Кризис обратного развития и старости

Оценки этого периода противоречивы – «золотая осень» или «суровая зима». В возрасте обратного развития и старости снижается гормональная активность ферментативных процессов, интенсивность обмена веществ, а соответственно подвижность и активность психических процессов, притупляется острота восприятия, ухудшается память, в первую очередь на текущие события, затрудняется осмысливание поступающей информации и снижается умственная работоспособность (в первую очередь за счет умственной утомляемости), обедняется эмоциональная жизнь (даже люди, прожившие бурную эмоциональную жизнь, становятся более спокойными, находят радости во все более узком кругу).

Жизнь старого человека в основном состоит из потерь: умирают родные и близкие, с уходом на пенсию исчезает привычная производственная занятость, ослабевают и прерываются прежние социальные связи.

Наслаивающиеся биологические и социальные изменения сопровождаются постепенным трансформированием личности: бережливость превращается в скупость, обстоятельность в ригидность, тугоподвижность и раздражительность – в постоянную гневливость. Нередко на передний план выступают инфантильные черты; от окружающих ожидается материнская защита и внимание (часто проявление недовольства из-за «невнимательности врачей» и т. п.). Типичны различной степени выраженности (вплоть до бреда) идеи ущерба, обкрадывания.

Старые люди избегают перемен в своей жизни, всё чаще в мыслях уносятся в прошлое (которое хорошо помнится). Прошлое (где они были молоды, здоровы, играли активные социальные роли) нередко противопоставляется настоящему, и это сравнение не в пользу настоящего, где они стары, больны, одиноки. Однако около 70% находящихся на пенсии могут продолжать работу и многие находят новые занятия. Активность пожилых улучшает их самочувствие, поэтому не следует чрезмерно ограничивать их от доступной им деятельности.

В качестве компенсации многих психических недостатков в позднем возрасте также выступают богатый профессиональный и жизненный опыт и сопровождающие его мудрость, снисходительность и другие положительные свойства личности. Старики часто умеют разобраться в сложных запутанных проявлениях жизни лучше, чем молодые люди; не усваивая отдельных проявлений, они лучше «схватывают» всю ситуацию целиком. При хороших условиях человек долго сохраняет высокий уровень психической деятельности.

И. Кон выделил несколько социально-психологических типов старости:

1-й тип – активная, творческая старость, когда ушедший на пенсию человек продолжает активно работать по своей специальности.

2-й тип – энергия хорошо социально и психологически приспособившихся пенсионеров направлена на устройство собственной жизни – отдых, путешествия.

3-й тип – к нему в основном относятся женщины, которые находят главное приложение в семье. По дому дел всегда много, скучать им обычно некогда, но удовлетворенность жизнью у них обычно ниже, чем у представителей первых двух типов.

4-й тип – люди (чаще мужчины), смыслом жизни которых стала забота об укреплении собственного здоровья, что не только стимулирует различную активность, но и даёт определенное моральное удовлетворение. Эти люди склонны преувеличивать значение своих болезней, у них повышенная тревожность.

5-й тип – агрессивные ворчуны, недовольные окружающим миром, критикующие всех, кроме самих себя, всех поучающие, с массой претензий ко всем.

6-й тип – разочарованные в себе и собственной жизни, одинокие и грустные неудачники, винящие себя за действительные и мнимые упущения.

Первые 4 типа – относительно «благополучные»; остальные – отрицательные типы старости.

Темы для повторения

1. Личность: определение, основные понятия.

2. Врожденные и приобретенные качества.

3. От чего зависит формирование психических свойств человека?

Вопросы для самоконтроля знаний:

1. Возрастная психология и возрастная периодизация развития.

2. Виды неправильного воспитания и их влияние на формирование характера.

2. Возрастные кризы (кризисные периоды), общая характеристика.

3. Кризисы 3-х и 7-ми лет, психологическая характеристика.

4. Характерологические и патохарактерологические реакции.

5. Психология подросткового периода (пубертатный кризис).

6. Психология юности.

7. Кризис середины жизни, психологическая характеристика.

8. Кризис идентичности, общая характеристика.

9. Психология возраста обратного развития и старости.

Учебные ситуационные задачи

1. Мать двухлетнего ребенка поделилась тем, что в последнее время ее малыш стал очень капризным. Часто отмечаются вспышки аффективных реакций. Особенно остро ребенок реагирует на запреты: пронзительно кричит, падает на пол, стучит руками и ногами.

