика;
• подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);
• определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
Структура урока применения знаний, умений и навыков:
• организация начала урока (психологический настрой учащихся);
• сообщение темы урока и его задач;
• изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;
• формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях — по аналогии;
• упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;
• творческое применение знаний и умений;
• упражнение по отработке навыков;
• домашнее задание;
• итог урока с оценкой проделанной учащимися работы. Структура повторителъно-обобщающего урока:
• организационный момент;
• вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;
• выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений;
• проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);
• формулирование выводов по изученному материалу;
• оценка результатов урока;
• подведение итогов;
• задание на дом (не всегда).
Структура комбинированного урока (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):
• организация начала урока;122
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
• проверка домашнего задания, постановка цели урока;
• подготовка учащихся с восприятию нового учебного материа-1 ла, т.е. актуализация знаний и практических и умственных! умений;
• изучение нового материала, в том числе и объяснение;
• закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее ] пройденного, связанного с новым;
• обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
• подведение итогов и результатов урока;
• задание на дом;
• подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда). Структура уроков учителей-новаторов Система преподавания Л.В. Малаховой:
1. Рассказ обзорного типа по всей теме.
2. Урок вопросов учеников учителю и дополнительных разъяснений.
3. Урок — практическая работа.
4. Урок обобщающего типа с карточками-заданиями, ориентирующими на выделение и усвоение главных элементов учебного материала.
5. Заключительный опрос по теоретическому материалу.
6. Решение задач по теме с применением микрокалькуляторов. Система уроков, разработанная Н.П. Тузиком для изучения каждой темы:
1. Уроки теоретического разбора материала учителем.
2. Уроки самостоятельного разбора темы учениками (разбитыми на группы) по заданной программе, планам, алгоритмам.
3. Уроки-семинары.
4. Уроки-практикумы.
5. Уроки контроля и оценки.
Система уроков, предлагаемая Р.Г. Хазанкиным:
1. Урок-лекция по всей теме.
2. Уроки решения ключевых задач.
3. Урок-консультация.
4. Урок-зачет.
2.5.2. Требования к уроку
I. Дидактические требования к современному уроку:
• четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ
- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
- прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;
- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
- реализация на уроке всех дидактических принципов;
- создание условий успешного учения учащихся. II. Психологические требования к уроку Психологическая цель урока:
1) проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
2) учет в целевой установке урока психологической задачи и изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
3) предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.
Стиль урока:
1) определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:
- соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
- определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;
- планирование усвоений знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;
- выполнение учителем и учащимися проблемно-эстетического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);
- учет контроля, анализа оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
- соотношения побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.);
2) особенности самоорганизации учителя:
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- подготовленность к уроку и главное — осознание психологической цели и внутренняя готовность к ее осуществлению;
- рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);
- психологический климат на уроке (поддержание атмосферы
- радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.). Организация познавательной деятельности учащихся:
1) определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся;
- планирование путей восприятия учениками и изучаемых объектов и явлений, их осмысления;
- использование установок в форме убеждения, внушения;
- планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;
- использование различных форм работы для актуализации в • памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых доля восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);
2) организация деятельности мышления и воображения учащихся . в процессе формирования новых знаний и умений;
- определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», формулирования выводов);
- опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображения учащихся;
- планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);
- руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценоч-
ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ
ному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;
- использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);
3) закрепление результатов работы:
- формирование навыков путем упражнений;
- обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса. Организованность учащихся:
1) отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития;
2) возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальных форм работы учащихся на уроке.
Учет возрастных особенностей учащихся:
1) планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
2) проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
3) дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.
III. Гигиенические требования к уроку:
1) температурный режим;
2) физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
3) освещение;
4) предупреждение утомления и переутомления;
5) чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);
6) своевременное и качественное проведение физкультминуток;
7) соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
8) соответствие классной мебели росту школьника.
