Педагогика начального образован»

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

электричества и пыли, а пестрота расцвечивания откровенно г„.„-дражает, утомляет. Кроме того, пластик (особенно светлых тонов) дает яркие блики света, сильно мешающие зрительному восприя-i тию информации. I Эстетично оформленная образовательная среда создает позитив4 ный психологический настрой (установку) поведения человека, пред*| располагая его действия соответственно функциям социального прс цесса, происходящего в этой среде. Доказано, что школы с боле_ высокими эстетическими качествами отличаются низким уровнем'! проявлений вандализма.

7.3.6. Информативность образовательной среды

Еще лет десять назад в средней школе, как и в любом образова-1 тельном учреждении (и не только!), стены пестрели всякого рода] «идеологической начинкой»: стендами «Моральный кодекс строи-! теля коммунизма», «Наши обязательства» и т.п. Никто эту ин-* формацию, естественно, не читал, и стенды играли роль «пыле-* сборников». ,

В наши дни — картина обратная. Во многих образовательных уч-1 реждениях стены теперь совершенно «голые», не несущие никакой' информации. То есть не найден компромисс, не определено в этодИ плане чувство меры.

Информация в школе должна, безусловно, быть. В главном вес-; тибюле должна быть общешкольная доска объявлений (о школь-1 ных вечерах, общешкольных спортивных соревнованиях, работы'; спортивных секций, художественных студий, информация городе-'' ких и районных учреждений культуры, бюро путешествий и экс- 2 курсий и т.п.). Здесь же может находиться школьное расписание 1 учебных занятий, расписание факультативов.

В самых больших школьных рекреациях следует разместить смен­ную экспозицию творческих работ учащихся, школьную газету, доску почета, информацию об истории школы, ее выдающихся педагогах и выпускниках, документы о творческом содружестве школы с дру­гими учреждениями, витрину с наградами, полученными учащими­ся в различных творческих конкурсах и спортивных состязаниях. Должны быть и общешкольные стенды для сменных экспозиций типа «Неделя математики», «Неделя литературы».

Остальная же информация должна находиться либо в школьном музее, либо в учебных кабинетах. Следует придавать большое значе­ние не только цветовому решению интерьера учебного кабинета (клас­са), но и его информативности. Самой «видной» стеной в кабинете является та, что постоянно находится в поле зрения учащихся. Ноона не должна быть «перегруженной», иначе информация теряется.

Боковая стена (против окон) тоже весьма информативна. На ней могут быть размещены блоки информации по разделам учебной дис­циплины, а при отсутствии кабинетной системы обучения (кабине­ты закреплены за классом) — классная стенная газета, «День име­нинника» и т.п.

Задняя стена учебного кабинета неудобна для восприятия, по­этому вдоль нее обычно размещают шкафы с дидактическими мате­риалами и техническими средствами обучения.

Стена с оконными проемами не должна использоваться ни для каких целей, так как против света любая информация плохо вос­принимается; к тому же простенки между окнами нередко заполне­ны шторами (особенно при механическом зашторивании окон).

Описанные принципы размещения информации просты, логичес­ки оправданы и во многом способствуют формированию уважения к школе, удовлетворяют познавательный интерес учащихся, воспи­тывают эстетический вкус.

В заключение подчеркнем, что на лестничных клетках и в узких коридорах на стенах не должна размещаться никакая информация (чтобы не мешать движению учащихся), а в помещениях учебных мастерских и у входа в спортивный зал должны быть подрамники по технике безопасности и охране здоровья.

1.3.7. Разнообразие наций и вероисповеданий — источник формирования диалоговой среды

В наши дни актуализировалась проблема духовности человека, его социализации, так как именно включенность в систему обще­ственных отношений определяет его жизненную позицию. Форми­рование в ребенке этнической, религиозной, культурной и ролевой терпимости не может идти в порядке абстрактного процесса, авто-номизированного в стенах классной комнаты. Соседство вызывает интерес, а интерес — терпимость. Исходя из этого, необходимо с самых ранних лет обучения формировать интерес учащихся к куль­турным традициям всех народов, подчеркивая уникальность и бес­ценность каждого из них.

Т.М. Дридзе считает, что городская и сельская среда имеют по меньшей мере четыре типа составляющих:

• естественную среду обитания (природа + ее состояние — эко­номия);

• искусственную среду (все материальные объекты, которые со­здали и сохранили люди в процессе своей эволюции: от ланд­шафтов, архитектурной пластики, памятников до сложных инженерных и градостроительных сооружений);54

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

• информационно-символическую среду (культура, в том числе традиции, обычаи, историческая память, средства массовой информации и др.);

• социальную среду (люди: семья, друзья, соседи, все окружаю­щие).