О каком феномене в данном случае идет речь? Причина возникновения подобного явления? Что можно рекомендовать маме?

Ответ: возрастной кризис, связанный с проявлением самостоятельности ребенка. Появление сильных аффектов связано с определенным стилем воспитания – излишние запреты на самостоятельность, непоследовательность в требованиях взрослых. Рекомендации: необходимы терпение и выдержка взрослых, предоставление некоторой самостоятельности, большей свободы действий в допустимых пределах. А также консультация у детского психолога.

2. Коле, ребенку 5 лет, предложили решить задачу следующего содержания: «Бабушка съела 3 конфеты, а внук – 1. Сколько конфет они съели?». Коля отказался решать задачу, высказав утверждение, что так не бывает. Объясните причину данного явления.

Ответ: у детей этого возраста еще не сформирована учебная деятельность, они не в состоянии отличить учебную задачу от жизненной ситуации. В семье Коли бабушка никогда не съест конфет больше, чем внук.

3. Ира, девочка 5 лет, живет в семье с мамой, папой и недавно родившейся сестренкой. В своих рисунках часто стала использовать темные краски. И только картины природы изображает яркими красками, тщательно прорисовывая листочки на деревьях, цветы.

Чем можно объяснить такие пристрастия юной художницы? Можно ли исправить ситуацию?

Ответ: Ира остро переживает появление сестренки, воспринимая ее как соперницу, отнявшую внимание родителей. Отрицательное отношение она проявляет через использование темных красок. Однако она любит лес, куда часто отправлялась вместе с родителями, любителями природы, когда ощущала внимание родителей к себе. Родителям следует больше внимания уделять старшей дочке, не акцентируя его на том, что она старшая, поэтому отношение к ней изменилось.

Контрольные задачи

1. Малыши трех лет играют у бортика песочницы, насыпая совочками песок в формочки и машинки. Затем они переместились внутрь песочницы, и один из мальчиков стал насыпать песок руками. Его мама резким голосом позвала сына, удерживая, усадила рядом с собой и недовольно выговорила: «Я же говорила тебе, чтоб ты не пачкался!». Мальчик стал вырываться и капризничать, отталкивая мать. Увидев внимание других мам, она пояснила: «Мальчик должен приучиться к дисциплине, немедленному выполнению требований, иначе потом с ним не справиться».

Как влияет такая позиция мамы на формирование психики сына?

2. Мама укладывает спать Алешу (возраст 2 года 6 месяцев), а он хочет смотреть телепередачу. Мама говорит: «Какой ты большой мальчик. Сейчас папа это увидит, потому что ты аккуратно укладываешь свою одежду на стульчик, маленькие дети этого не умеют».

Проанализируйте поведение и слова мамы. Как это влияет на качества личности сына?

3. Маша, 15 лет, сказала маме, что она договорилась идти гулять с подругой и сейчас срочно уходит. Мама просит дочь сначала сходить в магазин за хлебом. Дочь отказывается выполнить просьбу матери, пытаясь уйти.

Объясните причину поведения дочери. Дайте название этого состояния.

4.Мама шестнадцатилетнего Пети в беседе сказала, что часто обижается на него, чтоб выработать у него чувство ответственности за семью. Что она формирует таким поведением у сына на самом деле?

5. Шестнадцатилетняя девушка, узнав, что она беременна, совершает суицидальную попытку. В беседе с врачом впоследствии она сказала, что не знает, как сказать об этом матери, так как ей стыдно.

Что лежит в основе данного поступка и чувств девушки?

Литература

Основная

1. Бордовская, Н. В. Педагогика и психология : учебник для вузов / Н. В. Бордовская. – СПб. : Питер, 2014. – 624 с.

2. Клиническая психология : учебник для вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. / под ред. Б. Д. Карвасарского. – СПб. : Питер, 2013. – 864 с.

3. Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов : в 3-х т. – Т. 1.Общие вопросы психологии. – М. :Юрайт, 2013.

Дополнительная

1. Анциферова, Л. И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности / Л. И. Анциферова // Психологический журн. – 1996. – Т 17, № 6. – С. 60–71.

2. Гарбузов, В. И. Нервные дети / В. И. Гарбузов. – Л. : Медицина, 1990. – 176 с.

