Т .2.3. Традиционопистско-консервативная (знаниевая) парадигма
Эта парадигма имеет в своей основе 3 постулата.
Первый постулат: в основе образования должны лежать базовые знания и соответствующие умения и способы обучения, навыки. Для достижения этого обучаемые должны владеть основополагающими инструментами учения, т.е. чтением, письмом и математической грамотностью.
Второй постулат: содержание образования должны составлять действительно важные и необходимые, а не второстепенные знания, т.е. в образовании надо отделить зерна от плевел. Система образования должна иметь академический характер и ориентироваться на базовые отрасли науки. Внимание школы должно быть направлено на то, что выдержало проверку временем и является основой образования.
Третий постулат: гуманистический. Большое место надо уделять этическим ценностям. Речь идет об общечеловеческих ценностях.
На инновационной волне на Западе даже возникло движение «Назад, к основам!». Это потому, что на естественных факультетах уже забывают основы естествознания и изучают букет новых наук. Р. Эбел бросил вызов новым педагогическим идеям в книге «Для чего существует школа?». Он считает, что школа:
- это не опекунское учреждение для отвлечения молодежи от улицы, для приобщения к труду;
- это не адаптационный центр;
- это не место для социального эксперимента.
Школа, по Р. Эбелу, — это место для обучения, для получения знания, чтобы сохранить интеллектуальный потенциал нации.
Хотя школа за многое отвечать не может, но, по его мнению, школа должна создать благоприятную среду для обучения, т.е.:
- иметь компетентных учителей;
- иметь соответствующую материально-техническую базу.
Н. Поустмен в книге «Преподавание как сберегающая деятельность» в 1980-х гг. (он же раньше написал книгу «Преподавание как подрывная деятельность») стоит на традиционалистских позициях, утверждая, что школа не должна приспосабливаться к информационной сфере: телевидение оказывает разрушающее воздействие на интеллект, так как — подобно школе — имеет свою программу, свою систему и методику. Школа должна противостоять этой информационной среде. Это возможно, если школа дает детям30
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ i
хорошее знание истории, языка, искусств, религии и преемственности человеческих устремлений. Отстаиваются такие ориентиры, как усиленный акцент на основы образования, естественных наук и особенно истории, как наследия науки.
Традиционалистско-консервативная концепция рекомендована школам конгрессом США и политиками. Еще в 1983 г. президент США назначил комиссию по образованию, которая подготовила доклад «Нация на грани риска». Президент был обеспокоен нарастающим потоком серости, тем, что школа в США утратила образ высоких требований. Риск состоит в происходящей утечке представителей интеллектуальной мысли, которые стали перераспределяться в мире так же, как наркотики. Высокий уровень образования — основа демократического государства, гордящегося плюрализмом. Поэтому в 1990 г. президент США Буш выступил в конгрессе с докладом о национальном образовании, где провозгласил его цели до 2000 г. (которые не глобальны, но зато достижимы, в отличие от СССР и России):
- школьники должны приходить в 1-й класс умеющими читать;
- 90% учащихся должны успешно заканчивать среднюю общеобразовательную школу в соответствии со стандартом знаний;
- необходимо по окончании 4, 8, 12 классов устраивать экзамены по общественным дисциплинам, английскому языку, математике, естествознанию, истории и географии. По этим предметам вводятся переводные экзамены и обновляется содержание. Американское общество должно быть уверено, что школа готовит граждан, способных включиться в нормальную жизнь страны во всех сферах;
- к 2000 г. американские школьники должны были занять 1-е место в мире по уровню подготовки в области математики и естествознания;
- необходимо обеспечить всеобщую грамотность населения, что важно для реализации им своих прав;
- к 2000 г. все школы США должны были свободными от наркомании, иметь атмосферу, благоприятную для учебы.
По существу, это американский стандарт образования и условия его реализации. Он был подкреплен лучшим в мире финансовым обеспечением. Проблема целей образования, таким образом, состоит в передаче наиболее существенных элементов культуры и цивилизации. В школьных программах должна формироваться база знаний, умений и навыков, обеспечивающих функциональную грамотность и социализацию индивида.
