Организация жизни и деятельности детей в специальном детском саду

Организация жизни и деятельности детей определяется «Режимом дня». В специальном детском саду он имеет свои особенности.

Утренний отрезок времени (с 7-ми до 9-ти) включает традиционные для дошкольного образовательного учреждения режимные моменты, которые организует воспитатель. При этом он стремится в каждый момент общения с детьми решить определенные задачи коррекционного воспитания и обу­чения. В этот же период, когда еще не все дети пришли в группу, целесообразно проводить индивидуальные занятия с детьми по рекомендациям специалистов.

В 9.00 начинаются занятия по учебному плану детского сада. Практи­ка показывает, что наиболее эффективной формой организации детей с 3ПР на занятиях является подгрупповая форма. Подгруппы формируют­ся с учетом уровня психического развития детей и сформированности запаса их знаний и представлений. Учитель -дефектолог и воспитатель работают с подгруппами параллельно.

При составлении сетки занятий, определяющей нагрузку на ребенка в течение дня и недели, следует руководствоваться нормативными доку­ментами, в которых отражены максимально допустимые нагрузки и реко­мендации по сочетанию их различных видов. Например, если учитель­ - дефектолог проводит занятие с первой подгруппой по формированию эле­ментарных математических представлений (ФЭМПI), воспитатель прово­дит занятие со второй подгруппой по развитию изобразительной дея­тельности. После первого занятия и десятиминутного перерыва подгруппы меняются. Желательно, чтобы кабинет специалиста находил­ся рядом с тем местом, где проводит занятие воспитатель. Это позволяет ребенку действительно отдохнуть и поиграть, а не тратить время на пере­ходы из одного помещения в другое.

Детей, слабо усваивающих программу, отличающихся особенностями поведения, т. е. «не вписывающихся» в обще групповые занятия, можно временно не включать в подгруппы и на начальных этапах обучения ра­ботать с ними индивидуально.

В более сложных случаях такому «особому ребенку» следует рекомен­довать занятия в группе кратковременного пребывания, которую можно рассматривать как адаптационную, позволяющую специалистам рабо­тать с ребенком индивидуально или включать в малую подгруппу (2 - 3 ребенка). После подгрупповых занятий учитель -дефектолог проводит индивиду­альные коррекционные занятия по индивидуальному плану (10-15 минут с каждым ребенком). При этом следует придерживаться гибкого графи­ка, чтобы максимально сократить пропуски других занятий и не лишать ребенка возможности поиграть с детьми.

Третье занятие в утреннее время всегда носит динамический харак­тер - это или музыка, или физкультура, или коррекционная ритмика.

Оставшееся до прогулки время может быть заполнено организованной вос­питателем игрой или предоставлено детям для занятий по интересам. На этом моменте хочется остановиться подробнее. С нашей точки зрения, именно спо­собность детей самостоятельно найти себе интересные и полезные занятия ха­рактеризует эффективность проведенной коррекционно -воспитательной рабо­ты в группе. Чтобы ребенок мог воспользоваться предоставленными ему играми и игрушками, он должен быть обучен играть с ними, уметь взаимодействовать с товарищами, руководствоваться правилами и подчиняться им. Способность к выбору дидактической игры, доступной по сложности, отражает уровень сфор­мированности его собственной самооценки. Наблюдение за свободной деятель­ностью детей является одним из методов оценки эффективности работы специалистов группы, особенно воспитателя.

На прогулке следует решать как оздоровительные задачи, так и специальные коррекционно-образовательные. Оздоровительные задачи реша­ются за счет специально отобранных игр и упражнений. Важно прокон­тролировать соответствие одежды детей погодным условиям, продумы­вать их двигательную активность.

Коррекционно-образовательные задачи решаются главным образом за счет целенаправленно организованного наблюдения за явлениями приро­ды, животными и птицами, растениями. Во время прогулки можно организовать наблюдение за явлениями природы, растениям и животными, спланировать экскурсию на соседнюю улицу, понаблюдать за движением машин и работой людей. Эти наблюдения развивают наблюдательность у детей, стимулируют элементарную трудовую деятельность, обогащают их сюжетно-ролевую игру.

