Упражнения из практической жизни

Связаны с развитием моторики, обычными человеческими умениями. «Нет ничего более важного, что Вы можете дать ребенку, чем упражнения из практической жизни…».

Выделяют четыре вида УПЖ:

1. Забота об окружающей среде (вытирание пыли, подметание пола, уход за цветами, и т.д.)

2. Забота о себе (мытье рук, стирка, сервировка, забота об одежде, и т.д.)

3. Вежливость и хорошие манеры.

4. Гимнастика (координация движений ребенка).

В первые годы жизни ребенок обладает естественным стремлением к движению. Он хочет перемещать свое тело в пространстве, чтобы ближе ознакомиться с окружающими его вещами и уметь осмысленно обращаться с ними. Он находится в сензитивном периоде развития точности движений.

Сначала движения неловки и негармоничны. Поэтому моторная активность должна быть включена в процесс воспитания. Первые действия, которыми ребенок овладел, стано­вятся контролируемыми в результате целенаправленных упражнений. Характер моторного развития зависит от индивидуального темпа движения ребенка.

Для формирования точности движений важно создать подготовительную среду, учи­тывая моторные потребности ребенка. Оборудование по величине должно быть подобрано соответственно силе и росту ребенка. В этой среде ребенку надо предложить всевозможные виды упражнений, чтобы способствовать развитию координации и совершенствованию движений.

Ребенком движет желание научиться, он следует голосу так называемого «внутреннего учителя». Ребенок следует за бессознательной силой, побуждающей и направляющей его к действию. УПЖ являются синтезом между желанием ребенка освоить упражнение и силой horme, они способствуют не столько развитию навыка, сколько развитию самой жизни.

Задачи педагога:

- иметь ответственность не принуждать ребенка к действию, ребенок должен удовлетво­рять не Ваши амбиции, а свои потребности,

- показывать, презентовать, НЕ УЧИТЬ,

- не ставить целью показать ВСЕ и СРАЗУ, найти то, что интересно ребенку.

Возможности ребенка ограничены ТОЛЬКО его желаниями, т.е. БЕЗГРАНИЧНЫ.

Цели УПЖ:

- развитие координации движений,

- развитие чувства порядка (через порядок внешний ребенок приучается к внутреннему по­рядку),

- развитие концентрации внимания,

- становления чувства независимости (ведущего к становлению чувства собственного до­стоинства)

Маленький ребенок стучит ложкой — почему? Он не знает, что с ней делать. И не имеет достаточного опыта, чтобы применить знакомое движение на незнакомый предмет. Упражнение необходимо разделить на маленькие стадии, презентация проводится молча. Если ребенок допускает ошибку, педагог говорит: «Можно, я еще раз попробую?» и повто­ряет еще раз.

Упражнения из практической жизни составлены из действий, необходимых в совер­шении повседневных домашних дел. Следует так подобрать соответствующие предметы для упражнений по формированию у детей навыков практической жизни, чтобы ребенок ясно понимал цель своей деятельности. Пособия должны быть привлекательны. Мария Монтессори говорила, что пособие должно иметь собственный голос.

Ребенку интересен подробный анализ сложных действий. Путем сознательного выявления деталей ребенок приходит к построению собственных моделей поведения. Он достигает бо­лее высокой степени самоконтроля и сосредоточенности, чем взрослые при выполнении того же действия в обычной жизни. Движения ребенка становятся гармоничнее и экономич­нее.

Правила презентации:

- изоляция сложности, одно пособие — одна задача, функциональная простота,

- движение расчленено как можно сильнее,

- ограничение скорости (движения медленные, тщательные), применение паузы для уси­ления значимости следующего движения и показания окончания стадии,

- учить показывая, а не объясняя, молча,

- простота движений (эргономичность процесса),

Три вопроса, которые необходимо задать себе при подготовке презентации:

1. Не делаю ли я лишних движений?

2. Каков порядок движений?

3. Я делаю движения свободно или нет?

Первые занятия проводятся индивидуально, приблизительно 1 час. Важно показать полный цикл, чтобы ребенок смог воспроизвести упражнение сам. После первой презента­ции наблюдать — все ли запомнил ребенок. Первые 6-8 упражнений презентовать ОЧЕНЬ щепетильно, чтобы ребенок впитал принцип (первый шаг к нормализации).

Здоровый ребенок может замедлиться, у детей с отклонениями способность к тормо­жению нарушена.

