Проявление мотивации учения в разных школьных возрастах
№ п/п | Возраст | Позитивная мотивация | Негативная мотивация |
1. | Младший школьный возраст | Широта интересов, любознательность, активность в учении | Интересы недостаточно действенны, неустойчивы, ситуативны, малоосознанны, слабо обобщены, ориентированы на результат учения, слабость процессов целеполагания |
2. | Средний школьный возраст | Разнообразие интересов, их избирательность и дифференцированность, возрастание устойчивости и определенности интересов, возрастание познавательных интересов, формирование осознанной системы мотивов | Поверхностность и разбросанность интересов, слабость процессов целеобразования |
3. | Старший школьный возраст | Интерес ко всем формам самообразования, избирательный характер мотивов и целей, устойчивость интересов, единство процессуальной и результативной мотивации, формирование смыслообразующих мотивов учения, формирование мотивов гражданского долга, рождение профессиональных мотивов и постепенное их преобладание в структуре мотивации, развитие процессов целеполагания | Преобладание широких познавательных мотивов над учебно-познавательными; слабое осознание социальных мотивов. |
*****Особенности формирования учебной мотивации обучающихся
!!! При проведении практической работы по формированию мотивов учения и УД педагогу желательно:
· опираться на достижения предыдущего возраста (выяснять, что из позитивных особенностей предыдущего возраста ещё не сформировано, и учесть это при планировании индивидуальной работы);
· стремиться мобилизовать потенциальные возможности данного возраста;
· подготавливать «почву» для последующего возраста (ориентация на ЗБР) ( в младшем школьном возрасте закладывать черты мотивации подросткового возраста : расширять самостоятельность, поощрять поиск новых способов работы, способствуя становлению учебно-познавательных мотивов).
Общий путь формирования мотивации учения состоит в том, чтобы способствовать превращению имеющихся у начинающего учиться школьника широких побуждений (отрывочных, импульсивных, неустойчивых, определяемых внешними стимулами, сиюминутных, неосознаваемых, малодейственных) в зрелую мотивационную сферу с устойчивой структурой, т.е. с доминированием и преобладанием отдельных мотивов и избирательностью, что создаёт индивидуальность личности, включающая в себя действенные, отсроченные, перспективные и осознанные мотивы, цели, эмоции, опосредуемые целостной внутренней позицией ученика.
!!!!! Формирование мотивации учения:
- Общая атмосфера в школе, классе (отношения сотрудничества, включённость в коллективистические формы организации разных видов деятельности; и т.д.)
- Занимательность изложения, необычная форма преподнесения материала
- Умелое применение учителем поощрения и наказания
- Укрепление всех сторон умения учиться и т.д.
!!!!! Работа педагога, прямо направленная на упорядочение и развитие мотивационной сферы, включает в себя следующие виды воздействий:
1) Актуализация уже сложившихся у школьников ранее позитивных мотивационных установок, которые надо не разрушить, а укрепить и поддерживать;
2) Создание условий для появления новых мотивационных установок (новых мотивов, целей) и появление у них новых качеств (устойчивости, осознанности, действенности и др.)
3) Коррекция дефектных мотивационных установок, изменение внутреннего отношения ребёнка как к наличному уровню своих возможностей, так и к перспективе их развития.
!!!!!!!Факторы, определяющие мотивацию учения
1.Образовательная система и образовательное учреждение, где осуществляется учебная деятельность.
2.Организация образовательного процесса
3.Субъективные особенности обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками).
4.Субъективные особенности педагога, система его отношений к ученику, к делу.
5. Специфика учебного предмета.
ТЕМА: Усвоение знаний умений и навыков.
План: 1.Подходы к определению усвоения.
2.Структурная организация усвоения.
3.Этапы, уровни, механизм усвоения.
4.Основные характеристики усвоения.
5.Психологические факторы, влияющие на процесс усвоения.