Методы обучения и их классификация
Урок как основная форма обучения в школе
Урок – это форма организации обучения, которая обеспечивает активную и планомерную учебно-познавательную деятельность группы учащихся определенного возраста, состава и уровня подготовки.
Элементами урока являются:
ü контроль и оценка знаний;
ü организационный момент;
ü изучение нового материала;
ü закрепление нового материала;
ü задание на дом;
ü систематизация и обобщение знаний и т.д.
Виды уроков:
1. Комбинированный урок (присутствуют все выше названные элементы, с помощью этого урока решаются несколько дидактических задач).
2. Урок изучения нового материала.
3. Урок закрепления знаний.
4. Урок формирования умений и навыков.
Общие требования к уроку:
1) Дидактические требования:
Ø Выбор и формулировка образовательных задач, а также место конкретного урока в общей системе уроков.
Ø Определение оптимального содержания урока в соответствие с программой по данному предмету, целями, уровнем подготовки, возрастом, прогнозированием уровня усвоения.
Ø Выбор рациональных или наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, а также стимулирования, контроля знаний, максимального взаимодействия с учащимися.
Ø Осуществление на уроке принципов и условий успешного обучения, в частности, принципа межпредметных связей.
2) Воспитательные требования:
Ø Постановка воспитательных задач.
Ø Формирование у учащихся нравственных качеств и эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обучения с жизнью.
Ø Формирование и развитие познавательных интересов, положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, активности, творческой инициативы.
Ø Всестороннее изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся.
Ø Соблюдение преподавателем педагогического такта.
3) Организационные требования.
Ø Наличие продуманного плана на основе тематического планирования.
Ø Организация проведения урока: своевременное начало урока, максимальное использование времени, оптимальный темп.
План урока:
Дата проведения урока и его номер по тематическому плану.
Название и тема урока.
Цели и задачи (образовательные, воспитательные и развивающие).
Структура урока: организационный момент, контроль знаний, изучение нового материала, вопросы к учащимся, учебное оборудование, закрепление послу изучения нового материала домашнее задание (с указанием последовательности этапов и времени).
Семинар
Семинар (от лат. «рассадник») – это особая форма групповых занятий по какому-либо предмету или теме при активном участии учащихся.
Данная форма обучения возникла в древнегреческих и римских школах, где сообщения учащихся сочетались с различными диспутами, комментариями и заключениями преподавателей. Современную форму семинар приобрел в XVII в. в университетах Западной Европы, где они предназначались, главным образом, для работы студентов над источниками по гуманитарным наукам. В российских университетах данная форма обучения появилась в XIX в.
Если брать ссылку на словарь Ожегова, то там дается 2 определения: 1 – какие-то занятия для специальной подготовки, повышения квалификации; 2 – занятие в вузе под контролем преподавателя.
Функции семинарского занятия в учебном процессе:
1. Закрепление знаний.
2. Расширение знаний.
3. Развитие умений самостоятельной работы.
4. Стимулирование интеллектуальной деятельности учащихся.
Классификация семинаров:
1.Аналитический семинар, на котором учащиеся самостоятельно анализируют какие-то тексты, решают задачи, составляют планы, схемы, графики.
2.Контрольно-обобщающий семинар, на котором проверяются базовые знания и навыки по тематическому циклу, теме, готовность к экзамену.
3.Эвристический семинар предполагает применения знаний в измененной ситуации (все активные методы обучения).
Также можно выделить:
1. Репродуктивный семинар предполагает активизацию мнемических способностей, когда от студента требуется воспроизвести материал.
2. Продуктивный семинар предполагает активизацию мыслительной деятельности.
Конспект семинарского занятия:
1) Тема.
2) Цель, задачи.
3) Оборудование или дидактический материал.
4) Ход – проведение семинара (здесь указываются все методы и формы проведения, вопросы к студентам, формы организации работы студентов, результаты, которые хотели бы достигнуть в ходе семинара, литература):
a. Проверка знаний - контроль.
b. Домашнее задание и др.
Активные методы обучения
В.Я. Ляудис «Методика преподавания психологии»
Ляудис предлагает выделять 3 группы методов обучения:
1. Метода программированного обучения.
2. Методы проблемного обучения.
3. Методы интерактивного обучения.
Интерактивным называют такое обучение, которое основано на психологии человекческих взаимоотношений и взаимодействий, т.е. центральное место в деятельности преподавателя не один из учащихся, а группа взаимодействующих между собой студентов. Сюда относится деловая игра, метод круглого стола, групповая дискуссия, «мозговая атака», эвристическая беседа, конкурсы практических работ по психологии с дальнейшим обсуждением, социально-психологический тренинг, синевтика и др.