На занятиях УПЖ предметы не называются словами.

Название презентации

Материал (в той последовательности, в которой будем использовать)

Ход работы (пошаговое)

- пригласить ребенка,

- подойти к материалу и назвать его,

- показать действие (описать),

- предложить ребенку повторить

Упражнения (применение в разных ситуациях)

Цель упражнения: прямая и косвенная

Точка интереса: нюанс презентации

Контроль ошибок

Возраст

упражнения из практической жизни - student2.ru

СТАДИИ РАЗВИТИЯ

«Этапы становления человека сравнимы с этапами превращения бабочки:

личинка, куколка, взрослая бабочка. И они так разительно отличаются друг

от друга, что в них невозможно узнать одно насекомое. Каждая стадия

основана на результатах предыдущей. И нарушения развития на любом

этапе влияют на последующие…»

У Марии Монтессори был объективный взгляд на природу ребенка. Она делала акцент на ребенке как на несформированном, но по-человечески духовном существе. Это нейтраль­ное представление о "хорошести" или «плохости» ребенка дало Марии Монтессори воз­можность свободно наблюдать детское поведение без оценок и суждений.

В процессе поиска человеческого духа в каждом ребенке, Монтессори постепенно открыва­ла стадии развития, которым следуют все дети и молодые люди. На каждой стадии прояв­ляются некие жизненные силы, которыми природа наделяет людей, дабы помочь им до­стичь тех или иных целей. На основе идеи о периодизации развития человека были созданы методы, призванные помочь в этом путешествии к взрослости. Каждой их четырех выде­ленных Монтессори стадий присуще следующее:

- специфическая цель развития,

- легко определимое направление, продвижением по которому достигается цель,

- наличие специфических видов чувствительности, данных человеку на каждом этапе разви­тия и облегчающих достижение цели периода.

Этапы периодизации Монтессори:

0-6 лет: основная задача – самопостроение (формирование чувственного образа мира).

Период от 0 до 3 лет - Духовный эмбрион, эмоциональный камертон. Готовый к функцио­нированию вне мамы малыш. Главной возрастной задачей ребенка до 3 лет является осо­знание себя отдельной личностью. Ребенок находится в стадии «духовного эмбриона», и, уже родившись физически, он должен пройти фазу развития духовного и интелектуапьного, чтобы из полностью зависимого от мамы (ими другого взрослого), абсолютно беспомощно­го существа превратиться в самостоятельную личность. Для решения этой возрастной зада­чи у ребёнка есть огромные внутренние силы и предусмотренные природой механизмы раз­вития. В первую очередь это впитывающее сознание и сензитивные периоды. Основные за­дачи — развитие равновесия, координации, языка. Мимикрия (подражание). Ребенок вбира­ет эмоции и строит себя из собственных впечатлений. Новая форма ментальной химии. «Помощь жизни в развитии». На развитие ребенка влияют отношения родителей, затем от­ношения дедушек-бабушек. «Мы не учим, мы помогаем адаптироваться и развиваться».

Животные для выживания имеют инстинкты. Человеческий малыш вместо инстинк­та имеет огромный потенциал, частично заложенный генетически, частично заложенный стимулами к развитию.

Постепенное развитие помогает контролировать качество получаемых знаний, уме­ний, навыков.

Период от 3 до 6 лет – Строитель самого себя

Монтессори заметила, что дети моложе шести лет очень эгоистичны, и даже эгоцентричны в своих действиях и отношении к другим людям. Эгоцентризм – это естественный двига­тель развития маленьких детей, обеспечивающий энергию для саморазвития. Вместо того, чтобы осуждать и корректировать поведение ребенка, в течение первых шести лет жизни, надо поддержать ребенка. Тогда будет возможным (конечно, не без надлежащей помощи взрослых) становление маленького ребенка в сильного взрослого человека, способного к независимому действию, самодисциплине, с развитым языком, а также основными акаде­мическими навыками письма, чтения и математики: другими словами, превращение ребен­ка в личность, способную внести реальный вклад в жизнь других людей. Задачи — восприятие порядка, контроль движений, развитие новых навыков, совершенствование. Ре­бенок должен иметь свободу выбора, иначе не будет внутреннего развития, раскрытия по­тенциала.

