Организация жизни и деятельности детей в специальном детском саду
Организация жизни и деятельности детей определяется «Режимом дня». В специальном детском саду он имеет свои особенности.
Утренний отрезок времени (с 7-ми до 9-ти) включает традиционные для дошкольного образовательного учреждения режимные моменты, которые организует воспитатель. При этом он стремится в каждый момент общения с детьми решить определенные задачи коррекционного воспитания и обучения. В этот же период, когда еще не все дети пришли в группу, целесообразно проводить индивидуальные занятия с детьми по рекомендациям специалистов.
В 9.00 начинаются занятия по учебному плану детского сада. Практика показывает, что наиболее эффективной формой организации детей с 3ПР на занятиях является подгрупповая форма. Подгруппы формируются с учетом уровня психического развития детей и сформированности запаса их знаний и представлений. Учитель -дефектолог и воспитатель работают с подгруппами параллельно.
При составлении сетки занятий, определяющей нагрузку на ребенка в течение дня и недели, следует руководствоваться нормативными документами, в которых отражены максимально допустимые нагрузки и рекомендации по сочетанию их различных видов. Например, если учитель - дефектолог проводит занятие с первой подгруппой по формированию элементарных математических представлений (ФЭМПI), воспитатель проводит занятие со второй подгруппой по развитию изобразительной деятельности. После первого занятия и десятиминутного перерыва подгруппы меняются. Желательно, чтобы кабинет специалиста находился рядом с тем местом, где проводит занятие воспитатель. Это позволяет ребенку действительно отдохнуть и поиграть, а не тратить время на переходы из одного помещения в другое.
Детей, слабо усваивающих программу, отличающихся особенностями поведения, т. е. «не вписывающихся» в обще групповые занятия, можно временно не включать в подгруппы и на начальных этапах обучения работать с ними индивидуально.
В более сложных случаях такому «особому ребенку» следует рекомендовать занятия в группе кратковременного пребывания, которую можно рассматривать как адаптационную, позволяющую специалистам работать с ребенком индивидуально или включать в малую подгруппу (2 - 3 ребенка). После подгрупповых занятий учитель -дефектолог проводит индивидуальные коррекционные занятия по индивидуальному плану (10-15 минут с каждым ребенком). При этом следует придерживаться гибкого графика, чтобы максимально сократить пропуски других занятий и не лишать ребенка возможности поиграть с детьми.
Третье занятие в утреннее время всегда носит динамический характер - это или музыка, или физкультура, или коррекционная ритмика.
Оставшееся до прогулки время может быть заполнено организованной воспитателем игрой или предоставлено детям для занятий по интересам. На этом моменте хочется остановиться подробнее. С нашей точки зрения, именно способность детей самостоятельно найти себе интересные и полезные занятия характеризует эффективность проведенной коррекционно -воспитательной работы в группе. Чтобы ребенок мог воспользоваться предоставленными ему играми и игрушками, он должен быть обучен играть с ними, уметь взаимодействовать с товарищами, руководствоваться правилами и подчиняться им. Способность к выбору дидактической игры, доступной по сложности, отражает уровень сформированности его собственной самооценки. Наблюдение за свободной деятельностью детей является одним из методов оценки эффективности работы специалистов группы, особенно воспитателя.
На прогулке следует решать как оздоровительные задачи, так и специальные коррекционно-образовательные. Оздоровительные задачи решаются за счет специально отобранных игр и упражнений. Важно проконтролировать соответствие одежды детей погодным условиям, продумывать их двигательную активность.
Коррекционно-образовательные задачи решаются главным образом за счет целенаправленно организованного наблюдения за явлениями природы, животными и птицами, растениями. Во время прогулки можно организовать наблюдение за явлениями природы, растениям и животными, спланировать экскурсию на соседнюю улицу, понаблюдать за движением машин и работой людей. Эти наблюдения развивают наблюдательность у детей, стимулируют элементарную трудовую деятельность, обогащают их сюжетно-ролевую игру.