Традиционалистско-консервативная парадигма образования имеет в своей основе идею о «сберегающей», консервативной (в положи-
ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
тельном смысле) роли школы, цель которой заключается в сохранении и передаче молодому поколению культурного наследия, идеалов и ценностей, способствующих как индивидуальному развитию, так и сохранению социального порядка. Поэтому содержание школьных программ должно основываться на базовых, выдержавших испытание временем знаниях, умениях, навыках, обеспечивающих функциональную грамотность и социализацию ребенка. Это академическое направление, не связывающее школу с жизнью.
В СССР система образования базировалась именно на этой парадигме, и ее эффективность налицо: в 50-х гг. прошлого столетия по уровню интеллектуализации советская молодежь находилась на 2-3-м месте в мире (данные в ООН).
Технократическая парадигма
Эта парадигма сформировалась в профессиональном сознании и поведении как производная от наблюдаемых факторов и явлений научно-технической революции и ее последствий. В основе парадигмы лежит представление об истине, доказанной научно-обоснованным знанием, проверенным опытом. Для учителей данного типа с давних времен актуален девиз «Знание — сила», а критерием истинности знания служит только практика.
В условиях технократической парадигмы любой результат учебно-воспитательного процесса может быть оценен в системе «да — нет», «знает — не знает», «воспитан — не воспитан», «владеет — не владеет». Здесь всегда существует некий эталон, идеал, норматив, по которому сверяется уровень подготовки, образованности, воспитанности. Понимание качества человека в заданной плоскости сопряжено с оценкой его готовности или неготовности выполнить определенную социальную функцию. Представление о должном знании, поведении формируется на государственном уровне.
Ценность ребенка определяется по принципу «больше — меньше», «лучше — хуже», «сильнее — слабее», что порождает в учебных заведениях атмосферу состязательности, конкурентной борьбы. Выбор преподавателя, как правило, делается в пользу «сильного». В логике технократии постоянно идет отбор для дальнейшего продвижения тех, кто на момент диагностирования, конкурса, тестирования находился в «форме».
Неравенство воспроизводится в системе «взрослый — ребенок», «учитель — ученик». Поскольку носитель эталонного знания и поведения — всегда взрослый, взаимодействие участников педагогического процесса строится по принципу информационного сообщения субъектом объекту в жанре монолога, в каких бы внешне активных формах это не происходило.32
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ;
Субъектом такого монолога может стать не только человек, но и обучающая машина. Знание возникает лишь на стороне субъекта.; Различными могут быть и методики — от чисто репродуктивных до' интерактивных, но смысл действий остается общим: найти алго- * ритм, который позволит с наибольшей точностью «ввести» нормативное содержание в сознание и поведение подопечного и обеспе-; чить наиболее полное и точное его воспроизведение. 1 Несмотря на все усилия и ухищрения, утечка информации, ее .; уменьшение, искажение, которое сродни эффекту «испорченного] телефона», здесь неизбежны. Приобретенное таким путем знание всегда обезличено, усреднено, ограничено рамками уже известного, пусть и научно обоснованного. На уровне философско-педагогичес-кого сознания в анализируемой парадигме фигурирует «любовь к; науке и знанию». А вот любовь к ребенку оказывается лишней, ибо в соответствии с профессиональной этикой уважение и требовательность вполне ее заменяют. i Свобода для ученика и его наставника реализуется лишь в границах принятых установок, стандартов и нормативов. Равенства как такового не существует, поскольку все постоянно сравниваются друг с другом по тем же параметрам. Поэтому закономерно, что пласт общественного сознания, который подчиняется правилам технократического бытия, сопротивляется знаниям и способам поведения, опровергающим, ставящим под сомнение эти правила.
