Гуманистическая (феноменологическая) парадигма

Намного раньше технократической и бихевиористической нача­ла складываться гуманистическая парадигма. Она ставит в центр внимания развитие ученика, его интеллектуальные потребности и межличностные отношения. Ее ядро — гуманистический подход к ученику, помощь в его личностном росте, хотя уделяется внимание и его подготовке к жизни, адаптации и т.п.

Итак, развитие и саморазвитие, самореализация, творчество уче­ника, жизнетворчество, субъективность — вот что в основе этой модели образования, а не субъект-объектные отношения (как у дру­гих моделей). Здесь партнерские отношения сотрудничества.

Категория развития ученика. Что такое — развитие? Измене­ние качественного состояния, появление новых способностей. В об-

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

разовании прежде всего должна идти речь об интеллектуальном развитии.

Развитие— переход учащихся на более высокую ступень актив­ности и самостоятельности в решении поставленных задач.

По мнению известного психолога Л.С. Выготского, развитие оп­ределяется той мерой помощи, которую надо оказать ребенку в его обучении.

Согласно Л.С. Выготскому:

зона актуального развития — те знания, умения и навыки, ко­торыми человек овладел и может пользоваться самостоятельно;

зона ближайшего развития — те знания, умения и навыки, ко­торыми человек может пользоваться только с помощью взрослого (старшего).

Различают развитие:

- общее (универсальных способностей, в том числе физических);

- специальное (связанное со способностями, одаренностью);

- культурное развитие (мы снова обращаемся к культуре).

Высший уровень развития — саморазвитие.

Основной способ структурирования знания — культурологичес­кий подход к образованию. Он основан на интеграции учебных дис­циплин, создании целостного образа эпохи, культуры, на понима­нии соотношения культуры и цивилизации, понимании каждой об­ласти знаний в формировании культуры и т.д.

Нам не хватает психологов, социологов, учителей начальных клас­сов и других специалистов. Так что мы не приступили еще к гума­нитаризации образования.

На международном семинаре «Права человека» в Азове в ноябре 1993 г. шел разговор о преподавании курса «Человек и общество» в школе. Профессора из Италии и Англии говорили, что его надо вводить во всех школах и вузах, чтобы реализовать 3-ю парадигму. Предмет этот надо изучать непрерывно:

• начальные школы — беседы о правах человека;

• подростки — преподавание «Граждановедения»;

• старшие школьники — «Права человека и основы демокра­тии».

Западные ученые считают, что школа должна быть моделью пра­вового общества, что трудно реализовать в авторитарной постсовет­ской школе.

В условиях реализации гуманистической парадигмы образова­ния главное — нахождение каждым человеком истины, т.е. путь познания. Девиз этой парадигмы цо внутреннему смыслу: «Позна­ние — это сила!». Педагогический процесс строится по принципу диалога или полилога и богат импровизацией. Здесь не существует38

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

нормативной, однозначной истины, поэтому и результат общения, обмена духовными ценностями определяется в смысле «да — да».

Одна из основных ее установок — ценностно-смысловое равен­ство ребенка и взрослого, не в смысле одинаковости или равноцен­ности знаний и опыта, а в праве каждого познавать мир без ограни­чений. Отсюда знаменитое положение Я.А. Коменского — «Учить всех всему». Точкой отчета в школе измерений качества педагоги­ческой деятельности становится человек и его движение во времени и пространстве относительно самого себя.

Гуманистическая парадигма формирует отношения по типу «субъект-субъект». Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели деятельности, ее содержание, выбирают формы и критерии оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Диаг­ностические изменения состояния «объекта» педагогического влия­ния не служат средством отбора, селекции, образовательной диск­риминации. Низкие учебные показатели не являются основанием для суждения о нормативных качествах человека, они являются лишь точкой отсчета для оценки перспектив и возможностей про­фессиональной работы. Пространство критериев оценки перемеща­ется в плоскость межличностных отношений.

В гуманистической парадигме любовь к человеку, к ребенку — атрибут профессионализма, именно поэтому так подробно многими авторами книг, ставшими ныне классическими, обсуждается воп­рос «Как любить и понимать ребенка?». Любовь порождает веру в творческие способности и возможности каждого, а терпимость да­рует педагогическую мудрость. Примеры этому оставили в истории И.Г. Песталоцци, Я. Корчак, К.Н. Вентцель, Л.Н. Толстой, С.Т. Шац­кий, В.А. Сухомлинский.

Представители гуманистической парадигмы не отличаются един­ством воззрений. В ее рамках сосуществуют разнообразные модели образования. В единое направление их объединяет ценностное отно­шение к ребенку и детству как уникальному периоду жизни челове­ка, признание развития образования главной задачей школы. Каж­дая образовательная система, действующая в рамках гуманистичес­кой парадигмы, ведет творческий поиск и находит собственное содержание, методы, средства обучения и воспитания. Гуманисти­ческое направление предполагает свободу и творчество как учащих­ся, так и педагогов.

Гуманистическая парадигма вошла в образовательное простран­ство России после 1991 г. не по приказу министерства, а по иници­ативе учителей на местах. Она весьма актуальна для нашей страны, так как возвеличивает человека — феномен культуры, образования и природы.

Гуманистическая (феноменологическая) парадигма - student2.ru

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Считается, что эта парадигма является для нас временной, пока в обществе не сформируется адекватная самооценка, пока мы не усвоим главные ценности русской гуманистической философии конца

XIX — начала XX вв. и демократического общества. По всей веро­ятности, рано или поздно мы возвратимся к знаниевой парадигме, обеспечивающей высокий интеллектуальный потенциал выпускни­ков школ. Но известна истина: нет ничего более постоянного, чем временное! И, судя по всему, гуманистическая парадигма будет у нас востребована еще не одно десятилетие.

Образовательная среда

«Студент, настроение которого в большинстве создается обстановкой на каждом шагу, там, где он учится, должен видеть перед собою только высокое, сильное и изящное... Храни его Бог от тощих деревьев, разбитых окон, серых стен и дверей, обитых рваной клеенкой».

Наши рекомендации