Метод круглого стола
Данный метод заимствован педагогикой и психологий из области политики и наука. В обучении этот метод используется с целью повышения эффективности усвоения теоретических знаний, предусмотрения какой-либо проблемы в различных аспектах и с привлечение специалистов различного профиля. Т.о. круглые столы организуются для обсуждения какой-либо проблемы. В ходе проведения круглого стола происходит обмен мнениями, обсуждение полученной информации. Результатом является соглашение между всеми участниками, общее решение, фиксирование его в протоколе и осуществление на практике.
Метод синектики
Перевод с греч. «соединение вместе разнородных элементов».
Этот метод направлен на стимуляцию воображения. Для проведения метода собираются группы синекторов. Процесс работы группы – синектическая сессия. Группа состоит из 5-7 человек.
Требования к подбору участников
Максимум отличий членов группы друг от друга по подготовке, стажу квалификации, наличию опыта. Желательно, чтобы члены группы друг друга не знали или были мало знакомыми. Это делается с целью того, чтобы мышление каждого из участников освобождалось от стереотипов, шаблонов, барьеров.
В такой группе задачи решаются путем поиска удобных аналогий. Рассматриваются различные формы, например, личная аналогия, т.е. персональная или субъективная. В этом случае участник группы отождествляет себя с объектом исследования.
Метод групповой дискуссии
Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности, имеющий целью интенсивное и продуктивное решение групповой задачи.
Групповая дискуссия– это диалогическая форма речевой деятельности, в которой идет интенсивная борьба между разными мнениями.
В настоящее время дискуссия признается как один из важнейших методов в образовании, который направлен на активизацию как школьников, так и студентов.
Задачи дискуссии:
Образовательная задача - усвоение учебного материала за счет обмена информацией между участниками, за счет возможности критиковать, аргументировать, отвергать чужое мнение. Конечная цель дискуссии: поиск группового решения или общего мнения за счет существования различных, в том числе противоположных, точек зрения.
Создание мотивации.
Развивающие задачи: развитие коммуникативных навыков, умения импровизировать, умения выйти за рамки дозволенного.
Т.о. групповая дискуссия позволяет прояснить собственную позицию, выявить многообразие подходов к данной проблеме и в результате обмена различными точками зрения позволяет подойти к всестороннему видению предмета или проблемы.
Перед проведением дискуссии большое значение имеет подготовительный этап. Он предполагает формирование группы (не более 15 человек). Размер группы определяется возможностью всех участников непосредственно общаться друг с другом. Важно пространственное размещение группы, помещение, оговоренное время дискуссии. По возможности нужно исключить все помехи (телефоны). В дискуссии принимают участия по принципу добровольности. Допускается существование внешнего и внутреннего круга – это метод аквариума.
Требования к составу группы: люди, разные по возрасту, полу, профессии, степени знакомства. Т.о. такую группу называют гетерогенной. Не рекомендуют подбирать группу, разную по статусу.
3 стратегии ведения дискуссии:
Свободное ведение.
Программированное ведение предполагает наличие у ведущего определенного плана работы. В соответствии с этим планом предполагается темп, схема проведения дискуссии. Такое ведение дискуссии близко к традиционной схеме обучения в вузе.
Компромиссное ведение.
Начало дискуссии может быть разным. Например, ведущий молчит, и аудитория молчит, затем кто-то берет инициативу в свои руки, начинает задавать вопросы, а ведущий отмечает это.
В проведении дискуссии можно выдели следующие основные фазы:
1. Фаза ориентировки.
ü Установка и определение темы дискуссии, целей и задач.
ü Сбор информации по данной проблеме, т.е. мнения, суждения, высказывания каждого участника.
2. Фаза оценки: обсуждение, упорядочивание, сопоставление информации в виде спора.
3. Завершающая фаза: подведение итогов дискуссии, выработка группового решения, мнения.
Требования к ведущему:
1. Умение управлять группой, т.е. не допускать отклонение от темы, подводить итоги, активизировать группу, подводить промежуточные итоги, задавать вовремя вопросы.
2. Умение входить в продуктивный контакт с каждым отдельным участником группы: выслушивать каждого, отмечать вклад каждого в общий результат, подбадривать, поддерживать.
3. Умение построить и развивать отношения с группой в целом: правильно их познакомить, не допускать конфронтации.
Деловая игра
Деловая игра – это метод обучения профессиональной деятельности, предполагающий решение учебно-производственных задач в игровой форме, когда участники берут на себя роли и в соответствии с установленными правилами в условиях данной игровой ситуации имитируют профессиональную деятельность. Это модель реальной ситуации.
Этот метод первоначально появился в практической сфере управления, а не в образовании. В настоящее время данный метод используется в образовании, производстве, военном деле, исследовательской работе, сфере управления. Прообразом современной деловой игры как метода обучения явилась военная игра, потому что для обучения войск использовался не реальный бой, а ситуации, имитирующие военные условия.