Научно-технократическая парадигма изначально построена согласно логике недоверия к равенству познавательных возможностей. Отсюда и возникновение в мировой педагогической культуре разного рода испытаний, рейтинговых рядов, стандартов образования, его тупиковых форм. При этом проверка «соответствия» нормативу производится, как правило, без учета того, созданы ли условия для успешного развития ребенка, органичен ли предлагаемый стандарт, эталон для природы конкретного человека.
Однако не все столь однозначно негативно в данной парадигме. Дело в том, что, хотя она и построена на недоверии к возможностям индивида, именно ей мы обязаны многими продуктивными педагогическими технологиями и интересными формами работы. К ним относятся: письмо по трафарету, белл-ланкастерская система обучения, алгоритмизация и программирование, компьютерные игры, опорные конспекты и многое другое, что помогает упорядочить сложные педагогические процессы, оценить их количественно, установить обратную связь.
В России технократическая парадигма официально была закреплена правительственной реформой школы в 1958 году: из учебных планов были изъяты Конституция СССР, курс о правах и обязанно-
ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
стях граждан, психология (наука о душе человека), логика (наука о мышлении человека). Вместо них в расписании появились технический и обслуживающий труд и начальная военная подготовка. Средняя школа была официально объявлена «трудовой политехнической», хотя ее главная функция — формирование человека культуры. Отголоском той реформы является существующая в учебных планах современной школы «трудовая практика», превратившаяся повсеместно в трудовую повинность по уборке школьных помещений и двора.
Несмотря на все недостатки, технократическая парадигма обеспечивает высокий уровень знаний учащихся. Именно в годы ее господства наша страна первой в мире начала осваивать космическое пространство.
1.2.5. Бихевиористская (рационалистическая, поведенческая] парадигма
В отличие от предыдущих, эта парадигма имеет в своей основе не знаниевую или культурную, а психологическую ориентацию — бихевиоризм.
Бихевиоризм — это психологическая теория поведения, которая рассматривает его как реакцию человека на воздействие внешней среды:
СТИМУЛ — РЕАКЦИЯ
Бихевиористы меньше описывают внутренний мир, его состояние, а больше — внешние стимулы.
i С этой теорией и связана рационалистическая модель школы. Модель рассматривает школу как путь усвоения знаний с целью формирования поведения детей, школа — это образовательный механизм адаптации к среде.
Сторонники этой модели любят определение школы как фабрики, для которой сырье и результат обработки — это учащиеся. Они — готовый продукт для жизни.
Ведущий принцип образования — регулирование внешних условий процесса и реакция на него учащихся, вырабатывающих и приобретающих поведенческий репертуар (т.е. набор способов поведения).
Цель школы — сформировать у учащихся адаптивный «поведенческий репертуар», соответствующий социальным нормам, требованиям и ожиданиям западной культуры. Причем термином «поведение» обозначаются» все виды реакций, свойственных человеку», — его мысли, чувства и действия» (Р. Тайлер).
Эта парадигма рассматривает школу как путь усвоения знаний с Целью формирования оптимального поведения учащегося. Главный Девиз: «Школа — это фабрика, для которой учащиеся — "сырье"».
'- Педшог. нач. образов34
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Технократизм рассматриваемой парадигмы определяет необходимость формирования и детализации целей обучения таким образом, чтобы из них однозначно явствовало, какими умениями и навыками должен обладать ученик.
Американский психолог Б. Скиннер ввел понятие «социальная инженерия». Он раскрыл смысл поведения. Поведение — это все виды реакций, свойственных человеку, т.е. его
мысли 1
чувства г вот что такое поведение
де'йствия >
В соответствии с этим предлагается и структура обучения.
Все обучение сводится к формированию конкретных навыков и реакций:
• Как звонить по телефону?
• Как говорить с больной матерью?
• Как «выкрутиться» при незнании ответа на вопрос?
Это трудная, но интересная задача. Например, Б. Блум рекомендует по химии следующие интеллектуальные операции: знание, понимание, анализ, применение, синтез (всего 5 уровней-операций).
Любой раздел химии должен быть усвоен на одном или нескольких уровнях (операциях). Для этого надо иметь измеряемые единицы поведения. А развитие, а творчество ученика? Возникает проблема шаблона и «натаскивания».
