Уловили, заметить изменения и установить их причину. Это побуждает ребенка
быть внимательным, вслушиваться в окружающее, наблюдать, искать ответы на
свои же вопросы.
Если ребенок с нарушенным зрением включен в жизнь семьи,
Воспитывается не иждивенцем, а помощником мамы и папы, его обучение может
Быть естественным образом вплетено в повседневную жизнь, исходить из круга
его обязанностей. Например, ребенок ежедневно готовит стол к вечернему чаю:
Кладет 3 чашки, 3 блюдца, 3 чайные ложки. Но вот приехала в гости бабушка.
Мама предлагает подумать и сосчитать, сколько теперь чашек, блюдец и ложек
Понадобится. Или папа уехал в командировку. И снова задача, изменение в
Сервировке. Ребенок считает, сколько теперь чашек понадобится. Постижение
Таким образом основ математики делает естественным и понятным постижение
И состава числа, и простых математических действий, а главное, побуждает
Ребенка мыслить, формирует познавательный интерес.
Обратим внимание родителей еще на одно необходимое условие готовности
к школьному обучению ─ воспитание положительной учебной мотивации, т. е.
Желания учиться. Часто детей привлекает только новая школьная форма, ранец с
Металлическими замками и ремнями, стремление называться школьником,
желание получать только пятер─к и все это поверхностная, нестойкая
Мотивация. Наступают школьные будни, ребенок встречается с первыми
Трудностями, и интерес к школе, к учению пропадает. Ребенок перестает
Понимать, зачем он учится, и весь процесс учебы проходит, как подчинение
требованиям взрослых, не только не доставляя ему удовольствия, но и становясь
Принудительной и неприятной обязанностью.
Важно уже в дошкольном возрасте формировать интерес не к внешним
Атрибутам школьной жизни, а к самому процессу познания. Стремление узнать
Новое, интересное, научиться тому, чего не умеешь, любознательность, жажда
общения ─ те мотивы учения , которые будут способствовать не только
Приобретению определенной суммы знаний и умений, но и станут
побудительной силой к самостоятельному добыванию новых знаний и умений, к
Видению и творческому разрешению возникающих проблем.
Формируется такая мотивация не просто. Старайтесь своей занятостью или
Усталостью не погасить искорки детской любознательности, почаще посещайте
Цирк и зоопарк, детские спектакли и выставки, читайте и обсуждайте книги.
Задания, которые вы даете ребенку, вопросы, которые вы обсуждаете, должны
Постепенно усложняться, представлять для ребенка проблему, с которой,
потрудившись, предстоит справиться. Главно─е видеть в своем ребенке,
Несмотря ни на что, не обиженного судьбой инвалида, а развивающуюся
Личность.
Дети играют... Как в капле воды отражается в игре ребенка целый мир, его
Впечатления, представления, понимание окружающего. Игру называют школой
Жизни, школой отношений, школой чувств ребенка. В игре ребенок овладевает
предметным миром─ постигает мир вещей, созданных руками человек а,
Помогает понять их смысл, их предназначение. В игре ребенок имеет
возможность примерить на себя роль взрослого: мамы, врача, строителя,
Действовать в соответствии с этой ролью, переживать в соответствии с ней, а
Значит, обогащаться и интеллектуально, и нравственно, и эмоционально.
Присмотритесь к тому, во что и как играет ваш ребенок, какие игрушки
Использует в игре. Часто родители довольны, когда ребенок занят чем-то и мало
Их беспокоит. Ребенок с нарушениями зрения может изо дня в день перебирать
Кубики или стучать лопаткой по батарее, а родителей это мало тревожит: здоров
был бы да сыт!
Однако игра ─ это, с одной стороны, показатель развития ребенка, а с
Другой, способ его развития.
Слепые и слабовидящие дети испытывают большие трудности в игре. Их
Игры часто бывают чрезвычайно однотипны и примитивны по содержанию,
разворачиваются без игрушек или предметов, их заменяющих. Например, игра
Незрячих первоклассников “Метро” выглядит так: трое ребят сидят под партой,
громко гудят, подражая гудению электрички. По очереди произносят:
“Осторожно, двери закрываются. Следующая станция...” Игра без каких-либо
Существенных добавлений повторяется ежедневно в течение длительного
Времени. Примерно также с небольшими видоизменениями выглядит игра в
Автобус, семью и пр.
Причины неумения незрячих детей играть многообразны. Это связано,