Гуманистическая (феноменологическая) парадигма
Намного раньше технократической и бихевиористической начала складываться гуманистическая парадигма. Она ставит в центр внимания развитие ученика, его интеллектуальные потребности и межличностные отношения. Ее ядро — гуманистический подход к ученику, помощь в его личностном росте, хотя уделяется внимание и его подготовке к жизни, адаптации и т.п.
Итак, развитие и саморазвитие, самореализация, творчество ученика, жизнетворчество, субъективность — вот что в основе этой модели образования, а не субъект-объектные отношения (как у других моделей). Здесь партнерские отношения сотрудничества.
Категория развития ученика. Что такое — развитие? Изменение качественного состояния, появление новых способностей. В об-
ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
разовании прежде всего должна идти речь об интеллектуальном развитии.
Развитие— переход учащихся на более высокую ступень активности и самостоятельности в решении поставленных задач.
По мнению известного психолога Л.С. Выготского, развитие определяется той мерой помощи, которую надо оказать ребенку в его обучении.
Согласно Л.С. Выготскому:
зона актуального развития — те знания, умения и навыки, которыми человек овладел и может пользоваться самостоятельно;
зона ближайшего развития — те знания, умения и навыки, которыми человек может пользоваться только с помощью взрослого (старшего).
Различают развитие:
- общее (универсальных способностей, в том числе физических);
- специальное (связанное со способностями, одаренностью);
- культурное развитие (мы снова обращаемся к культуре).
Высший уровень развития — саморазвитие.
Основной способ структурирования знания — культурологический подход к образованию. Он основан на интеграции учебных дисциплин, создании целостного образа эпохи, культуры, на понимании соотношения культуры и цивилизации, понимании каждой области знаний в формировании культуры и т.д.
Нам не хватает психологов, социологов, учителей начальных классов и других специалистов. Так что мы не приступили еще к гуманитаризации образования.
На международном семинаре «Права человека» в Азове в ноябре 1993 г. шел разговор о преподавании курса «Человек и общество» в школе. Профессора из Италии и Англии говорили, что его надо вводить во всех школах и вузах, чтобы реализовать 3-ю парадигму. Предмет этот надо изучать непрерывно:
• начальные школы — беседы о правах человека;
• подростки — преподавание «Граждановедения»;
• старшие школьники — «Права человека и основы демократии».
Западные ученые считают, что школа должна быть моделью правового общества, что трудно реализовать в авторитарной постсоветской школе.
В условиях реализации гуманистической парадигмы образования главное — нахождение каждым человеком истины, т.е. путь познания. Девиз этой парадигмы цо внутреннему смыслу: «Познание — это сила!». Педагогический процесс строится по принципу диалога или полилога и богат импровизацией. Здесь не существует38
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
нормативной, однозначной истины, поэтому и результат общения, обмена духовными ценностями определяется в смысле «да — да».
Одна из основных ее установок — ценностно-смысловое равенство ребенка и взрослого, не в смысле одинаковости или равноценности знаний и опыта, а в праве каждого познавать мир без ограничений. Отсюда знаменитое положение Я.А. Коменского — «Учить всех всему». Точкой отчета в школе измерений качества педагогической деятельности становится человек и его движение во времени и пространстве относительно самого себя.
Гуманистическая парадигма формирует отношения по типу «субъект-субъект». Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели деятельности, ее содержание, выбирают формы и критерии оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Диагностические изменения состояния «объекта» педагогического влияния не служат средством отбора, селекции, образовательной дискриминации. Низкие учебные показатели не являются основанием для суждения о нормативных качествах человека, они являются лишь точкой отсчета для оценки перспектив и возможностей профессиональной работы. Пространство критериев оценки перемещается в плоскость межличностных отношений.
В гуманистической парадигме любовь к человеку, к ребенку — атрибут профессионализма, именно поэтому так подробно многими авторами книг, ставшими ныне классическими, обсуждается вопрос «Как любить и понимать ребенка?». Любовь порождает веру в творческие способности и возможности каждого, а терпимость дарует педагогическую мудрость. Примеры этому оставили в истории И.Г. Песталоцци, Я. Корчак, К.Н. Вентцель, Л.Н. Толстой, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский.
Представители гуманистической парадигмы не отличаются единством воззрений. В ее рамках сосуществуют разнообразные модели образования. В единое направление их объединяет ценностное отношение к ребенку и детству как уникальному периоду жизни человека, признание развития образования главной задачей школы. Каждая образовательная система, действующая в рамках гуманистической парадигмы, ведет творческий поиск и находит собственное содержание, методы, средства обучения и воспитания. Гуманистическое направление предполагает свободу и творчество как учащихся, так и педагогов.
Гуманистическая парадигма вошла в образовательное пространство России после 1991 г. не по приказу министерства, а по инициативе учителей на местах. Она весьма актуальна для нашей страны, так как возвеличивает человека — феномен культуры, образования и природы.
ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
Считается, что эта парадигма является для нас временной, пока в обществе не сформируется адекватная самооценка, пока мы не усвоим главные ценности русской гуманистической философии конца
XIX — начала XX вв. и демократического общества. По всей вероятности, рано или поздно мы возвратимся к знаниевой парадигме, обеспечивающей высокий интеллектуальный потенциал выпускников школ. Но известна истина: нет ничего более постоянного, чем временное! И, судя по всему, гуманистическая парадигма будет у нас востребована еще не одно десятилетие.
Образовательная среда
«Студент, настроение которого в большинстве создается обстановкой на каждом шагу, там, где он учится, должен видеть перед собою только высокое, сильное и изящное... Храни его Бог от тощих деревьев, разбитых окон, серых стен и дверей, обитых рваной клеенкой».