IV. Требования к технике проведения урока:
1) урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
2) темп и ритм должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;
3) необходим полный контакт во взаимодействии и учителя, и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
4) доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;126
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ
5) по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;
6) обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;
7) учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.
2.5.3. Этапы планирования урока
1г Разработка системы уроков по теме или разделу.
2. Определение образовательно-воспитательно-развивающих задач урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы.
3. Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей, выделение опорных знаний, дидактическая обработка.
4. Выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.
5. Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения на нем.
6. Нахождение связей данного материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся.
7. Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях.
8. Подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.).
9. Проверка оборудования и технических средств обучения.
10. Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.
11. Предусмотрение объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке и ее направленности на развитие их самостоятельности.
12. Определение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний.
13. Составление списка учеников, знания которых будут проверяться соответствующими и формами и методами с учетом уровней их сформированности; планирование проверки умений учащихся.
14. Определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики задавания уроков на дом.
15. Продумывание форм подведения итогов урока.
16. Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.
2.5.4. Основные звенья современного урока
1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку.
2. Проверка домашнего задания.
3. Проверка знаний и умений учащихся для подготовке к новой теме.
4. Постановка цели занятия перед учащимися.
5. Организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение исходных знаний.
6. Первичная проверка понимания.
7. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в том числе смена вариантов) по образцу.
8. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.
9. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.
10. Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний.
11. Домашнее задание к следующему уроку.
12. Подведение итогов урока.
Средства обучения
Прогресс нации полностью зависит от прогресса в сфере образования.
Джон Кеннеди
Классическим средством обучения является учебник. Книга позволяет не только реально и объемно представить изучаемый материал благодаря рисункам, но и представляет возможность обучаемому дополнительно повторить услышанное на уроке, ознакомиться с какими-то деталями учебного материала.
На самом уроке уже много десятилетий (а может быть — и веков) педагоги используют муляжи птиц, коллекции насекомых, гербарии. Неотъемлемой частью учебногд процесса стали также плакаты, таблицы. Они позволяют натурно представить объекты изучения и повышают интерес учащихся к той или иной проблеме.128
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В последние 20 лет широкое распространение получили распечатки текстового материала, который учителя готовят заранее. Этому во многом способствовали два фактора — массовое распространение ксерокопирующей и компьютерной техники и снятие в нашей стране жесточайшей цензуры на копируемые материалы. Однако своеобразную революцию в учебном процессе на грани XX-XXI веков совершили технические средства обучения (ТСО).
Определение и классификация ТСО должны основываться на рассмотрении обучения как процесса управления познавательной деятельностью учащихся. Преподаватель, ставящий определенную дидактическую цель на каждом этапе работы учащегося, может установить с некоторой степенью объективности, насколько достигнута поставленная цель. Успешность усвоения зависит не только от того, в каком виде и в какой форме предъявляется учебная информация, но и от содержания и смысла управляющей компоненты учебной информации.
Учебная информация предъявляется с учетом результатов сопоставления информации о целях обучения с информацией о действительном уровне усвоения знаний объектом управления. Последняя поступает по каналу обратной связи, который в обучении представляет собой канал контроля. Таким образом, реализуется замкнутый цикл управления познавательной деятельностью учащегося. Этот цикл называется «большим». Наряду с ним существует «малый», или внутренний цикл, когда материал продумывается учащимися и усваивается в результате сложной психической деятельности, важным элементом которой является самопроверка, постановка вопросов самим учащимся с выходом или без выхода на внешний источник информации. Усвоения знаний не происходит, если нет замкнутого цикла управления информацией, т.е. нет обратной связи, а также, если цикл разрывается. В этом случае можно говорить не об усвоении знаний, а лишь запоминании учебной информации.
Главный недостаток такой формализованной схемы состоит в неучете индивидуальных психических особенностей учащегося и учителя. Эти особенности очень трудно описать с помощью системы формальных параметров, как это делается при анализе технических систем управления.