М. Монтессори отметила и другие особенности детей моложе шести лет. Все они на разных стадиях развития проходят периоды интереса к разным видам деятельности. Например, есть период интенсивного впитывания порядка, развития языка и умения ходить. В течение каждого из этих временных отрезков, разных по продолжительности от нескольких месяцев до нескольких лет, ребенок столь сосредоточен на развитии какого-либо навыка, что игно­рирует все другие, несмотря на то, что ранее они могли представлять для него большой ин­терес. Уровень его энергии и целенаправленность усилий при решении той или иной задачи развития могут быть экстраординарны, но они также резко заканчиваются, как и начались. Монтессори называла эти отрезки времени сензитивными периодами.

Другое явление, которое Монтессори наблюдала у детей моложе шести лет, касалось их ум­ственных способностей . Она отметила у детей способность впитывать окружающий мир, просто существуя в нем. Все, что доступно для чувственного исследования сразу же отпечатывается в несформированном сознании малыша. Этот феномен первых шести лет жизни – способность впитывать окружающую среду подобно тому, как губка поглощает влагу из среды, Монтессори назвала "впитывающим разумом". Когда приходит время, впитывающий разум (так же как и сензитивные периоды) исчезает, и появляется новый способ обучения. Первые шесть лет жизни, благодаря которым ребенок получает естественное развитие и уникальную способность использовать впитывающий разум и сензитивные периоды, Монтессори считала первым и главным периодом взросления человека. Таким образом, для успешного развития ребенка взрослый должен создать необходимые для этого условия – подготовленную среду, которая будет отвечать всем потребностям ребенка. Материал и свобода выбора не могут эффективно работать друг без друга. Они взаимодополняющие и только вместе ведут к «rapid» развитию.

Существует тонкая грань между духовным контролем и координацией, между хао­тичными движениями и механическим выполнением, грань между «все хочу — ничего не могу» и «все могу — ничего не хочу»

Организованная социальная жизнь в защищенной среде. Никто больше, кроме ре­бенка, не работает так тяжело, чтобы начать говорить, ходить, координировать движения.

6 -12 лет- поиск места и роли человека в природе и культуре (адекватный, структурирован­ный образ мира). Главная задача ребенка — восприятие культуры, получение большого объема информации. Ребенку нужно гораздо больше пространства. У ребенка в этом воз­расте — аналитическое сознание, главная сила ребенка — воображение. Особенности воз­раста — ребенок хочет учиться, он начинает понимать, что правильно, а что нет, ребенок любит работу в группе.

Обучение должно отвечать ментальным потребностям ребенка, но не навязываться. Реали­зуется космический план — мы открываем для ребенка всю вселенную. Мы предоставляем информацию ребенку и оставляем его для самостоятельного исследования. Ребенок видит связи между разными вещами.

6-7 лет — переход от впитывающего сознания к аналитическому уму.

6-9 лет — строение, становление нового образа мышления, поведения

9-12 лет — снова усовершенствование новых умений и навыков.

Два этапа начальной школы:

Период от 6 до 9 лет – исследователь

Период от 9 до 12 лет - ученый

Психологические особенности и умственные способности детей после шести лет от­личаются от тех, какими обладают малыши. Монтессори отметила, что дети начальной школы между шестью и двенадцатью годами, начинают интересоваться своими сверстника­ми, но теперь не с точки зрения эгоизма младших, а из подлинного любопытства и желания понять мысли и действия других на более глубоком уровне. Вместо того, чтобы сосредото­читься на чувственном исследовании мира, они хотят теперь отдать свою энергию общению и совместным действиям с другими детьми. По существу, они превращаются из "сенсорных исследователей» в "социальных исследователей". Это превращение представляет собой экс­траординарный сдвиг в фокусе детского внимания.

Кроме того, теперь ребенок способен, основываясь не на знании других, а на исполь­зовании своего собственного интеллекта и воображения, различать реальное и нереальное, хоть и на детском уровне. Между сензитивными фазами первого периода развития и второ­го нет параллелей, но есть признаки определенного интереса, которые помогают ребенку проявить свою социальность. Монтессори называла их «психологическими особенностями». Они включала в эти особенности живое взаимодействие детей с пробле­мами добра и зла, правосудия и несправедливости, лояльности и нелояльности, а так же с традициями людей, правилами и ритуалами их жизни.