3. Методические рекомендации по курсу психологии для студентов медицинских вузов / под ред. проф. Н. Н. Седовоп. – Волгоград, 2000.

4. Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. – В 3-х т. – Т. 1. Общие вопросы психологии. – М. :Юрайт, 2013.

5. Толстых, А. В. Возрасты жизни / А. В. Толстых. – М. : Молодая гвардия, 1988. – 224 с.

Тема. Психология общения. Виды общения. Механизмы общения

Цели занятия: раскрыть, что такое общение, его виды, барьеры, структура и значение общения в профессиональной деятельности врача. Ложь. Эмпатия,

Основные понятия темы:общение, коммуникация, трансфер, контртрансфер, перцепция, эмпатия, ипнтеракция, ложь.

Эффективность взаимодействия и общение в системе врач – пациент представляет собой центральное звено для достижения удовлетворенности врача и больного лечебным процессом, для клинической компетентности врача, а также оказывает решающее влияние на результаты лечения.

Общение – это обмен информации между людьми и их взаимодействие. В значительной мере зрелость определяется тем, как человек решает свои проблемы в общении с другими; с возрастом наблюдается тенденция к ограничению межличностных контактов, увеличивая вместе с тем сложность моделей взаимодействия. Выделяют следующие вида общения:

1. Прямое, когда есть личный контакт и конкретное восприятие друг друга при общении, видна реакция человека; косвенное – общение через посредников, которыми выступают люди (на предложение 3-го лица легче согласиться и пойти на уступки).

2. Непосредственное, котороеосуществляется с помощью естественных органов человека (руки, глаза, голосовые связки); опосредованное, связанное с применением специальных средств и орудий общения (по телефону, через Интернет).

3. Межличностное характеризуется непосредственным контактом людей в группах или парах, постоянных по составу участников; массовое – это множественный, непосредственный контакт с незнакомыми людьми.

4.Межперсональное, когда участниками общения являются конкретные личности, обладающие уникальными индивидуальными качествами, которые раскрываются другим по ходу общения; ролевое – участники рассматриваются как носители определенных ролей (межперсональное и межличностное общение нередко отождествляются).

Барьеры общения: социальные (обусловленные социально-ролевыми рамками или стереотипами), религиозные, политические, психологические.

Внутренняя структура общения состоит из 3-х взаимосвязанных сторон:

1. Коммуникативная: обмен информации между партнерами происходит в процессе общения. Хорошая коммуникация – не только интуитивный дар, но и профессиональное умение, мастерство, которому можно научиться (и надо учиться) хотя бы для умения добиться согласия, что крайне важно для лечения.

Уровни обмена информации – вербальный (речь) и невербальный (внешний вид, жесты, мимика, смех, плач, тональность голоса, поза, походка и т. д.). Существует обратная связь общения.

«Официальную» беседу или переговоры лучше вести через стол, сидя напротив друг друга. Если же необходим более доверительный разговор, к собеседникам лучше сидеть рядом (на диване, креслах или стульях сбоку друг к другу).

Тесное знакомство и симпатии сокращают дистанцию общения. При общении женщины располагаются к собеседнику (собеседнице) ближе, чем мужчины.

В российской культуре принято, чтобы расстояние между лицами беседующих было около 1-го метра (тогда более психологически «комфортно»); в определенных случаях, например для придания большей доверительности и поддержки тяжелобольного человека, можно уменьшить эту дистанцию. Во многих восточных культурах принято разговаривать на меньшем расстоянии.

Желательно, чтобы фразы не содержали более 5–9 смысловых единиц, что удерживается около 5 секунд. Лучше отдавать предпочтение коротким предложениям, используя больше глаголов и меньше прилагательных. Оптимальная скорость речи – 50–60 слов в минуту. Не стоит злоупотреблять терминами, иначе собеседник (в частности, больной или его родственники) заподозрит, что за терминологией скрывается неуверенность в себе и плохое владение вопросом. Сильнее убеждает конкретика, чем рассуждения общего характера. Содержательная речь богата примерами. Люди более благожелательно воспринимают надежды, уверенность в себе, осторожный оптимизм. Речь не должна быть монотонной, а окаменевшее лицо не внушает доверия и оставляет впечатление напряженности.