То есть в образовательном процессе необходимо учитывать всю современную культуру в широком смысле слова. Эта точка зрения получила признание в педагогике еще в XIX веке. По Положению 1872 года в программы включались «необходимые по местным по­требностям практические сведения». Каптерев рассматривал соот­ношение воспитания, социальных условий и культуры, которую трак­товали как совокупность религии, быта и нравственности народа. Гелен понимал принцип культуросообразности, с одной стороны, как единство школы с обществом и наций в целом, а с другой — обосновывал необходимость создания социалистической «областной педагогики» (применяя это обозначение вслед за французским пе­дагогом Орузом).

Россия — страна многонациональная, многоукладная. Истори­чески сложилось так, что каждый из народов привносил в культуру русского населения свои обычаи, традиции, интересы, проявляя толерантность к русской нации. Этот процесс был, безусловно, вза­имным, и в лексике любого народа можно встретить русские слова, а в укладе жизни — отдельные русские традиции. Даже в бытовой культуре донского казачества, охранявшего южные границы стра­ны и периодически вступавшего в неприятные эпизоды с турками, можно встретить турецкую традицию с 11 до 13 часов пить кофе, а среди жен донских казаков было немало пленных турчанок.

Многообразие национальностей и вероисповеданий приводило в России к тому, что ее жители были просто обречены мирно сосуще­ствовать, уважать веру и обычаи тех, кто живет рядом, обеспечи­вать всем равные права.

Обратимся к некоторым фактам из истории среднестатистичес­кого города России — Таганрога. В 1900 году в нем было русско-подданых 68371, иностранцев — 3671. По вероисповеданию населе­ние имело следующую структуру: православных — 58121, иудеев — 4375, римско-католиков — 1913, армян-григориан — 658, му­сульман — 458, лютеран — 450, евангелистов — 24.

При такой конфессиальной и этнической пестроте в истории Та­ганрога никогда не было ни еврейских погромов, ни межнациональ­ных конфликтов. Именно об этом городе говорили, что в нем и «сплетничают на пяти языках». Сейчас в Таганроге живут предста­вители 107 национальностей, и это не мешает каждому жителю со-

педагогика начального образован» - student2.ru

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

хранять свое достоинство и иметь «свое лицо». В этом — наши нрав­ственные ценности, и о них должно знать подрастающее поколение. В школьной среде необходимо формировать диалог культур, тра­диций, обычаев — в этом залог культуры и цивилизованности бу­дущей личности.

1.3.8. Моделирование образовательной среды

Средовое проектирование — это моделирование среды и средооб-разовательного процесса, необходимое для определения целей, спо­собов, средств их достижения и получения надлежащих результатов.

Моделирование (от французского «образец», «прообраз») — это метод научного исследования заключающийся в построении и изуче­нии модели исследуемого объекта. Моделью служит система элемен­тов, воспроизводящая определенные стороны, связи, функции пред­мета исследования, т.е. оригинала. Так определяет понятие модели­рования философский словарь.

Моделирование образовательной среды невозможно представить себе без самого человека. А.В. Непомнящий представляет систему «Человек» как триединство анатомо-физиологической, энергетической и информационной структур. Он рассматривает основные способы управления с помощью модели «Человек — развитие», «Человек — среда». Нам представляется вполне правомерным такой подход при рассмотрении проблемы управления, так как человек (существо со­циальное и биологическое) является самым активным и способным создавать и организовывать собственную жизнедеятельность.

Человека можно рассматривать не только обособленно, как ин­дивида, но и как собственно среду. Благодаря аксиоматическому подходу можно утверждать, что структура человека подобна струк­туре окружающей среды; они созвучны друг с другом и их струк­турные элементы имеют определенное взаимосоответствие.

Структурная модель системы «Человек»   Структурные элементы системы «Среда»  
Анатомо-физиологическая структура   Природно-географические условия, определяющие местонахождение того или иного индивида  
Информационная структура   Образовательная и культурная жизнь, образ жизни индивида  
Энергетическая структура   Атмосфера духовной жизни  

Опираясь на такое взаимодействие систем, можно утверждать, что образовательная среда составляет единение моделей «Человек» и «Среда». Я.А. Коменский более трех веков назад писал, что «все56

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

расположено по числу, мере, весу». Универсальность такой форму­лы для построения любого исследуемого объекта очевидна. Приме­нительно к модели образовательной среды можно сказать, что «чис­ло» означает контингент участников взаимодействия, «мера» пред­полагает их оптимальное общение, а «вес» может указывать на длительность и устойчивость этой формы общения.

Для того, чтобы образовательная модель действовала, необходи­мо разрабатывать ее содержательную сторону. Поэтому в любом учеб­ном заведении большое внимание должно уделяться формированию среды.

Здесь уместно вспомнить случай, имевший место более десяти лет назад. Известного русского писателя (не любимого советскими властями) Василия Аксенова пригласили в Нью-Йоркский техноло­гический университет прочитать цикл лекций. «О чем?» — спросил ректора писатель. — «О чем угодно, — ответил руководитель вуза. — Мы приглашаем Вас, чтобы формировалась культурная среда».

Комментарии излишни.

Наши рекомендации