Старшие дети имеют экстраординарную энергию, они физически более здоровы, чем малыши. Они находятся в самом интенсивном периоде обучения. Монтессори называла этот период "интеллектуальным периодом". Благодаря своей физической и умственной силе, большому интересу к жизни, а также способности воспринимать абстрактные вещи, ребенок в это время является приятным компаньоном и для своих родителей.

Монтессори называла годы от шести до двенадцати "вторым периодом развития". Поскольку дети больше не погружены в свой внутренний мир, способны к абстрактной и образной мысли, искренне интересуются идеями и действиями других, В связи с этим необ­ходим совершенно другой подход к детям. В первый период Монтессори проектировала для детей дидактические материалы, прежде всего, индивидуального пользования. Малыши ра­ботали рядом друг с другом, могли свободно общаться, спонтанно помогая менее опытным, узнавали, как принято относиться к другим детям в группе. Метод работы с детьми второго периода развития основывается на новоприобретенном интересе ребенка к своим од­ноклассникам и помогает детям конструктивно работать в группе, достигая той или иной цели в совместной работе или общем проекте.

Монтессори создавала учебный план для начальной школы, основывая его на об­разных историях, которые поддерживали основную структуру и единство полученного зна­ния. Отталкиваясь от этой комплексной основы, дети могли получить более подробную ин­формацию, продолжая свои исследования в интересующих их областях. Помогая им в этих исследованиях, Монтессори создала элементарные материалы, дающие возможность детям, работая, прежде всего, в маленьких группах, перейти от общего к частному, от простого к сложному. Она сделала эти материалы так же гениально и практично, как и материалы для индивидуальной работы младших.

Как известно, Монтессори волновал вопрос человеческого духа в каждом ребенке. Поэтому материалы, связанные с музыкой и искусством, становятся в начальной школе неотъемлемой частью подготовленной среды. В ее школах эти материалы были для детей в свободном доступе, и не выносились за пределы классной комнаты. Смысл такого понима­ния детской жизни состоял в том, что свободное выражение человеческого духа не есть са­кральные действия талантливого меньшинства, но деятельность, понятная и доступная всем. Красота и естественность, с которой ученики начальной школы Монтессори иллю­стрируют каждую часть своей работы, являются вполне достаточными доказательствами объединения артистического самовыражения с академической работой.

Ребенок учится через опыт, духа соперничества нет. «Секрет хорошего преподава­ния в уважении детской сущности». Задача педагога — объяснить, прикоснуться к вообра­жению, зажечь пламя. Предлагать большие объемы информации, когда ребенок готов вос­принимать. Сеять семена жизни.

«Все, что создано человечеством, является плодом чьего-то воображения». Дети изу­чают историю, географию, спорт, биологию, развитие языка (орфография), грамматику, сло­вообразование, части речи, математику (числа, дроби, объем, квадрат и куб числа, ...), гео­метрию. Ребенок сам составляет свой собственный план, который желает выполнить.

Первый и второй периоды развития, занимающие двенадцать лет жизни человека, заканчивают его детство. К двенадцати годам ребенок становится полностью сформирован­ным. За это время ребенок сначала подражает взрослому, затем доводит приобретенные на­выки до совершенства (манипуляции, движение, речь), в возрасте от 6 до 12 лет происходит переход от вопроса «что это?» к вопросу «почему?». Появляется способность к абстрактно­му мышлению, анализу и рассуждению. Происходит активное исследование вопросов и границ морали. Ребенку необходима организованная социальная среда на открытом про­странстве. Ментально ребенок никогда более не будет сильнее, чем в возрасте 6-12 лет, на­столько силен интерес к обучению, информации).

Период от 12 до 15 лет – ребенок - участник организации, он начинает искать себя в социу­ме. Организм переживает период гормональной перестройки, период нового строения (с точки зрения хрупкости организма этот период можно сравнить с возрастом 0-3). Ребенок находится в состоянии ожидания, неуверенности, стресса, он очень раним. Происходит новый виток развития, период нового строения. Приспособление к новому состоянию организма. «Нечто начинается из ничего». Происходит переход осознания себя взрослым в своей семье. Наступает сензитивный период развития благородных черт характера.

Период от 15 до 18 лет - социальный участник, начало профессиональной деятельности. Усовершенствование владения собой.

