Установка номера производится справа налево (если требуется установить номер 46, необходимо установить 0046).

Не включать ответчик с установленными кодами 0000, 7700 или 7777.

- по команде диспетчера УВД нажать кнопку IDENT;

- при возникновении на борту аварийной ситуации установить код 7700;

- при потере радиосвязи и ориентировки набрать код 7600;

- при нападении на экипаж установить код 7500.

В случае, когда при включенном ответчике дисплей мигает, доложить диспетчеру органа УВД о неисправности ответчика GTX-327.

После посадки и освобождения ВПП выключить ответчик, установив переключатель режимов в положение “OFF”.

Авиационные средства радиосвязи

Общие сведения

Управление воздушными судами предполагает поддержание непрерывной и надежной связи с ними. Такая связь осуществляется с помощью средств авиационной электросвязи и их разновидности – средств радиосвязи.

Авиационная радиосвязь организуется для поддержания связи с экипажами на всех этапах полета, от запуска двигателей и до их выключения. В процессе УВД производится обмен информацией о выполнении плана полета и вносимых в него изменениях, передача докладов с борта о пролете пунктов обязательных донесений, команд по управлению полетом и предупреждений об опасных метеоявлениях, передаваемых диспетчерами службы движения на борт. В свою очередь экипажи сообщают на землю данные об особых случаях в полете.

Основные требования к средства авиационной связи

Формулируя требования к авиационной связи в общем виде, можно отметить, что она должна быть непрерывной, надежной, беспоисковой, бесподстроечной, экономичной и эффективной.

Непрерывность связиозначает своевременность установления связи и устойчивое ее поддержание на всех этапах движения ВС. Продолжительность процесса установления связи строго регламентируется. Так время перехода с приема на передачу не должно превышать 0,5 с, а время перехода на резервный комплект не должно превышать 15 с. Связь с органами аварийно-спасательной и метеорологической служб, а также с взаимодействующими военными службами должна устанавливаться мгновенно, продолжительность установления связи для других целей УВД, как правило, не должна превышать 15 с.

Правила ведения связи предусматривут возможность немедленного установления связи для передачи очень срочной информации, касающейся безопасности полетов. При этом разрешается прерывание передачи менее срочных сообщений.

Опыт показывает, что в процесс УВД необходимость в обмене информацией между диспетчером и экипажем возникает каждые 15 мин полета, а сеанс радиосвязи длится 30…60 с. Прекращение связи с ВС на время более 5 мин рассматривается как особый случай в полете, а прекращение связи при подходе к аэродрому, при полете по кругу, заходе на посадку и на старте рассматривается как особая ситуация независимо от ее продолжительности.

Дисциплина связи заключается в точном и неукоснительном выполнении установленного порядка и режима ведения связи. Радиопереговоры должны быть краткими, вестись с соблюдением установленной фразеологии четко и внятно. Они должны содержать только сведения, связанные с выполнением полетов и УВД. Запрещается радиообмен иного содержания. Скорость передачи сообщений при радиопереговорах не должна превышать 100…120 слов в минуту, чтобы не понижалась разборчивость, полнота восприятия и уяснения смыслового содержания речи.

Надежность связи подразумевает способность средств связи и корреспондентов обеспечивать быстрое установление и устойчивое поддержание бесперебойной связи на всем протяжении полета и в любое время суток при высоком качестве передачи сообщений и их достоверности. Надежность связи оценивается вероятностью безотказного функционирования средств связи и вероятностью безошибочных действий оператора – пилота, штурмана, бортрадиста и диспетчера УВД. Степень достоверности приема сообщений определяется вероятностью искажения всего сообщения или его отдельных элементов.

Надежность связи достигается выбором диапазона радиоволн, надежной бортовой и наземной аппаратуры, выделение специальных “аварийных” радиоканалов и т.д.

Важной мерой достижения высокой надежности авиационной связи служит применение специальных сигналов, дающих право на первоочередное ведение связи в радиосетях – сигналов бедствия, срочности и безопасности. Сигнал бедствия при телеграфной связи передается группой “СОС” (SOS), при телефонной радиосвязи – словами “Терплю бедствие” (на международных линиях - MAYDAY), сигнал срочности - группой ЬЬЬ или словом ПАН (PAN), сигнал безопасности – группой ТТТ или словом “СЭКЮРИТЭ” (SECURITE).

Кроме того, при необходимости поддержания связи с ВС, потерпевшими бедствие, или ВС потерявшими радиосвязь, диспетчер имеет право вводить режим радиомолчания в сети и для передачи сообщений на борт использовать систему наземная приводная радиостанция – бортовой радиокомпас.

Как правило, на борту ВС устанавливается по две радиостанции МВ диапазона и предусматривается электропитание их от аварийных источников питания при отказе основной электросети.