Отсюда, тем не менее, родилась концепция полного усвоения знаний. Одно из условий — неограниченность срока обучения.
Основные фазы (структура) обучения:
• планирование обучения на основе эталона в виде набора наблюдаемых действий учащихся;
• диагностическая фаза: нужна предварительная диагностика исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся;
• рецептурная: предусматривается программирование желаемых результатов обучения, определение условий и подбор формирующих воздействий;
• организационная: учащимся разъясняют, что они должны знать, т.е. цели обучения, и проводится практический тренинг;
• оценка результатов обучения и их сопоставление с первоначально намеченным эталоном: опять таки проводится тестирование.
Итак, тренинг, индивидуализация, диагностика и отсутствие жесткого лимита времени — вот главные условия полного усвоения знаний.
ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
С этой концепцией связана концепция Б. Блума, суть которой — в достаточно оптимистическом подходе к учащимся. Он считает, что почти все дети не только могут успевать, но и успешно учиться. Оптимальные способности ученика определяются в соответствующих условиях и при его собственном темпе обучения.
Он выделил следующие категории учащихся:
- малоспособные (-5%); они не могут усвоить знания даже при большом сроке обучения;
- талантливые (-5%), учатся в очень высоком темпе;
- обычные учащиеся (-90%). Их способности определяются затратами учебного времени.
Все это и легло в основу концепции Б. Блума, что 95% учащихся усвоят все содержание обучения при снятии временных рамок и соответствующем подходе к обучению.
Особенности концепции полного усвоения знаний учащимися по Блуму:
- фиксация учебных результатов на высоком уровне, обязательная для всех учащихся;
- различия в учебных результатах будут замечены за пределами этого общего высокого результата;
- учитель должен проникнуться мыслью, что все его ученики способны полностью усвоить необходимый учебный материал, а его обязанность — организовать учебный процесс.
Методика состоит в следующем.:
1. Точное определение критерия полного усвоения для всего класса, всего курса, на основе которого учитель составит перечень конкретных результатов обучения, которые надо получить. На этой основе составляют тесты.
2. Выделяются учебные единицы, т.е. целостные разделы учебного материала. Затем опять выявляются результаты их усвоения, составляются текущие тесты (не влияющие на итоговую оценку). Назначение этих тестов — коррекционное (для учителя).
3. Обучение по каждой из учебных единиц в направлении полного усвоения. Затем — снова тестирование. Оценка полноты усвоения материала по всему курсу.
Важно разъяснить каждому учащемуся значение оценки, как и цели обучения.
В книге «Таксономия целей воспитания» Б. Блум предлагает следующие категории целей:
- знание,
- понимание, ~ применение,
- анализ,36
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- оценивание.
Интенсивное развитие способностей средних и слабых учащихся — главный смысл концепции Блума.
Вообще-то между разными теориями, концепциями, парадигмами нет жесткой грани.
Что такое «знания»?
законы, 1 Ответы магистрантов
Это принципы, \ на лекции в педагогическом понятия ' университете
То есть те, кто дают знания, не знают, что такое знания.
Знания— это факты, понятия, правила, принципы, закономерности, законы, идеи, теории.
Здесь составные распределены по степени обобщенности материала.
Существует мнение, что в Австралии, Бельгии, США, Корее эффективность такой системы оправдывает себя в 5-8-х классах. В массовых экспериментах в Республике Корея из 70% учащихся были достигнуты такие высокие результаты, как при обычной системе — у 10% учащихся.
В СССР эту концепцию наиболее активно использовали в Эстонии. Но парадигма развивающего обучения пришла в противоречие с концепцией рационалистической. Поэтому эстонцы кое-что объединили в одно целое, добавив в рационалистическую концепцию возможность развивающей деятельности. И они стали говорить об обязательном минимуме знаний, особенно по гуманитарным дисциплинам. И время обучения эстонцы ограничивали. Успеваемость возросла на 60%.