Чтобы освободить место для него, должен произойти распад предыдущего уровня. Поэто­му, второй период, особенно первые три года (12-15 лет), являются несколько парадоксаль­ными. С одной стороны, огромный потенциал новых сил, с другой –большая уязвимость и хрупкость, подобная проявлениям ребенка первых трех лет жизни. Подростки 12 – 15 лет внезапно и по необъяснимым причинам уходят в себя и становятся эгоистичными. Они ду­мают, что все люди замечают каждую маленькую деталь, касающуюся их личности, и толь­ко они сами виновны во всем, что с ними случается, не важно с положительным или отри­цательным результатом.

Как и ребенок в первые годы после рождения, подросток переживает интенсивный физиче­ский рост. Его умственные способности меняются. Состояние здоровья становится более уязвимым, он нуждаются в специальном питании, большем количестве сна, а так же в сба­лансированном режиме дня с большим количеством времени для рефлексии и самовыраже­ния. И, возможно, наиболее важный момент – возросшая потребность в близком человеке, непосредственном внимании со стороны взрослых. Примерно так же было и в первые три года жизни. Разница состоит в том, что на этот раз взрослые – это не только родители. Под­росток уже знает, что представляет собой его семья и во что она верит. Это знание было впитано им еще до подросткового периода жизни. Психологические особенности под­ростков призваны помочь им определить, как живут и удовлетворяют свои человеческие потребности члены других сообществ. Для такого исследования им нужны наставники вне их непосредственных семей. В то же время подростки нуждаются в близких товарищеских отношениях с ровесниками, дабы побороть одиночество и принять их идеи. Проходя сквозь все эти изменения, ребенок как бы исчезает, и постепенно появляется взрослый. Таким об­разом, Монтессори определяла время от пятнадцати до восемнадцати лет жизни как третий период развития, и отмечала его схожесть с первой половиной детства.

Заключительный период, от 18 до 24 лет, показывает стабильность и интеллектуальное расширение второй половины детства, интеллектуального периода жизни ребенка. 18-21 построение себя как новорожденного взрослого. 21-24 — усовершенствование. Этот чет­вертый план завершает стадии формирования взрослого. С его окончанием взрослый пол­ностью сформирован. Если все стадии были пройдены успешно, человек становится зрелой личностью, готовой мудро и ответственно жить в служении человечеству.

Принимая во внимание такую периодизацию развития, Монтессори определяет и новую цель образования. Целью образования по Монтессори является процесс помощи "развитию сформированного человека, ориентирующегося в окружающей среде (то есть, знающим свое место во Вселенной) и приспособленного к месту, времени и культуре (готовый при­нять вызов определенного исторического периода)."

У детей, рожденных в каменном веке или в современном техногенном мире, одинаковые духовные потребности, состоящие в том, чтобы выжить и приспособиться к жизни людей своего времени и места. И единственным смыслом жизни людей на Земле является наша способность удовлетворять свои духовные потребности в гуманистическом самовыражении через искусство, науку, музыку, религию и любовь к людям. Используя именно эти сред­ства, мы вносим свой вклад в культуру и в жизнь своей социальной группы, а также полу­чаем возможность изменить их к лучшему, ведь мы одновременно являемся духовными и социальными созданиями.

Исходя из этой концепции Монтессори, родительская цель не может состоять лишь в обес­печении личного счастья их собственного ребенка. Важно интегрировать его в общечелове­ческий процесс эволюции. Монтессори считала людей агентами эволюции жизни на Земле. Людям удалось изменить лицо Земли. Создавая и изменяя ход жизни растений и животных, мы вышли за рамки физических ограничений в коммуникации. Путешествуя в Космос, мы проникли и начали пристально изучать возможности человеческого разума. Монтессори считала, что каждый ребенок играет свою партию в непрекращающемся процессе развития человеческого разума и преобразования Вселенной. Она называла эту индивидуальную от­ветственность "космической задачей ребенка". Период, в котором ребенок делает это открытие, охватывает начальную школу, между шестью и двенадцатью годами. Монтессори подчеркивала важность понимания детьми своей личной роли в общечеловеческом контек­сте и внутреннего убеждения, что качество их нынешней жизни непосредственно зависит от подарков прошлых поколений. Она включала в учебный план начальной школы ознаком­ление с достижениями человечества и уделяла особое внимание проявлению уважения и благодарности к истории человечества. Дети возраста начальной школы особенно нужда­ются в героях из прошлого и признании, что они сами есть часть того великолепия, которое являет собой театрализованное представление человеческой цивилизации. Именно во вто­ром периоде развития должны быть посеяны семена уважения к достижениям человечества и преемственности цивилизации. Однако, достигнуть этой цели будет сложно, если работа первого периода, заключающаяся в построении сильной индивидуальности ребенка, не была успешно завершена.