Бортовые радиостанции

На борту ВС устанавливают радиостанции для обеспечения непрерывной двухсторонней связи экипажа с диспетчерами УВД, аварийно-спасательные радиостанции, обеспечивающие излучение сигналов бедствия, по которым производится поиск ВС в случае аварии, самолетные переговорные устройства для связи между членами экипажа, средства информирования пассажиров и воспроизведения музыкальных программ для них, а также технические средства документирования служебных переговоров.

Для связи с землей основная роль отводится радиостанциям метрового диапазона волн. Диапазон частот этих радиостанций перекрывает частотный диапазон, выделенный международными соглашениями для ГА, 118…136,975 МГц. С их помощью реализуется процедура беспоиского и бесподстроечного вхождения в связь и другие мероприятия, направленные на упрощение летной эксплуатации и повышение ее надежности.

Принципы построения и структурная схема бортовой радиостанции.

Бортовые радиостанции предназначаются для обеспечения двухсторонней связи между ВС и наземными пунктами службы движения. Поэтому в состав радиостанции (рис.20) включается радиопередатчик (Прд) и радиоприемник (Прм).

Установка номера производится справа налево (если требуется установить номер 46, необходимо установить 0046). - student2.ru

Рис. 20. Структурная схема бортовой радиостанции

АФУ – антенно-фидерное устройство; Прд – передатчик; Прм – приемник; АП – антенный переключатель; СЧ – синтезатор частот; ПДУ – пульт дистанционного управления.

Из важных требований, предъявляемых к бортовым радиостанциям, состоит в том, что они должны обеспечивать беспоисковое и бесподстроечное вхождение в связь и надежное поддержание связи в процессе УВД. Решение этой задачи возможно только при достаточно высокой стабильности частот передатчика и гетеродинов приемника и высокой стабильности параметров схемы радиостанции. Эти требования удовлетворяются при включении в состав радиостанции схем формирования дискретного набора колебаний, отличающихся высокой стабильностью частоты. Такие схемы получили название синтезаторов частоты (СЧ). В синтезаторах применяется кварцевая стабилизация частоты и схемы, позволяющие формировать весьма обширную сетку колебаний различных частот. Синтезатор является общим элементом для передатчика и приемника.

Общими для ПРД и ПРМ целесообразно также делать антенно-фидерное устройство (АФУ). Однако применение общего АФУ приводит к необходимости включения в состав радиостанции дистанционно управляемого антенного переключателя (АП). Удобство и простота управления радиостанцией обеспечивается за счет использования в ее составе пульта дистанционного управления (ПДУ). В современных радиостанциях в устройствах дистанционного управления широкое применение находят цифровые электронные схемы. В бортовых радиостанциях применяются специальные меры по обеспечению высококачественной связи в условиях изменения уровней сигнала в полете, непостоянства уровня громкости речи операторов, действия акустических и электрических помех. Для этого применяются разнообразные автоматические регулировки уровней входных и выходных сигналов, подавители шумов и другие меры.

Подавители шумов в приемнике радиостанции обеспечивают нормальное функционирование приемника при достаточно высоком уровне сигнала. При низком уровне сигнала, когда разборчивость речи сильно понижается и чувствуется мешающее действие шумов, утомляющее оператора, подавитель шумов запирает выход приемника.

Летная эксплуатация бортовых радиостанций.

В бортовых радиостанциях применяются специальные меры по упрощению управления ими. Число органов управления и требуемых процедур стараются свести к минимуму. Особенно просты в управлении радиостанции метрового диапазона волн, в которых используется лишь телефонный режим работы.

Управление такими радиостанциями к следующим операциям:

- установке требуемого канала связи;

- включение напряжения питания, при котором обеспечивается включение приемника и прием сообщений;

- перевод радиостанции в режим “Передача”;

- регулировке громкости сигналов в авиагарнитурах.

Требуемые для выполнения этих операций органы управления обычно устанавливаются на пульте дистанционного управлении, панели автоматов защиты, на штурвалах (кнопки “Радио”) и на панелях управления членов экипажа.

О работоспособности приемника судят по наличию шумов в телефонах при выключении подавителя шумов и по изменению их уровня при вращении регулятора громкости. При включении подавителя шумов шумы должны пропадать.

Работоспособность передатчика проверяется при переходе на режим передачи. В радиостанции предусматривается самоконтроль передаваемых речевых сообщений. Наиболее полная проверка осуществляется путем установления связи с соответствующим диспетчером аэродрома. Однако следует иметь в виду, что во время руления при определенной ориентации ВС возможно кратковременное прекращение связи. Прекращение излучения передатчика может происходить также при переводе радиостанции на другой рабочий канал.

3.3. Самолетные переговорные и громкоговорящие устройства.