После прогулки дети готовятся к обеду, обедают, а затем организуется дневной сон. Этот период времени целесообразно использовать для выработки правильных социальных и гигиенических навыков, а также для обучения ребенка с отставанием в развитии действовать по заданному алгоритму. Сначала детей учат по инструкции воспитателя синхронно раздеваться, проговаривая последовательность действий, затем действовать самостоятельно, сохраняя алгоритм. На этом этапе, когда действия детей еще не автоматизированы, можно применить зрительные опоры (картинки -символы с изображениями определенных действий детей, расположенные последовательно вряд). Постепенно, когда последовательность действий детьми усвоена, зрительные опоры убираются, и дети действуют самостоятельно.
Такая технология применяется для всех режимных моментов (умывание, сервировка стола, раздевание перед сном и т. д.). Желательно, чтобы в обучении детей принимали участие все взрослые, работающие в группе (воспитатель, помощник воспитателя, учитель - дефектолог, логопед). Это дает возможность взрослым работать с малой подгруппой (З - 4 ребенка), что позволяет индивидуально подходить к каждому из них. Одновременно детей учат помогать, друг другу, быть заботливыми и терпеливыми.
Дневной сон имеет большое значение для детей с ЗПР, так как позволяет им восстановить силы. После занятий и прогулки некоторые дети истощаются. Особенно это свойственно детям с ЗПР церебрально - органического генеза. В практике отмечаются случаи, когда ребенок эасыпает во время обеда, другие дети пере возбуждаются, у них пропадает аппетит, они долго не могут уснуть. Поэтому процедура укладывания должна быть хорошо продумана и ожидаема детьми. Чтобы ребенок при засыпании испытывал спокойные положительные эмоции, можно предложить послушать с закрытыми глазами записи звуков леса и небольшие фрагменты специально подобранных художественных произведений.
Подъем также имеет специфические особенности. Пробуждение детей проходит не одновременно, и педагогам следует обеспечить плавный постепенный выход из сна. Для этого за несколько минут до подъема воспитатель включает магнитофон на небольшую громкость со спокойной музыкой. Постепенно по мере просыпания детей, громкость звука повышается. При этом следует помнить, что, особенно в период адаптации, дети часто пугаются в период пробуждения и плачут, поэтому следует создать положительный эмоциональный настрой, предложив определенные темы беседы.
- Кому приснилась солнечная поляна с прекрасными птицами? Расскажите.
- А кому приснилась сказка? И т. д.
После того, как большинство детей проснулись - проводится «гимнастика пробуждения». Это специально сконструированный комплекс упражнений, позволяющий постепенно разогреть мышцы и поднять настроение. Одевание детей проводится под динамичную музыку.
Далее распорядок дня строится следующим образом: игры, полдник, занятие (если оно предусмотрено сеткой занятия), «коррекционный час» (проводит воспитатель), вечерняя прогулка, игры.
Подробнее остановимся на технологии проведения «коррекционного часа». Воспитатель проводит индивидуальные занятия или занятия с малой группой детей по заданию учителя –дефектолога и логопеда. Состав детей и содержание «коррекционного часа» вносятся в «Тетрадь преемственности».
Целью коррекционных занятий воспитателя является развитие познавательной деятельности, речи, а также закрепление навыков и умений, связанных с усвоением образовательной и коррекционный программы. Чтобы обеспечить оптимальную эффективность «коррекционного часа», воспитатель организует параллельную работу детей: для одних подбираются знакомые дидактические игры, другим - даются графические задания и упражнения. Один воспитанник или малая подгруппа (2-3 ребенка) занимаются непосредственно с воспитателем. Индивидуально воспитатель занимается 10 - 15 минут, затем дети меняются местами. Для самостоятельной деятельности детей подбирают игры, задания и упражнения, которые уже им знакомы и хорошо освоены по содержанию и способу действия. Эти игры, задания и упражнения носят закрепляющий характер. При составлении режима дня необходимо помнить о недопустимости превышения нервно-психической нагрузки на детей. Следует точно определить виды нагрузки, их распределение во времени, выбрать оптимальное сочетание видов деятельности. Для предупреждения гиподинамии в «Режиме дня» предусматриваются различные формы двигательной активности: игры различной подвижности, гимнастика, разминки, физминутки.
IV. Реализация воспитательно-образовательных и коррекционно –развивающих задач в рамках учебного плана специального детского сада
Как уже отмечалось, на современном этапе развития системы дошкольного образования каждое учреждение правомочно разработать собственную образовательную программу , отбирать подходящие материалы из существующих программ, адаптируя их с учетом особенностей контингента детей.