После прогулки дети готовятся к обеду, обедают, а затем организуется дневной сон. Этот период времени целесообразно использовать для выработ­ки правильных социальных и гигиенических навыков, а также для обучения ребенка с отставанием в развитии действовать по заданному алгоритму. Сначала детей учат по инструкции воспитателя синхронно раздеваться, про­говаривая последовательность действий, затем действовать самостоятельно, сохраняя алгоритм. На этом этапе, когда действия детей еще не автоматизи­рованы, можно применить зрительные опоры (картинки -символы с изобра­жениями определенных действий детей, расположенные последовательно вряд). Постепенно, когда последовательность действий детьми усвоена, зри­тельные опоры убираются, и дети действуют самостоятельно.

Такая технология применяется для всех режимных моментов (умывание, сервировка стола, раздевание перед сном и т. д.). Желательно, чтобы в обучении детей принимали участие все взрослые, работающие в группе (воспитатель, помощник воспитателя, учитель - дефектолог, логопед). Это дает возможность взрослым работать с малой подгруппой (З - 4 ребенка), что позволяет индивидуально подходить к каждому из них. Одновремен­но детей учат помогать, друг другу, быть заботливыми и терпеливыми.

Дневной сон имеет большое значение для детей с ЗПР, так как позволяет им восстановить силы. После занятий и прогулки некоторые дети истощаются. Особенно это свойственно детям с ЗПР церебрально - органического генеза. В практике отмечаются случаи, когда ребенок эасыпает во время обеда, другие дети пере возбуждаются, у них пропадает аппетит, они долго не могут уснуть. Поэтому процедура укладывания должна быть хорошо продумана и ожидаема детьми. Чтобы ребенок при засыпании испытывал спокойные положительные эмоции, можно предложить по­слушать с закрытыми глазами записи звуков леса и небольшие фрагмен­ты специально подобранных художественных произведений.

Подъем также имеет специфические особенности. Пробуждение детей про­ходит не одновременно, и педагогам следует обеспечить плавный постепенный выход из сна. Для этого за несколько минут до подъема воспитатель включает магнитофон на небольшую громкость со спокойной музыкой. По­степенно по мере просыпания детей, громкость звука повышается. При этом следует помнить, что, особенно в период адаптации, дети часто пугаются в период пробуждения и плачут, поэтому следует создать положительный эмоциональный настрой, предложив определенные темы беседы.

- Кому приснилась солнечная поляна с прекрасными птицами? Расскажите.

- А кому приснилась сказка? И т. д.

После того, как большинство детей проснулись - проводится «гимна­стика пробуждения». Это специально сконструированный комплекс уп­ражнений, позволяющий постепенно разогреть мышцы и поднять настро­ение. Одевание детей проводится под динамичную музыку.

Далее распорядок дня строится следующим образом: игры, полдник, занятие (если оно предусмотрено сеткой занятия), «коррекционный час» (проводит воспитатель), вечерняя прогулка, игры.

Подробнее остановимся на технологии проведения «коррекционного часа». Воспитатель проводит индивидуальные занятия или занятия с малой группой детей по заданию учителя –дефектолога и логопеда. Состав детей и содер­жание «коррекционного часа» вносятся в «Тетрадь преемственности».

Целью коррекционных занятий воспитателя является развитие позна­вательной деятельности, речи, а также закрепление навыков и умений, связанных с усвоением образовательной и коррекционный программы. Чтобы обеспечить оптимальную эффективность «коррекционного часа», воспитатель организует параллельную работу детей: для одних подбираются знакомые дидактические игры, другим - даются графические зада­ния и упражнения. Один воспитанник или малая подгруппа (2-3 ребенка) занимаются непосредственно с воспитателем. Индивидуально воспи­татель занимается 10 - 15 минут, затем дети меняются местами. Для самостоятельной деятельности детей подбирают игры, задания и упражнения, которые уже им знакомы и хорошо освоены по содержанию и способу действия. Эти игры, задания и упражнения носят закрепляю­щий характер. При составлении режима дня необходимо помнить о недопустимости превышения нервно-психической нагрузки на детей. Следует точно опре­делить виды нагрузки, их распределение во времени, выбрать оптималь­ное сочетание видов деятельности. Для предупреждения гиподинамии в «Режиме дня» предусматриваются различные формы двигательной ак­тивности: игры различной подвижности, гимнастика, разминки, физминутки.

­

IV. Реализация воспитательно-образова­тельных и коррекционно –развивающих задач в рамках учебного плана специального детского сада

Как уже отмечалось, на современном этапе развития системы дошкольного образования каждое учреждение правомочно разработать собственную образовательную программу , отбирать подходящие материалы из существую­щих программ, адаптируя их с учетом особенностей контингента детей.

