Парадигма. Естественнонаучная и гуманитарная парадигма в психологии.

Парадигма-система основных научных достижений (А.С. Никифоров)

Критерий для сравнения ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ПОЗИТИВИСТСКАЯ, ОБЪЕКТНАЯ, РЕАКТИВНАЯ ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ, СУБЪЕКТНАЯ, АКТИВНАЯ, ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКАЯ
форма парадигмы начальная развитая начальная развитая
наименование формы эмпиризм экспериментализм   персонализм трансперсонализм
приблизительные античные аналоги (о душе) античные материалисты   (Милетцы, Демокрит, Эпикур)   (душа – это материя)   античные рационалисты   (Элейцы, Гераклит, пифагорейцы)   (душа – это гармония бытия материи) античные идеалисты   (Сократ, Платон)     (душа – это идеальный объект, сущность материи) античные софисты   (Протагор, Горгий)     (душа – источник развития)
душа, сознание психика материальный объект внутренний порядок материи идеальный объект субъект
ключевой вопрос что же существует реально, вне человеческих иллюзий? почему то, что существует, существует именно таким образом? что же является сущностью бытия (мира, человека, познания)? почему, и каким образом мир, человек, познание стремятся к сущности бытия?
проблема исследования противоречие в существующих данных отсутствие закона объясняющего феномен отсутствие непротиво­речивого описания, позволяющего понять личность отсутствие возможности непротиво­речивого описания и объяснения психики
объект исследования мир, человек, группа, общество (наблюдаемое) отношение мыслимой модели мира к реальной (фиксируемое) роль личности в мироздании, личность, культура, сознание как социальный феномен (мыслимое, переживаемое)   роль психического в мироздании, психика, сознание как индивидуаль­ный феномен (осознаваемое)
предмет исследования реакции закономерности поведения свойства личности особенности содержания и организации сознания, психики
примеры понимания предмета исследования на материале одного высказывания в интроспективном отчете «я вижу зеленое» изучать следует связь между «ощущением зеленого» и «зеленым объектом», связь между «зеленым объектом и его называнием», «при каких условиях я вижу зеленое?», «каким еще зеленое бывает?» в интроспективном отчете «я вижу зеленое» изучать следует «почему я вижу именно зеленое?», могу ли я видеть что-то другое?», «действительно ли мое «зеленое» является зеленым для всех?» в интроспективном отчете «я вижу зеленое» изучать следует «ощущение зеленого», «что именно во мне такого, что позволяет мне ощущать зеленое?», «в чем сущность меня-видящего-зеленое?», «зачем я вижу зеленое?» в интроспективном отчете «я вижу зеленое» изучать следует «почему, каким образом, с какой целью я смотрю именно на зеленое?», «чем обусловлен мой выбор видеть зеленое?», «что в «зеленом» человечес­кого?»
методологическая «склонность» сенсуализм (опора в познании на чувственный опыт)   рационализм (опора в познании на разум) иррационализм (опора в познании на эмоционально-чувственный опыт или веру) релятивизм и мистицизм (опора в познании соответственно на принцип относительности и интуицию)
тип модели для концептуализации реактивная (пассивная) эффектационная (конечная) гипотермическая (односторонняя) (монистическая) акциональная (активная)
человек объект система личность субъект, индивидуаль­ность
личность конкретный человек или художественное понятие совокупность системных свойств человека определяющих характер его поведения высшая форма развития человека, где «Я» - развитая личность, вершина личности все социальное в человеке (противосто­ящее подлинному «Я»)
воздействие провоцирующее императивное манипулятивное развивающее
форма активности человека подражание проверка гипотез освоение и обогащение социального опыта самовыражение
главные источники развития наследствен­ность, среда сочетание факторов, условий активность личности активность субъекта
форма развития адаптация эволюция самоактуализация совершенство­вание
условия эффективного, оптимального развития хорошая наследствен­ность, благоприятная среда адекватное сочетание факторов, условий удовлетворение иерархии потребностей постановка целей, открытие ресурсов
приоритеты в исследовании точно установленные факты о поведении, физиологичес­кие основы поведения закономерности адаптации, содержание поведения индивидуаль­ные особенности в содержании и механизмах функционирования личности внутренние ресурсы позволяющие обогатить содержание и усовершенст­вовать механизмы функциониро­вания психики
методы исследования статистически ориентирован­ные, корреля­ционные эксперимент эмпатийное наблюдение, беседа, интроспекция, понимание феноменологическая редукция, герменевтическое истолкование
роль психолога руководство коррекцией управление развитием вооружение человека необходимыми знаниями, умениями помощь в развитии способностей
методы психологической помощи разрядка, релаксация, переключение внимания изменение ролей, суггестивная терапия коррекция жизненных целей, смыслов, переживаний психокоррекция творческим самовыра­жением

Наши рекомендации