Характеристика трудностей овладения речью у

Детей с нарушением зрения.

Развитие речи у детей с нарушением зрения происходит в основном так же, как и у

нормально видящих. Однако динамика ее развития, овладение чувственной ее стороной,

смысловой ее наполненностью у детей с нарушением зрения осуществляется несколько

сложнее.

Замедленность формирования речи проявляется в ранние периоды ее развития из-за

недостаточности активного взаимодействия детей, имеющих патологию зрения, с

окружающими людьми, а также обедненностью предметно-практического __________опыта детей. В

связи с этим наблюдаются специфические особенности формирования речи,

проявляющиеся в нарушении словарно-семантической стороны речи, в формализме

употребления значительного количества слов с их конкретными чувственными

характеристиками. Их употребление детьми бывает слишком узким, когда слово

связывается только с одним знакомым ребенку предметом, его признаком, или, наоборот,

становится слишком общим, отвлеченным от конкретных признаков и свойств предметов

и явлений окружающей жизни.

Такое несоответствие между словом и образом встречается и в речи зрячих младших

школьников. Ученик, усваивая новые слова «воробей», «курица», никогда не видел этих

птиц, не знает их признаков. При этом он может весьма активно употреблять эти слова, не

зная и не имея точного представления об этих объектах. Нарушение соответствия между

словом и образом, вербализм знаний, весьма характерная черта слепых и слабовидящих,

преодолевается коррекционной работой, ставящей задачу по предотвращению

формализма при употреблении слов.

Л.С. Выготский писал, что нигде вербализм и голая словесность не пустила таких

глубоких корней, как в тифлопедагогике. Постоянно общаясь со слепыми и

слабовидящими, надо помнить, что словесные методы часто дают им формальные,

вербальные знания, поэтому составляемые слепыми детьми рассказы и, особенно,

описания ими конкретных предметов, явлений, ситуаций, чрезвычайно нуждаются в

проверке, их конкретизации. Коррекция с помощью наглядных пособий, технических

средств, проведения наблюдений и экскурсий, а также применения предметно-

практических приемов добывания информации об окружающем мире во многом может

снять проблему вербализма, недостаточность описательной стороны речи, отсутствие

развернутых высказываний, так как устная речь детей с глубокой патологией зрения часто

бывает отрывочна, непоследовательна и бледна в описании явлений.

Только в коррекционных условиях дети с нарушением зрения постепенно преодолевают

вербальное употребление слов и формализм знаний.

Накопление словарного запаса и усвоение грамматического строя языка обусловливает

развитие связной речи школьников младшего, среднего и старшего возраста. Овладение

связной речью детьми с нарушением зрения осуществляется по тем же закономерностям,

что и зрячими детьми соответствующего возраста при условии, если связная речь

опирается на достаточный запас конкретных представлений.

Дети с глубокими нарушениями зрения не имеют возможности в полном объеме

воспринимать артикуляцию собеседника, не имеют четкого образа движения губ во время

разговора, из-за чего они часто допускают ошибки при звуковом анализе слова и его

произношении.

Наиболее распространенным дефектом речи при слепоте и слабовидении у дошкольников

и младших школьников является косноязычие разного характера от сигматизма

(неправильное произношение свистящих и шипящих звуков) до ламбдацизма

(неправильное произношение звука «Л») и ротацизма (неправильное произношение звука

«Р»),

Трудности, связанные с овладением звуковым составом слова и определением порядков

звуков, нередко проявляются в письменной речи. Нарушения звуковой

последовательности при написании слов в значительной степени объясняется отсутствием

или неполноценностью зрения. Дети при письме из-за недостаточности звукового анализа

слова делают пропуски букв, замены или перестановки.

Недостаточность словарного запаса, непонимание значения и смысла слов, делают

рассказы детей информативно бедными, им трудно строить последовательный, логичный

рассказ из-за снижения количества конкретной информации.

Устная речь детей с нарушением зрения часто бывает, сбивчива, отрывочна,

непоследовательна. Они не всегда планируют свои высказывания. К трудностям развития

речи детей со зрительной патологией относятся особенности усвоения и использования

неязыковых средств общения - мимики, жеста, интонации, являющихся неотъемлемым

компонентом устной речи. Не воспринимая совсем или плохо воспринимая зрительно

большое количество мимических движений и жестов, придающих одним и тем же

высказываниям самые различные оттенки и значения и не пользуясь в своей речи этими

средствами, слепые и слабовидящие дети существенно обедняют свою речь, она

становится маловыразительной. У этих детей наблюдается снижение внешнего

проявления эмоций и ситуативных выразительных движений, что оказывает влияние на

интонационное оформление речи, ее бедность и монотонность.

В связи с тем, что речевое развитие детей с нарушением зрения не всегда взаимосвязано с

чувственной информацией, процесс становления словесной психорегуляции сдерживается

в своем развитии, так как довольно часто они не понимают значения многих слов. Так,

при решении задачи, где в тексте говорится: «в одном куске ткани столько-то метров»,

слепой ребенок восклицает: «Есть кусок хлеба, пирога, но куска ткани не бывает». Вот,

что говорит слепой мальчик про учебу в школе в первом классе: «Да, мне там интересно,

но учительница часто говорит неправильно. «Откройте книгу» - но это же дверь можно

открыть, а книгу я не знаю, как открывать». Она говорит: «Дети встали», я сижу, и она

меня ругает, говорит, чтобы я встал тоже. Учительница просит: «Сидите прямо». А я не

знаю, как прямо. Идем по коридору, она кричит: «Вова, уйди влево, ты мешаешь идти тем,

кто тебе встречается».

В тифлопедагогической практике известно, что слепые учащиеся V-VII классов далеко не

в одинаковой степени владеют всеми типами связной речи. Слепые и слабовидящие

учащиеся значительно отстают в развитии при описании природы, животных, внешности

и деятельности человека. Отставание в овладении описанием, как определенным типом

речи, обусловлено ограниченным запасом представлений об окружающих предметах у

этих школьников. Вот почему в процессе коррекционной работы на уроках и занятиях по

развитию речи необходимо уделять большое внимание обогащению чувственной стороны

речи, формированию соответствия слова и конкретных признаков и свойств предметов и

явлений окружающей действительности.

Наши рекомендации