Педагогика начального образован»
ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
электричества и пыли, а пестрота расцвечивания откровенно г„.„-дражает, утомляет. Кроме того, пластик (особенно светлых тонов) дает яркие блики света, сильно мешающие зрительному восприя-i тию информации. I Эстетично оформленная образовательная среда создает позитив4 ный психологический настрой (установку) поведения человека, пред*| располагая его действия соответственно функциям социального прс цесса, происходящего в этой среде. Доказано, что школы с боле_ высокими эстетическими качествами отличаются низким уровнем'! проявлений вандализма.
7.3.6. Информативность образовательной среды
Еще лет десять назад в средней школе, как и в любом образова-1 тельном учреждении (и не только!), стены пестрели всякого рода] «идеологической начинкой»: стендами «Моральный кодекс строи-! теля коммунизма», «Наши обязательства» и т.п. Никто эту ин-* формацию, естественно, не читал, и стенды играли роль «пыле-* сборников». ,
В наши дни — картина обратная. Во многих образовательных уч-1 реждениях стены теперь совершенно «голые», не несущие никакой' информации. То есть не найден компромисс, не определено в этодИ плане чувство меры.
Информация в школе должна, безусловно, быть. В главном вес-; тибюле должна быть общешкольная доска объявлений (о школь-1 ных вечерах, общешкольных спортивных соревнованиях, работы'; спортивных секций, художественных студий, информация городе-'' ких и районных учреждений культуры, бюро путешествий и экс- 2 курсий и т.п.). Здесь же может находиться школьное расписание 1 учебных занятий, расписание факультативов.
В самых больших школьных рекреациях следует разместить сменную экспозицию творческих работ учащихся, школьную газету, доску почета, информацию об истории школы, ее выдающихся педагогах и выпускниках, документы о творческом содружестве школы с другими учреждениями, витрину с наградами, полученными учащимися в различных творческих конкурсах и спортивных состязаниях. Должны быть и общешкольные стенды для сменных экспозиций типа «Неделя математики», «Неделя литературы».
Остальная же информация должна находиться либо в школьном музее, либо в учебных кабинетах. Следует придавать большое значение не только цветовому решению интерьера учебного кабинета (класса), но и его информативности. Самой «видной» стеной в кабинете является та, что постоянно находится в поле зрения учащихся. Ноона не должна быть «перегруженной», иначе информация теряется.
Боковая стена (против окон) тоже весьма информативна. На ней могут быть размещены блоки информации по разделам учебной дисциплины, а при отсутствии кабинетной системы обучения (кабинеты закреплены за классом) — классная стенная газета, «День именинника» и т.п.
Задняя стена учебного кабинета неудобна для восприятия, поэтому вдоль нее обычно размещают шкафы с дидактическими материалами и техническими средствами обучения.
Стена с оконными проемами не должна использоваться ни для каких целей, так как против света любая информация плохо воспринимается; к тому же простенки между окнами нередко заполнены шторами (особенно при механическом зашторивании окон).
Описанные принципы размещения информации просты, логически оправданы и во многом способствуют формированию уважения к школе, удовлетворяют познавательный интерес учащихся, воспитывают эстетический вкус.
В заключение подчеркнем, что на лестничных клетках и в узких коридорах на стенах не должна размещаться никакая информация (чтобы не мешать движению учащихся), а в помещениях учебных мастерских и у входа в спортивный зал должны быть подрамники по технике безопасности и охране здоровья.
1.3.7. Разнообразие наций и вероисповеданий — источник формирования диалоговой среды
В наши дни актуализировалась проблема духовности человека, его социализации, так как именно включенность в систему общественных отношений определяет его жизненную позицию. Формирование в ребенке этнической, религиозной, культурной и ролевой терпимости не может идти в порядке абстрактного процесса, авто-номизированного в стенах классной комнаты. Соседство вызывает интерес, а интерес — терпимость. Исходя из этого, необходимо с самых ранних лет обучения формировать интерес учащихся к культурным традициям всех народов, подчеркивая уникальность и бесценность каждого из них.
Т.М. Дридзе считает, что городская и сельская среда имеют по меньшей мере четыре типа составляющих:
• естественную среду обитания (природа + ее состояние — экономия);
• искусственную среду (все материальные объекты, которые создали и сохранили люди в процессе своей эволюции: от ландшафтов, архитектурной пластики, памятников до сложных инженерных и градостроительных сооружений);54
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
• информационно-символическую среду (культура, в том числе традиции, обычаи, историческая память, средства массовой информации и др.);
• социальную среду (люди: семья, друзья, соседи, все окружающие).