Чему учить ребенка - решить не так сложно, выявив уровень его знаний, умений, навыков. Наиболее сложная задача - определить, какие психические функции, способности, качества личности нужно развить.

Целью коррекционно-педагогической работы с детьми, отстающими в развитии, в условиях дошкольного учреждения является формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка. Процесс коррекционного обучения и воспитания условно можно разделить на два этапа (ступени).

На 1-ой ступени обучения важно сформировать предпосылки для развития высших психических функций: внимания и памяти, различных ви­дов восприятия, совершенствовать моторные функции, межсенсорные свя­зи, пробудить познавательную и творческую активность ребенка. Необходимо создавать условия для становления ведущих видов деятельности. Если дети поступают в детский сад компенсирующего вида в 2,5 - 3 года (что мы считаем оптимальным для начала коррекционной работы в условиях сложившийся образовательной системы), пропедевтическая работа, соответ­ствующая задачам I-ой ступени, осуществляется в период от2,5 до4-х лет.

Если дети поступают в специальную группу в болеестаршем возрасте, пропе­девтический период необходим, но на него отводится меньше времени, поэтому работа ведется болееинтенсивно дефектологом, психологом, логопедом.

На II-ой ступени реализуются задачи специального дошкольного обра­зования и формируются предпосылки к школьному обучению. Подготов­ка к школе является одним из приоритетных направлений деятельности специального детского сада.

Учебный план отражает основные компоненты коррекционно - педагогической работы с детьми и ориентирован на реализацию следующих задач:

- укрепление здоровья, создание условий для полноценного физичес­кого развития и совершенствование двигательной сферы;

- формирование определенного запаса представлений об окружаю­щем, фонда знаний, умений, навыков, предусмотренных стандар­том дошкольного образования;

- формирование психологического базиса для развития высших психических функций (ВПФ) и предпосылок к школьному обучению;

- формирование нравственно этической сферы, создание условий для эмоционально- личностного становления;

- социальная адаптация.

Названия занятий, указанные в учебном плане, носят условный харак­тер и могут быть видоизменены. На каждом занятии в комплексе реша­ются как коррекционно - развивающие, так и воспитательно - образователь­ные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особеннос­тей детей с ЗПР. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно -развивающего или воспитательно –образовательного компонента изменятся в зависимости от сроков пребывания детей в условиях специализи­рованной группы и выраженности недостатков в их развитии.

Рассмотрим содержание и особенности проведения занятий, включен­ных в учебный план.

1. Комплексное коррекционно -развивающее занятие (ККР3) прово­дится только с детьми младшей группы на 1-м годуобучения. В ходе ККРЗ решаются задачи:

- формирование психологической базы для развития мышления и речи;

- развитие общей и ручной моторики, развитие сенсорно - перцептив­ной деятельности;

- формирование представлений об окружающем мире.

Любое новое содержание сначала отрабатывает учитель - дефектолог на ККРЗ, подготавливая базу для занятий воспитателя.

ККРЗ проводятся в игровой форме, объединяются единой темой и сю­жетной линией. В структуру занятия включаются дидактические игры, подвижные игры и упражнения, практическая работа с различными ма­териалами и строительным конструктором, графические упражнения. Про­должительность каждого занятия от 10 до20 минут в зависимости отсроков пребывания детей в специальном детском саду и периода обуче­ния. В первой половине учебного года такие занятия проводятся малыми подгруппами (2 - 3 ребенка), а вовторой половине учебного года форми­руются подгруппы из 5 - 6 детей.

Для удобства планирования следует ориентироваться на два ведущих компонента в содержании коррекционно – педагогической работы.

- Развитие мыслительной деятельности и подготовка к усвоению эле­ментарных математических представлений (сенсорное развитие, совершенствование мелкой моторики, формирование пространствен­ных ориентировок, развитие наглядных форм мышления с опорой на предметно-практическую деятельность).

- Ознакомление с окружающим миром и развитие речи (обогащение представлений о предметах и явлениях, расширение словарного запаса, стимуляция коммуникативной активности).

Учебным планом предусматривается пять комплексных коррекцион­но -развивающих занятий в неделю. На двух из них преобладает первый из выше рассмотренных компонентов, на трех решаются преимуществен­но задачи второго компонента. И в первый и во второй тип занятий вхо­дят упражнения, способствующие развитию внимания, памяти, различ­ных видов восприятия.

Наши рекомендации