Виды деловой игры:
1) Операционные, инструментальные или управленческие игры. По психологическим параметрам (мотивации, эмоциональной окраске, интеллектуальным ресурсам) они аналогичны методам проблемных ситуаций, но проблемные ситуации обычно сопровождаются спонтанным обсуждением проблемы, а операционные игры имеют заранее разработанный сценарий, где уже заложен жесткий алгоритм поведения каждого участника. В этих играх акцент делается на инструментальное обучение, т.е. профессиональную подготовку психолога, а межличностный аспект между участниками игры уходит на второй план, т.е. он минимизирован. Например, можно разыграть школьный урок.
2) Ролевые игры представляют наибольший интерес в плане совершенствования личности. Они направлены на решение межличностных проблем, которые возникают в условиях коллективного взаимодействия. Такие игры основаны на предположении о том, что человек усваивает лучше все динамические процессы, если он лично в них включен. Например, психодрама.
3) Организационно-деятельностные игры.
Методы обучения и их классификация
В настоящее время существует очень много классификаций методов обучения по различным критериям.
Бабанский выделяет следующие методы:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
Словесные, наглядные, практические | Индуктивные, дедуктивные | Репродуктивно-проблемные | Самостоятельная работа под руководством преподавателя |
По источнику передачи информации | По логике преподавания | Мышление | Управление |
1 подгруппа:
Ø Словесные методы.
o Лекции – это устное изложение материала, отличающееся большей емкостью, большей сложностью логических построений (доказательства, обобщения), чем рассказ. Лекция, как правило, занимает весь урок.
o Рассказ – устное изложение учебного материала, не прерываемое вопросами к учащимся, т.е. монолог. Рассказ может быть вступлением, изложением или заключением. Этот метод преподаватель может использовать в различных вариациях.
o Беседа предполагает диалог-разговор преподавателя с учащимся с заранее продуманной системой вопросов.
Ø Наглядные методы – методы наглядной передачи материала.
o Демонстрация – показ фильмов, демонстрация различных приборов, опытов, технические установки.
o Иллюстрация – это карты, плакаты, картины, портреты ученых, зарисовки на доске и т.д.
Ø Практические методы.
o Лабораторные опыты.
o Упражнения – отработка умений и навыков, тренировка, применение знаний на практике.
o Трудовые (профессиональные).
2 подгруппа:
Ø Индуктивные методы: логика передачи или раскрытия учебного материала выстроена от частного к общему. Учитель излагает факты, демонстрирует пособия, опыты и тем самым постепенно подводит учащихся к обобщению или к формулировке каких-либо законов. Ученик сначала усваивает частные факты, потом делает выводы и обобщения. Т.о. решаются математические, физические задачи, изучаются технические устройства. Слабость этого метода в том, что он требует много времени и, в меньшей степени, способствует развитию мышления (особенно абстрактного).
Ø Дедуктивные методы: логика передачи материала выстроена от общего к частному. Сначала преподаватель сообщает какой-то закон, а потом начинает выводить частные задачи. При изучении теоретического материала рекомендуют этот способ. Плюсы: можно быстро пройти материал, активно развивается абстрактное мышление. Давыдов и Эльконин доказали возможность такого преподавания уже в начальной школе и построили свои учебники по дедуктивному методу.
3 подгруппа (по степени самостоятельности мышления):
Ø Репродуктивные методы предполагают активное восприятие и запоминание информации. Материальной основой этих методов являются словесные, наглядные и практические методы. Минусы: преподаватель в готовом виде формулирует факты, доказательства, законы, акцентируя внимания на главном. Содержание учебного материала носит информативный характер (на этой основе осуществляется программированное обучение). Развивается память, внимание, но не развивается мышление, воображение.
Ø Продуктивные (проблемно-поисковые) методы лежат в основе проблемного обучения. Преподаватель создает проблемную ситуацию, организует коллективное обсуждение этой ситуации. Сюда относятся активные методы обучения. Данная группа методов развивает мышление, воображение. Слабые стороны: требуется много времени и на подготовку, и на изучение материала.
4 подгруппа:
Ø Учебная работа под руководством преподавателя.
Ø Самостоятельная работа учащихся. Например, дипломная, курсовая работы, работа с книгой (с учебником).
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.
Ø Методы стимулирования интереса к учению. Эта подгруппа опирается на мотив познавательного интереса. Сюда относятся игры, дискуссии – все активные методы обучения.
Ø Методы стимулирования долга и ответственности в обучении. Они основаны на мотиве долга и ответственности, опираются на методы воспитания. Здесь могут быть поощрения и порицания, убеждение в значимости учения, предъявление требований и т.д.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Ø Методы устного контроля и самоконтроля: устный индивидуальный опрос (экзамен, зачет, ответ у доски), устный фронтальный опрос, устный самоконтроль.
Ø Методы письменного контроля и самоконтроля: письменный индивидуальный ответ, письменный самоконтроль.
Ø Методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля: лабораторные контрольные работы, практические работы, практические задания, лабораторно-практический самоконтроль.