При общении не желательны какие-либо барьеры между беседующими (типа портфеля на столе), поскольку это воспринимается как желание отгородиться от собеседника. Более доверительна обстановка, если собеседник хорошо виден.

Занимаемая поза, как и выражение лица, служат сильным средством демонстрации определенного отношения к партнеру или к содержанию того, о чем сообщается. Поза и выражение лица могут контролироваться сознательно, но могут и складываться бессознательно и, помимо воли и желания самого человека, демонстрировать его истинное отношение к содержанию разговора или собеседнику. Разговор, глядя в сторону, стоя вполоборота или спиной и на значительном расстоянии от собеседника, обычно затрудняет общение и свидетельствует о недоброжелательности. Не рекомендуется, чтобы во время общения руки закрывали лицо (лицо – зеркало души человека, открывающее его истинные намерения, а таким образом делаются попытки их скрыть).

Поза во время беседы: строгая, официальная или расслабленная – в значительной мере зависит от ситуации и обстановки, которую желательно создать. Более доверительная обстановка создается в том случае, если разумно «зеркалить» собеседника.

2. Перцептивная: процесс понимания и познания людьми друг друга.

Мысль никогда не равна прямому значению слов (например, выражение «я сегодня так устал» чаще всего означает не констатацию усталости, а просьбу дать отдохнуть). В зависимости от ударения может меняться смысл фразы. Например, если во фразе «Дайте мне чашку чая» сделать ударение на 1-м слове, то это часто означает желание прекратить спор или перевести разговор на другую тему; ударение на 2-м слове выражает обиду; на 3-м – подчеркивает, что собеседник любит пить чай не из стакана, а из чашки; на 4-м – делается акцент, что выбор пал именно на чай, а не на сок или кофе. Нередко человек или его проблема лучше понимаются при не очень длительном и не очень тесном общении.

Понимание носит как рациональный, так и эмоциональный характер.

Одно из основных условий общения – это умение разбираться в других, т. е. правильно интерпретировать поведение собеседника, понять, что он хочет. Однако чаще вскрываются не столько истинные мотивы, сколько приписываемые на основании прошлого опыта, трафаретов (внешность, национальность, социальный статус) и т. д. Люди и их желания видятся не такими, какими они есть на самом деле, а такими, какими их хотят видеть. Подобные заблуждения чаще всего связаны с:

- прошлым опытом или представлениями («у меня этот больной раньше лечился, он из-за каждого пустяка паникует, опять будет чего-то требовать»);

- принципом контрастности (плохому приписывается все плохое, хорошему – хорошее);

- слишком завышенной самооценкой, такие людей полностью поглощены собой, плохо знают других;

- с определенными механизмами психической защиты, например с проекцией или рационализацией.

Искажать перцептивный (и коммуникативный) процесс могут явления «трансфера» и«контртрансфера». Согласно предложенной З. Фрейдом концепции «трансфера» (переноса), врач подсознательно напоминает больному какую-нибудь эмоционально значимую личность из его детства, например отца. Впечатления и отношения (отрицательные или положительные), которые преобладали при контакте больного с этим человеком, невольно «переносятся» на врача. В противоположном направлении действует «контртрансфер».

Крайне важна для доверительного рассказа больных о мучающих их проблемах эмпатия, т. е. способность (в частности врача) эмоционально откликнуться на переживание пациента, сопереживать ему. При этом речь не идет о подмене своих чувств чувствами больного; больному нужно, важно, чтобы врач заметил, как ему (больному) плохо, трудно, тяжело. В идеале доступность переживаний другого человека показывается ему выражениями типа «я через это прошел... у меня тоже такое было».

Выражение подобного сочувствия, понимания не должно быть наигранным, театральным. Очень плохо, когда видится фальшь. Эмоциональный отклик не должен содержать крайностей.

3. Интерактивная: взаимодействие или обмен действий.

Виды межличностных общений:

1. Императивное – авторитарная форма воздействия с целью достижения контроля над поведением и внутренними установками; конечная цель такого общения – явное принуждение к чему-либо.

2. Диалоговое – равноправное общение, цель которого – взаимное познание, саморазвитие и самопознание.