упражнения из практической жизни - student2.ru

СЕНСОРИКА

«…Утонченные чувства облегчают наблюдение окружающей среды…»

«…Сенсорика содержит ключи к восприятию Вселенной,

это фундамент развития личности…»

В области сенсорного развития ребенок получает все те ощущения, которых ему по тем или иным причинам так недостает в реальной современной жизни. С помощью материалов, находящихся в этой зоне, он развивает свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а учится различать температуру, ощущать разницу в весе и форме предметов и разви­вать мускульную память.

Работа в сенсорной зоне является важным подготовительным этапом перед вступле­нием ребенка в область математического развития – поработав с сенсорным материалом, научившись мыслить логично и точно, ребенок без труда переводит в математические тер­мины уже хорошо знакомые ему понятия.

Характер работы ребенка в сенсорной зоне может показать взрослому разницу меж­ду нормой развития и отклонением. При нормальном развитии материал этой зоны являет­ся толчком к дальнейшему развитию, это ключ к нему. В случае наличия отклонений, для ре­бенка, живущего в фантазиях, это - жизненная необходимость для установления связи с ре­альным миром.

В ходе работы с сенсорным материалом возникает возможность «слышать себя». Развитие внимания, т.е. не только концентрация, но и способность воспринимать всеми ор­ганами чувств. Три условия для достижения этого состояния:

- материал («…внимание привлекается не искусством учителя, а материалом…»)

- свобода («…взрослый не может знать, сколько времени нужно ребенку, и что именно ему нужно…»)

- внутреннее псих. влечение к действию

«Утонченные чувства облегчают внимательное наблюдение окружающей среды, а среда привлекает внимание, следовательно происходит психосенсорное восприятие». На­блюдая за детьми, учитель понимает, когда можно перейти к уроку. Важно, чтобы ребенок сам приносил данный материал, знал место этого материала и по привычке убирал его туда после окончания работы. Необходимо принять во внимание следующее:

— как только ребенок будет готов к выполнению задачи, нужно правильно выбрать момент для урока;

— во время урока решающими являются атмосфера и личный контакт с ребенком;

— на столе или на ковре должен лежать только материал для урока и никакой другой;

— урок по использованию того или иного материала должен быть ясным и недвусмыслен­ным. Медленные и понятные действия играют решающую роль. При этом следует как мож­но меньше говорить. Важно не мешать контакту ребенка с материалом;

— учитель показывает всю последовательность действий при работе с материалом, так что­бы ребенок смог узнать и воспроизвести эти действия. Как только ребенок понял урок, он переходит к самостоятельной работе, а учитель наблюдает за ним. Затем учитель покидает ребенка, но смотрит на него с некоторого расстояния;

— если ребенок после преподанного урока работает с материалом неправильно, его ни в коем случае нельзя порицать за это. Нужно повторить урок позже, в более благоприятный момент времени;

— после урока ребенок далее работает самостоятельно. Робкого ребенка учителю следует побуждать и воодушевлять, но никогда не заставлять выполнить показанное упражнение с материалом;

— как только ребенок научится обращаться с материалом самостоятельно, можно разумно комбинировать и варьировать соответствующие материалы;

— в дальнейшем уроки могут преподаваться как одному ребенку, так и нескольким од­новременно. Но наиболее важен первый урок. Определение индивидуального уровня разви­тия ребенка, личный контакт, пристальное внимание к нему имеют основное значение.

После длительной и интенсивной работы с материалом нужно закрепить приобре­тенные навыки и ввести новые понятия. Средство — трехступенчатый урок. Период перед 3СУ — когда ребенок может приобрести остроту восприятия, момент простой фокусировки внимания, когда предмету еще нет названия. Во время 3СУ мы выстраиваем в сознании ре­бенка концепцию восприятия, которая органично связана с фокусировкой, следствием яв­ляется более сильное развитие. Переход к №СУ происходит в момент снижения концентра­ции. Большое внимание необходимо уделить тону голоса.

Структура:

1-я ступень:

Учитель устанавливает связь между предметом и его названием, то есть он указывает на предмет и ясно, четко произносит его название. Так вещь и название прочно ассоциируются друг с другом. Название связывается с конкретной вещью.

