Эффективность различных форм педагогической деятельности
Еще два десятка лет назад в книге «Оптимизация учебно-воспитательного процесса» академик Ю.К. Бабанский делал попытку выявить эффективность различных форм занятий, для чего ввел в книгу одноименный раздел. Однако конкретной математической оценки разных форм обучения в книге не приводится. В наши дни, когда учитель получил полную свободу в педагогическом творчестве, необходимость в оценке эффективности различных форм педагогической деятельности стала весьма актуальной. Попытка сформулировать коэффициент эффективности учебного процесса была сделана нами на второй Южно-Российской конференции по вита-генной педагогике.
Эффективность обучения зависит, по мнению В.П. Беспалько, от вида используемых информационных потоков, которые могут быть разделены по основным характеристикам на три группы (табл. 1).
Первая характеристика — цикличность. По цикличности информационные потоки бывают: разомкнутые и циклические. Разомкнутый поток — информация передается в одном направлении.
Таблица 1
Характер информационных потоков
Цикличность | Направленность потока | Управление | Дидактическая система | № системы |
р | Тотальный | Личностное | РТЛ (классическая) | |
Программное | РТП (лекция + ТСО) | |||
разомкнутый поток | Направленный | Личностное | РНЛ (плохой репетитор-консультант) | |
Программное | РНП (учебник) | |||
Ц — циклический | Тотальный | Личностное | ЦТЛ (малые группы, 7-8 ч) | |
Программное | ЦТЛ класс (автоматизир.) | |||
Направленный | Личностное | ЦНЛ (хороший репетитор) | ||
Программное | ЦНЛ (программное обучение) |
Циклические потоки: информация идет и в одном и в другом направлении. При рассеянном потоке информация подается на весь класс, без учета индивидуальных особенностей учеников. Направленный поток учитывает индивидуальные особенности учеников. Это вторая характеристика — направленность потока.
Средства управления: личностное управление — учебная информация передается интонацией, мимикой, голосом преподавателя. Программное управление — информация передается посредством любого технического устройства (видеозапись, магнитофонная запись, зрительные устройства).
Эффективнее всегда личностное управление, поэтому технические средства нужно использовать лишь в случае, когда мы не можем чего-то достигнуть «живым» способом.
Исходя из указанных характеристик информационных потоков, можно выделить 8 основных способов обучения (монодидактических систем). Начиная с 5 уровня, можно говорить о творческом развитии ребенка.
Уровень воспроизведения — с учебника и выше (в крайнем случае, с первой системы). Уровень умений — с практических занятий, малыми группами — 5 система, а уровень творчества возможен только при индивидуальном обучении — 7 и 8 систем.
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В педагогической практике используется различное сочетание дидактических систем:
• дидахография — 1-4;
• современная система обучения — 1-2-4;
• система малых групп — 5-7;
• программированное обучение-— 1-2-7-8.
Возможности различных дидактических систем представлены в табл. 2.
Возможности различных дидактических систем
Таблица 2
Уровни усвоения знаний | Дидактические системы | |||||||
Знакомство | + | + | + | + | + | + | + | + |
Воспроизведение | Для спец. школ | + | + | + | + | + | ||
Умение | Вузы и ссузы | + | + | + | + | |||
Творчество | + | + |
Таким образом, независимо от типа образовательного учреждения цели образования мы можем достигнуть не ниже, чем в 5 дидактической системе.
Рассмотрим эффективность двух форм занятий, используя их хронокарты (табл. 3).
Хронокарты двух учебных занятий
Таблица 3
Этапы урока | Затраты времени, мин. | Дидактические системы | |||||||
Комбинированный урок | |||||||||
Оргмомент (в том числе перекличка) | чел. | ||||||||
Повторение пройденного материала (проверка домашнего задания) | |||||||||
Объяснение нового материала | |||||||||
Закрепление материала |
ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
Окончание табл. 3
Этапы урока | Затраты времени, мин. | Дидактические системы | |||||||
Выдача домашнего задания | |||||||||
Тобщ= 30x40= 1200ч. м | |||||||||
Т эффект =8x10+5x20+5 х 4 = 200 ч. м | |||||||||
К эффект = 200 х 100/1200= 16,6% | |||||||||
Урок-экскурсия по биологии | |||||||||
Оргмомент | |||||||||
Время на переход | |||||||||
Общая информация | |||||||||
Экскурсионная информация | |||||||||
Выполнение творческого задания | |||||||||
Подведение итогов | |||||||||
Тобщ= 30 х 60= 1800ч. м | |||||||||
Т эффект = 10 х 15 + 25 х 15 = 525 ч. м | |||||||||
К эффект = 525 х 100/1800= 29,2% |
Таким образом, анализируя хронокарты различных форм занятий, можно выбрать наиболее предпочтительные варианты.
В педагогической практике коэффициент эффективности позволяет проектировать урок, вводя те или иные формы, те или иные формы общения.
Обычно коэффициент эффективности колеблется в пределах 10-30%, 25-35% — достижения высококвалифицированных педагогов, а у начинающих коэффициент падает до 3%.
Уместно вспомнить и другие математические критерии качества обучения. При современных формах проведения уроков, когда в опрос вовлекается почти весь класс или группа, важно объективно оценить знания учащихся. Коэффициент объективности оценки знаний вычисляется по формуле:
О = 4/D,
где Ч — общее число заданных на уроке вопросов, D — число получивших оценку учащихся (не менее 3).
Важно также представлять экономическую эффективность применяемых технических средств обучения (ТСО). Э = 3 сов/3(1+ К эффект),
* Педагси. нач. обрагюв.66
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
где 3 сов — затраты одного учащегося при использовании современных ТСО в рублях, в год; 3 — затраты на одного ученика в условиях комбинированного урока. Исходя из того, что темпы роста затрат на ТСО должны быть не выше темпов роста соответствующей отдачи, в современных условиях Э должно быть не выше 1,5.