3. Манипулятивное, цель которого в достижении скрытых намерений. Партнер используется как средство достижения, существует контроль над поведением и мыслями другого человека. В общении почти всегда присутствует элемент манипуляции. Самое важное – вовремя распознать манипуляцию (её первый признак – неестественность собственного поведения) и разрушить её, сообщив собеседнику: «Мне жаль разочаровывать вас, но я не могу... Боюсь, вы переоцениваете... Увы, я не готов выполнить эту работу на таких условиях» и т. п. За манипуляцией часто стоит страх впрямую, честно и открыто высказать свое желание, просьбу, и манипулятор тоже ощущает себя неестественно, он чувствует фальшь в своих словах. Разрушение ситуации манипулирования помогает выбраться из неестественности и лжи и установить открытый контакт.

Ложь – это сознательное неверное показание, служащее для того, чтобы посредством обмана других достичь определенных целей (3 признака: сознание ложности, намерение обмануть, целесообразность – направленность на получение какой-либо выгоды или отклонение невыгоды).

Лингвистические различия в речи людей, желающих обмануть и говорящих правду, нередко более информативны, чем изменения во взгляде или жесты. Чаще выделяют следующие приметы лжи (которые нельзя абсолютизировать):

1. Негативные заявления и отрицания (знаменитым примером служит заявление президента США Р. Никсона во время «уотергейтского скандала», когда он заявил: «Я не плут», вместо того, чтобы сказать: «Я честный человек»).

2. Отсутствие деталей в заявлениях, нежелание сообщать конкретные факты.

3. Короткие ответы без объяснений и уточнений.

4. Длинные объяснения и отступления от тем.

5. Изъяснение на повышенных тонах (из-за боязни, что обман раскроется). Распознание лжи часто затруднено. Близость или совместное проживание не облегчает задачу разоблачить лжеца, в частности, супруги не обладают большей способностью обнаружить обман со стороны мужа или жены, чем незнакомцы.

Темы для повторения:

6. Что такое темперамент и каковы его типы?

7. Какова психологическая характеристика темпераментов по Б. М. Теплову?

8. Что такое характер?

9. Каковы акцентуации характера? Дать их психологическую характеристику.

10. Раскрыть механизмы психологической защиты.

Вопросы для самоконтроля знаний:

1. Общение, общая характеристика.

2. Виды и барьеры общения.

2. Коммуникативная сторона общения.

3. Перцептивная сторона общения.

4 Виды межличностных общений; манипулирование и ложь

Учебные задачи

1.Каковы основные качества манипулятора:

1. Недоверие к себе и другим

2. Лживость

3. Примитивность чувств

4. Все ответы верны

Ответ: все перечисленные

2.Комплексное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждение, самосознание человека при многих психических и психосоматических заболеваниях – это реализация функции общения:

1. Прагматической

2. Управленческой

3. Терапевтической

4. Коммуникативной

Ответ: терапевтической.

3.Общение, направленное на извлечение выгоды от собеседника, с использованием разных приемов (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) – это общение:

1. Деловое

2. Манипулятивное

3. Светское

4. Формально-ролевое

Ответ: манипулятивное.

4.Возникновение при восприятии человека человеком одного из них для другого – это:

1. Аттракция

2. Аффилиация

3. Гипноз

4. Иллюзия

Ответ: аттракция.

Контрольные задачи

1.При восприятии людьми друг друга наиболее значимой при общении со знакомым человеком оказывается последняя, т. е. более новая информация о нем, а при общении с незнакомым человеком наиболее значимой является первая информация о нем. Это эффект края, первичности, ореола, бумеранга?

2.Приписывание сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы без достаточного осознания различий между ними – это:

1. Стереотипизация

2. Абстракция

3. Проецирование

4. Перенос

3.Манипулирующее воздействие проявляется в:

1. Использовании человека в корыстных целях

2. Демонстрации своей позиции

3. Покровительственном отношении к человеку

4. Все ответы верны

4.Постижение эмоционального состояния другого человека:

1. Эмпатия

2. Рефлексия

3. Экспрессивность

4. Импульсивность

5.Перцептивная сторона общения включает в себя:

1. Проявление тревожности

2. Демонстрацию креативного поведения

3. Процесс формирования образа другого человека

4. Проявление симпатии

6.Препятствия в общении, которые проявляются в непонимании высказываний, требований, предъявляемых другому лицу, – это барьеры:

1. Смысловые

2. Эмоциональные

3. Физические

4. Психологические

Литература

Основная

1. Бордовская, Н. В. Педагогика и психология : учебник для вузов / Н. В. Бордовская. – СПб. : Питер, 2014. – 624 с.