Самолетные переговорные устройства (СПУ) служат для обеспечения:

- телефонной связи между членами экипажа (внутренняя связь);

- прослушивания сообщений, поступающих по радиоканалам, позывных радионавигационных средств, сигналов системы сигнализации об опасной скорости сближения с землей и маркерных радиомаяков;

- передачи сообщений любым членом экипажа по радиоканалам (внешняя связь);

- телефонной связи между персоналом, находящимся в ВС и вне его, при техническом обслуживании. В состав СПУ (рис.21) входят абонентские коммутационные щитки (по числу членов экипажа), усилитель низкой частоты (УНЧ), авиагарнитуры, кнопки “Радио” и “СПУ” на штурвалах пилотов. СПУ обеспечивает прослушивание сообщений, поступающих по внешней и внутренней сетям независимо от положения переключателя “Радио-СПУ” и передачу сообщений по внутренней сети при установке этого переключателя в положение СПУ и нажатии кнопки “Радио” или “СПУ” на штурвале.

Установка номера производится справа налево (если требуется установить номер 46, необходимо установить 0046). - student2.ru

Рис. 21. Упрощенная структурная схема СПУ

АЩ – абонентские щитки; УНЧ – усилитель низкой частоты; РНС – радионавигационные средства; РС – радиостанция; ССОСС – система сигнализации опасной скорости сближения с землей.

Выход на передачу по радиоканалу производится при одновременной установке переключателя “Радио-СПУ” в положение “Радио” и нажатии кнопки “Радио” на штурвале. Предусмотрена раздельная регулировка громкости звучания сигналов внутренней и внешней сетей. При ведении внутрисамолетной связи внутренние переговоры прослушиваются с полной громкостью, а внешние с пониженной. При работе во внешней сети сообщения внешней сети прослушиваются на полной громкости, а сообщения внутренней – с пониженной громкостью.

Самолетное громкоговорящее устройство предназначено для оповещения пассажиров командиром или бортпроводником либо членов экипажа командиром и для двухсторонней связи между командиром и бортпроводником.

В его состав входят щитки пилотов бортпроводника, усилители, громкоговорители, микрофоны и другие вспомогательные устройства. На магистральных ВС устанавливаются также громкоговорящие системы, включающие усилители, звуковые колонки и магнитофоны. Они могут использоваться для оповещения пассажиров и воспроизведения музыкальных программ.

3.2. Радиостанция диапазона МВ “APOLLO SL-40”

Установка номера производится справа налево (если требуется установить номер 46, необходимо установить 0046). - student2.ru

Командная радиостанция ОВЧ-диапазона Аpollo SL-40 предназначена для беспоисковой бесподстроечной симплексной радиосвязи с наземными службами обеспечения полетов и между экипажами ВС, а также для прослушивания информации ATIS. Она является основной радиостанцией самолета.

Электропитание радиостанции осуществляется от аварийной шины бортсети постоянного тока через АЗК1М-5 «УКВ-1» на панели автоматов защиты сети.

Основные ЭТХ

Дальность связи

на высоте полета 1000 м не менее 120 км

Диапазон рабочих частот 118,000 – 136,975 МГц

Число фиксированных каналов 760 с шагом 25 кГц

Мощность передатчика не менее 8 Вт

Потребляемая мощность

- при приеме 4 Вт

- при передаче 28 Вт

Радиостанция Аpollo SL-40 размещается на монтажной раме в средней части приборной доски. Штыревая антенна – сверху фюзеляжа, слева от оси самолета, шп.12-13.

Органы управления и индикации расположены не лицевой панели радиостанции (рис.22).

Установка номера производится справа налево (если требуется установить номер 46, необходимо установить 0046). - student2.ru

Рис. 22. Лицевая панель управления и индикации радиостанции SL-40

1- значение рабочей частоты; 2 – символ активной работы р/передатчика; 3 – символ резервной частоты; 4 – значение резервной частоты; 5 – внешняя ручка; 6 – внутренняя ручка; 7 – занесение частоты в память; 8 – выбор частоты из памяти; 9 – прослушивание резервной частоты; 10 – активация аварийной частоты; 11 – активация резервной частоты и перенос активной частоты в резерв; 12 – Включение/ Громкость/ Подавитель шумов; 13 - фотоэлемент автоматической установки яркости свечения дисплея.

Включение и работа

1. Включение и регулировка громкости радиостанции SL-40 выполняется с помощью рукоятки OFF-VOL, расположенной на лицевой панели в левом углу (поз.12 рис.21). При вытягивании этой рукоятки на себя выключается подавитель шумов (SQUELSH).

2. Выбор резервной частоты производиться сдвоенной рукояткой в правом углу лицевой панели (поз.5 и 6 рис. 21). Внешней рукояткой 5 устанавливается целая часть значения частоты в диапазоне 118…136 МГц с шагом 1 МГц. Внутренней рукояткой 6 устанавливается дробная часть частоты в диапазоне 000…975 кГц с шагом 25 кГц. Перед выбранной резервной частотой индицируется символ S (STANDDY поз.3 рис.21). Резервная и активная частоты меняются местами при нажатии кнопки «↔» (FLIP/FLOP поз.11 рис.21).

Наши рекомендации