Чему учить ребенка - решить не так сложно, выявив уровень его знаний, умений, навыков. Наиболее сложная задача - определить, какие психические функции, способности, качества личности нужно развить.
Целью коррекционно-педагогической работы с детьми, отстающими в развитии, в условиях дошкольного учреждения является формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка. Процесс коррекционного обучения и воспитания условно можно разделить на два этапа (ступени).
На 1-ой ступени обучения важно сформировать предпосылки для развития высших психических функций: внимания и памяти, различных видов восприятия, совершенствовать моторные функции, межсенсорные связи, пробудить познавательную и творческую активность ребенка. Необходимо создавать условия для становления ведущих видов деятельности. Если дети поступают в детский сад компенсирующего вида в 2,5 - 3 года (что мы считаем оптимальным для начала коррекционной работы в условиях сложившийся образовательной системы), пропедевтическая работа, соответствующая задачам I-ой ступени, осуществляется в период от2,5 до4-х лет.
Если дети поступают в специальную группу в болеестаршем возрасте, пропедевтический период необходим, но на него отводится меньше времени, поэтому работа ведется болееинтенсивно дефектологом, психологом, логопедом.
На II-ой ступени реализуются задачи специального дошкольного образования и формируются предпосылки к школьному обучению. Подготовка к школе является одним из приоритетных направлений деятельности специального детского сада.
Учебный план отражает основные компоненты коррекционно - педагогической работы с детьми и ориентирован на реализацию следующих задач:
- укрепление здоровья, создание условий для полноценного физического развития и совершенствование двигательной сферы;
- формирование определенного запаса представлений об окружающем, фонда знаний, умений, навыков, предусмотренных стандартом дошкольного образования;
- формирование психологического базиса для развития высших психических функций (ВПФ) и предпосылок к школьному обучению;
- формирование нравственно этической сферы, создание условий для эмоционально- личностного становления;
- социальная адаптация.
Названия занятий, указанные в учебном плане, носят условный характер и могут быть видоизменены. На каждом занятии в комплексе решаются как коррекционно - развивающие, так и воспитательно - образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с ЗПР. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно -развивающего или воспитательно –образовательного компонента изменятся в зависимости от сроков пребывания детей в условиях специализированной группы и выраженности недостатков в их развитии.
Рассмотрим содержание и особенности проведения занятий, включенных в учебный план.
1. Комплексное коррекционно -развивающее занятие (ККР3) проводится только с детьми младшей группы на 1-м годуобучения. В ходе ККРЗ решаются задачи:
- формирование психологической базы для развития мышления и речи;
- развитие общей и ручной моторики, развитие сенсорно - перцептивной деятельности;
- формирование представлений об окружающем мире.
Любое новое содержание сначала отрабатывает учитель - дефектолог на ККРЗ, подготавливая базу для занятий воспитателя.
ККРЗ проводятся в игровой форме, объединяются единой темой и сюжетной линией. В структуру занятия включаются дидактические игры, подвижные игры и упражнения, практическая работа с различными материалами и строительным конструктором, графические упражнения. Продолжительность каждого занятия от 10 до20 минут в зависимости отсроков пребывания детей в специальном детском саду и периода обучения. В первой половине учебного года такие занятия проводятся малыми подгруппами (2 - 3 ребенка), а вовторой половине учебного года формируются подгруппы из 5 - 6 детей.
Для удобства планирования следует ориентироваться на два ведущих компонента в содержании коррекционно – педагогической работы.
- Развитие мыслительной деятельности и подготовка к усвоению элементарных математических представлений (сенсорное развитие, совершенствование мелкой моторики, формирование пространственных ориентировок, развитие наглядных форм мышления с опорой на предметно-практическую деятельность).
- Ознакомление с окружающим миром и развитие речи (обогащение представлений о предметах и явлениях, расширение словарного запаса, стимуляция коммуникативной активности).
Учебным планом предусматривается пять комплексных коррекционно -развивающих занятий в неделю. На двух из них преобладает первый из выше рассмотренных компонентов, на трех решаются преимущественно задачи второго компонента. И в первый и во второй тип занятий входят упражнения, способствующие развитию внимания, памяти, различных видов восприятия.