2. Клиническая психология : учебник для вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. / под ред. Б. Д. Карвасарского. – СПб. : Питер, 2013. – 864 с.

3. Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов : в 3-х т. – Т. 1.Общие вопросы психологии. – М. :Юрайт, 2013.

Дополнительная

1. Методические рекомендации по курсу психологии для студентов медицинских вузов / под ред. проф. Н. Н. Седовоп. – Волгоград, 2000.

2. Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. – В 3-х т. – Т. 1. Общие вопросы психологии. – М. :Юрайт, 2013.

3. Толстых, А. В. Возрасты жизни / А. В. Толстых. – М. : Молодая гвардия, 1988. – 224 с.

Тема.Психологические теории и концепции личности

Цели занятия:усвоить основные отечественные и зарубежные теории формирования личности.

Основные понятия: аналитическая психология, глубинная психология,гештальт-психология, бихевиоризм, гуманистическая психология, трансперсональная психология, деятельностный подход.

Аналитическая психология (К. Г. Юнг)

Аналитическая психология создана швейцарским психиатром и психологом К. Юнгом и разрабатывается его многочисленными последователями. Как и в других теориях глубинной психологии, главное внимание в ней уделяется бессознательным психическим процессам. Если 3. Фрейд говорил о решающем влиянии на личность инфантильных переживаний, то Юнг обратился к детству человеческого рода. На основе анализа обширного материала клинических и экспериментальных исследований, древних мифов, сказок, обычаев, ритуалов примитивных народов, религиозных учений, древних наук, таких как алхимия, астрология.

Юнг доказал существование коллективного бессознательного, возникшего в результате эволюции биологического вида «человек» и представляющего собой накапливающийся опыт человечества в форме архетипов. Архетипы являются формами восприятия и осмысления действительности. Они повторяют, разрабатывают сходный опыт переживаний в разных поколениях. Человек, не реализующий архетипы, не дающий им выхода через сознание, создает напряжение, которое может разрушить Эго.

Для объяснения движения энергии Юнг ввел принцип полярности: каждому желанию, свойству соответствует его противоположность. Если человек сознательно стремится к определенной цели, то в бессознательном присутствует противоположное намерение, чем объясняется бессознательный срыв сознательных намерений. Этот принцип распространяется и на взаимоотношения архетипических фигур (например, Тень – противоположность Эго и Персоны), и на психические функции и свойства (если мужчина сознательно культивирует маскулинность, то эмоциональность, импульсивность вытесняется им в бессознательное). Невротическое развитие рассматривается как односторонность, когда доминирует одна тенденция.

Накопленная в индивидуальном и коллективном бессознательном энергия может переместиться в сознание и разрушить рациональный процесс, потому что ее действие примитивно. Например, человек стремится быть уступчивым, мягким. Тогда активность, твердость может проявиться в несоответствующей ситуации агрессивной реакции. В то же время противоположности, компенсируя друг друга, создают напряжение, способствующее росту. Если человек сознательно игнорирует какую-либо сферу, например сексуальность, то бессознательное через сновидения напоминает о ней.

Развитие личности, проявляющееся в сближении сознания и бессознательного, Юнг назвал индивидуацией. Индивидуация протекает как осознание ранее неосознанных потребностей, стремлений, чувств, дальнейшее их расщепление на сознательные и бессознательные части. Такая дифференциация частей психики позволяет человеку преодолеть полярности, более тонко воспринимать мир и выражать себя.

Индивидуация основывается на ассимиляции индивидуального и коллективного опыта, в результате которого формируются баланс и целостность личности.

На пути индивидуации личность переживает столкновение с архетипическими фигурами. В них сконцентрированы наиболее важные мотивы, коллизии человеческой жизни: отношение к другим, их влияние на человека (Персона), выбор, принятие решений (Эго), отношение к себе, отвержение или принятие себя (Тень), половая идентичность как деление на мужское и женское начала (Анима/Аиимус), отношение к сверхъестественному, находящемуся за пределами понимания человека (Самость). Индивидуация рассматривается как проявление уникального потенциала, заложенного в центре личности – Самости.

На основе идей Юнга возникла школа психологической мысли. Она оказала влияние и на формирование гуманистического, трансперсонального, экзистенциального и других направлений науки и практики, литературу и искусство.

Наши рекомендации