То есть в образовательном процессе необходимо учитывать всю современную культуру в широком смысле слова. Эта точка зрения получила признание в педагогике еще в XIX веке. По Положению 1872 года в программы включались «необходимые по местным потребностям практические сведения». Каптерев рассматривал соотношение воспитания, социальных условий и культуры, которую трактовали как совокупность религии, быта и нравственности народа. Гелен понимал принцип культуросообразности, с одной стороны, как единство школы с обществом и наций в целом, а с другой — обосновывал необходимость создания социалистической «областной педагогики» (применяя это обозначение вслед за французским педагогом Орузом).
Россия — страна многонациональная, многоукладная. Исторически сложилось так, что каждый из народов привносил в культуру русского населения свои обычаи, традиции, интересы, проявляя толерантность к русской нации. Этот процесс был, безусловно, взаимным, и в лексике любого народа можно встретить русские слова, а в укладе жизни — отдельные русские традиции. Даже в бытовой культуре донского казачества, охранявшего южные границы страны и периодически вступавшего в неприятные эпизоды с турками, можно встретить турецкую традицию с 11 до 13 часов пить кофе, а среди жен донских казаков было немало пленных турчанок.
Многообразие национальностей и вероисповеданий приводило в России к тому, что ее жители были просто обречены мирно сосуществовать, уважать веру и обычаи тех, кто живет рядом, обеспечивать всем равные права.
Обратимся к некоторым фактам из истории среднестатистического города России — Таганрога. В 1900 году в нем было русско-подданых 68371, иностранцев — 3671. По вероисповеданию население имело следующую структуру: православных — 58121, иудеев — 4375, римско-католиков — 1913, армян-григориан — 658, мусульман — 458, лютеран — 450, евангелистов — 24.
При такой конфессиальной и этнической пестроте в истории Таганрога никогда не было ни еврейских погромов, ни межнациональных конфликтов. Именно об этом городе говорили, что в нем и «сплетничают на пяти языках». Сейчас в Таганроге живут представители 107 национальностей, и это не мешает каждому жителю со-
ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
хранять свое достоинство и иметь «свое лицо». В этом — наши нравственные ценности, и о них должно знать подрастающее поколение. В школьной среде необходимо формировать диалог культур, традиций, обычаев — в этом залог культуры и цивилизованности будущей личности.
1.3.8. Моделирование образовательной среды
Средовое проектирование — это моделирование среды и средооб-разовательного процесса, необходимое для определения целей, способов, средств их достижения и получения надлежащих результатов.
Моделирование (от французского «образец», «прообраз») — это метод научного исследования заключающийся в построении и изучении модели исследуемого объекта. Моделью служит система элементов, воспроизводящая определенные стороны, связи, функции предмета исследования, т.е. оригинала. Так определяет понятие моделирования философский словарь.
Моделирование образовательной среды невозможно представить себе без самого человека. А.В. Непомнящий представляет систему «Человек» как триединство анатомо-физиологической, энергетической и информационной структур. Он рассматривает основные способы управления с помощью модели «Человек — развитие», «Человек — среда». Нам представляется вполне правомерным такой подход при рассмотрении проблемы управления, так как человек (существо социальное и биологическое) является самым активным и способным создавать и организовывать собственную жизнедеятельность.
Человека можно рассматривать не только обособленно, как индивида, но и как собственно среду. Благодаря аксиоматическому подходу можно утверждать, что структура человека подобна структуре окружающей среды; они созвучны друг с другом и их структурные элементы имеют определенное взаимосоответствие.
Структурная модель системы «Человек» | Структурные элементы системы «Среда» |
Анатомо-физиологическая структура | Природно-географические условия, определяющие местонахождение того или иного индивида |
Информационная структура | Образовательная и культурная жизнь, образ жизни индивида |
Энергетическая структура | Атмосфера духовной жизни |
Опираясь на такое взаимодействие систем, можно утверждать, что образовательная среда составляет единение моделей «Человек» и «Среда». Я.А. Коменский более трех веков назад писал, что «все56
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
расположено по числу, мере, весу». Универсальность такой формулы для построения любого исследуемого объекта очевидна. Применительно к модели образовательной среды можно сказать, что «число» означает контингент участников взаимодействия, «мера» предполагает их оптимальное общение, а «вес» может указывать на длительность и устойчивость этой формы общения.
Для того, чтобы образовательная модель действовала, необходимо разрабатывать ее содержательную сторону. Поэтому в любом учебном заведении большое внимание должно уделяться формированию среды.
Здесь уместно вспомнить случай, имевший место более десяти лет назад. Известного русского писателя (не любимого советскими властями) Василия Аксенова пригласили в Нью-Йоркский технологический университет прочитать цикл лекций. «О чем?» — спросил ректора писатель. — «О чем угодно, — ответил руководитель вуза. — Мы приглашаем Вас, чтобы формировалась культурная среда».
Комментарии излишни.