Формы организации основных занятий с детьми дошкольного возраста
Выбор формы проведения занятия с детьми зависит от вида и содержания занятия и возраста детей. При этом следует учитывать, что в одной группе могут быть дети разного возраста, отличающиеся по уровню психического развития, по запасу знаний и умений. Выбор формы организации детей на занятии определяется целями и задачами конкретного занятия. Так, например, занятие по коррекционной ритмике целесообразно проводить со всей группой, занятие с учителем -дефектологом - подгруппой или индивидуально, а для занятий с психологом формируется особая группа, с учетом показаний к определенной психокоррекционной работе.
Деление детей на подгруппы осуществляется с учетом возраста и результатов диагностического обследования. Определение ребенка в ту или иную подгруппу зависит от результатов диагностики, вида занятия и индивидуальных достижений в течение года. Так, на занятии по математике дети могут работать в одном составе, а на занятии по развитию речи - в другом.
Организация занятий с детьми младшего дошкольного возраста. |
Учитель- дефектолог и воспитатель Основная форма – М.П.З. Другие формы – Ф.З. и И.З. | Учитель – логопед Основная форма – И.З. и М.П.З. | Психолог Основная форма – И.З. Другие формы – М.П.З. | Воспитатели по физическому и музыкальному воспитанию Основная форма – Ф.З. На отдельных занятиях по физкультуре работа ведется с малыми подгруппами |
Организация занятий с детьми старшего дошкольного возраста. |
Учитель- дефектолог и воспитатель Основная форма – П.З. Другие формы – Ф.З. и И.З. | Учитель – логопед Основная форма – И.З. и М.П.З. Другие формы – Ф.З. и П.З. | Психолог Основная форма – Ф.З. Другие формы – И.З. и специальные психо – коррекционные П.З. | Воспитатели по физическому и музыкальному воспитанию Основная форма – Ф.З. На отдельных занятиях по физкультуре работа ведется с малыми подгруппами |
Индивидуальный и дифференцированный подход к детям во время занятий осуществляется за счет:
- дозирования индивидуальной образовательной нагрузки, как по интенсивности, так и по сложности материала;
- индивидуальной помощи в виде стимуляции к действию, дополнительного пояснения и др.;
- введения специальных видов помощи, а именно:
· зрительных опор на этапе программирования и выполнения задания,
· речевого регулирования на этапах планирования и выполнения задания (сначала педагог задает программу деятельности и комментирует действия ребенка; затем ребенок ( сам сопровождает свою деятельность речью; на следующих этапах - дает словесный отчет о ней; на завершающих этапах учится сам самостоятельно планировать свои действия и действия других детей);
· совместного с педагогом сличения образца и результата собственной деятельности, подведения итога выполнения задания и его оценки,
· введение элементов программированного обучения и т.д.
Индивидуальный подход реализуется в процессе индивидуальных коррекционно -развивающих занятий специалистов, а также индивидуальных занятий воспитателя по заданиям учителя -дефектолога и логопеда во время проведения «коррекционного часа».
Кроме специальных занятий, при обучении и воспитания детей с 3ПР применяются различные формы и методы педагогического воздействия: беседы, экскурсии, наблюдения, досуги, игры (специально спроектированные сюжетно - ролевые игры для закрепления представлений об окружающем мире, о социальной действительности, математических представлений; дидактические и игры-драматизации), экспериментирование в условиях специально оборудованной лаборатории, моделирование и другие виды работы.
Особенностью работы коррекционного детского сада для детей с 3ПР является то, что в начале каждого учебного года специалисты и воспитатели корректируют перспективные планы по всем разделам «Образовательной программы». Корректирование осуществляется с учетом данных диагностического обследования. Изменение перспективных планов заключается в перераспределении тем и задач во времени с учетом индивидуально-типологических особенностей детей в группах и подгруппах.
Мы рассмотрели только некоторые подходы к построению «Образовательной программы». 3а рамками данной публикации остались такие важные вопросы как преемственность со школой, научными организациями, методическими вышестоящими службами, ПМПЦ и другие направления организации деятельности специального детского сада.