ТСО — это совокупность технических устройств и дидактических материалов, используемых в учебном процессе в качестве средства повышения эффективности обучения. Ни отдельное устройство, ни дидактический материал, взятые сами по себе, не могут выступать как технические средства обучения, а становятся таковыми в результате их «соединения!». Но для действительного повы-
ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ
щения эффективности обучения важен не столько характер используемых средств, сколько способ их применения.
ТСО, согласно такому определению, являются средствами учебной деятельности как преподавателя, так и учащегося.
Такие схема и определение позволяют достаточно объективно классифицировать ТСО в зависимости от того, какой из каналов в схеме циркуляции информации совершенствуется с помощью технических средств:
• Технические средства предъявления информации (ТСПИ), обеспечивающие прямой канал передачи.
• Технические средства контроля, обеспечивающие канал обратной передачи.
• Технические средства управления обучением, обеспечивающие весь замкнутый цикл управления. Последний может замыкаться «через преподавателя» (например, при работе под его руководством в автоматизированном классе) или через техническое устройство (компьютер), когда преподаватель как бы остается за «кадром».
• Вспомогательные технические средства. К ним относятся приборы, инструменты, приспособления, которые применяются для совершенствования учебного труда преподавателя и учащегося, но не могут быть отнесены ни к одному из перечисленных классов (например, готовальни, калькуляторы).
Технические средства предъявления информации удобно разделить на две группы, положив в основу деления чувственные модальности, с помощью которых воспринимаются внешние сигналы. В условиях обычного (не специального обучения) выделяются следующие группы:
• слуховые (аудио-) средства;
• зрительные (визуальные) средства;
• аудиовизуальные (зрительно-слуховые) средства.
Последняя группа средств является самостоятельной. Это не простое объединение двух первых, поскольку аудиовизуальные средства обладают определенными свойствами, не присущими отдельно слуховым или зрительным средствам.
Лучшее запоминание достигается при совместном и одновременном использовании слухового и зрительного каналов.
Звуковые устройства. Это, прежде всего, микрофоны с электронными усилителями и динамическими говорителями, предназначенные для усиления речи учителя, например, на экскурсии в цехе шумного предприятия. Иногда для этой цели используются радиомикрофоны, позволяющие учителю свободно перемещаться в пространстве. Сюда же относятся магнитофоны для записи и воспро-
Педагог нач. образов.130
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
изведения речи и музыки, проигрыватели, включая лазерные, для воспроизведения записей с дисков.
Визуальные средства. Наибольшее распространение получили диа- и графопроекторы. С помощью диапроекторов воспроизводятся на экранах (отражательных или просветных) изображения с фотоматериалов — слайдов (диапозитивов), а также диафильмов. Графопроекторы (кодоскопы) — наиболее популярные проекционные аппараты. Имеют важные достоинства с дидактической точки зрения: компактны, просты в обращении.
Аудиовизуальные устройства. К ним относятся специализированные аудиовизуальные установки, средства учебного кино, учебное телевидение и видеодисковые системы.
Учебное кино прочно вошло в школьную практику, хотя существуют факторы, ограничивающие его применение: при просмотре фильма исключается не только конспектирование, но и отвлечение для размышлений, обмена впечатлениями — все это должно быть отложено «на потом», т.е. до окончания фильма.
В последние годы все более прочные позиции завоевывает учебное телевидение (УТВ) как одно из основных технических средств предъявления учебной информации. У телевидения много специфических особенностей, резко отличающих его от учебного кино. Вопросы применения УТВ в последние годы привлекают внимание дидактов и педагогов. Разработано множество методических приемов применения телевизионной техники в различных видах учебной деятельности.
В наши дни получает все большее распространение новое информационное средство — видеодисковые системы и компакт-диски. И это реальность. Например, в Ростовской СШ № 15 под руководством педагога Ю.Ф. Смоленцева учащиеся сами изготовили компакт-диск, содержащий краеведческую информацию по донскому краю для уроков географии, истории, литературы.