2-я ступень:

Учитель произносит название предмета, ребенок должен указать соответствующий предмет и дать его учителю, положить его на стол или отнести обратно на место. Из-за частой сме­ны поручений ребенок постепенно учится быстро наводить порядок, не теряя интереса к этому занятию. Повторения должны быть многочисленными, интересными для ребенка и учитывающими его сильное стремление к движению.

3-я ступень:

Учитель указывает на предмет и просит ребенка назвать его. Пассивный словарь становит­ся активным. Ребенок теперь знает и предмет, и его название. Третья ступень представляет собой контроль второй ступени. Таким образом, ребенок расширяет свой активный словарь.

Данный вовремя трехступенчатый урок (3СУ) дает ребенку новые знания и навыки, расширяет представления об окружающем мире. Урок дает ребенку ключ к миру, которым тот открывает для себя новые грани и измерения мира. Знания, приобретенные с помощью материала, будут применены и испытаны ребенком на его окружении. Ребенок нормализует себя: его духовный потенциал растет, возможности концентрируются и расширяются. Свя­зи между его внутренним и окружающим миром будут углубляться и укрепляться, его «я» проснется. Он станет независимым.

Принципы построения материала:

1. Конкретность (каждый предмет выражает собой одно качество, разница между предметами точна, существует четкая градация, два крайних предмета контрастны)

2. Эстетичность («голос материала»)

3. В материале заложено действие

4. Материал ограничен по количеству предметов (границы материала сохраняют его энергию)

5. Заложенный контроль ошибок (механический — цилиндры либо визуальный - башня)

6. Изоляция стимула (сложности)

Материалы построены таким образом, чтобы развивать по отдельности различные сферы чувств, таких, как осязание, вкус, обоняние. На этих материалах ребенок учится так­же слушать тишину и звуки, различать вес, цвет и форму предметов. Дифференцированное совершенствование умения осознанно воспринимать подобные ощущения дает возмож­ность ребенку сконцентрироваться на каком-либо одном из них. Таким образом, он учится управлять своими эмоциями и постигать мир во всем многообразии.

Точно так же обстоит дело с принципом «от простого к сложному». Для каждой сферы чувств имеются материалы различной степени сложности. Каждый отдельный мате­риал рассчитан на определенную степень сложности, но все вместе материалы связаны между собой и образуют единое целое. Ребенок занимается с одним материалом до тех пор, пока вдоволь не насладится им и не перейдет на следующую ступень трудности.

Ребенок любит повторения и прекращает занятия тогда, когда его потребность

удовлетворена. При этом он в равной мере тренирует свою моторику и сенсорику.

Наряду с вертикальным членением Монтессори-материалов (различные степени сложности) имеется горизонтальный порядок. Под этим подразумеваются параллельные упражнения, к которым ребенок на долгое время сохраняет интерес. Измененная форма деятельности позволяет на одну и ту же учебную задачу взглянуть под другим углом зре­ния. Таким образом, проблема осознается глубже, и открываются ее новые грани.

Самодеятельность, выбор материала, совершенствование методов работы способ­ствуют развитию организационных возможностей ребенка. Он учится планировать, подго­тавливать, распределять, согласовывать, выполнять договоренность, работать сообща с дру­гими, короче: он учится вести себя дифференцированно, эффективно и целенаправленно.

Когда ребенок сконцентрирован на работе, педагог ему не нужен. Прерывать необхо­димо только деструктивную деятельность.

Если ребенок выполняет работу механически, без увлечения и концентрации — сле­довательно, он готов к новому заданию.

«Психосенсорные упражнения» - так как они способствуют внутреннему совершен­ствованию.

упражнения из практической жизни - student2.ru

ПОДГОТОВЛЕННАЯ СРЕДА

«Первым делом я обратила внимание на окружающую среду…»

«В комнате не должно быть больше детей, чем может вместить сердце ребенка»

«Материал должен иметь свой голос»

Один из важнейших факторов педагогики Монтессори – разрушение традиционной фронтальной классно-урочной системы и создание оригинального учебного процесса для детей, построенного на признании за каждым учеником права на значительную автономию и самостоятельность, на свой темп работы и специфичные способы овладения знаниями.

Это симбиоз ребенка, среды и взрослого. Каждая составляющая воздействует на другую и сама подвергается воздействию: взрослый подготавливает среду — среда сигнализирует, все ли в порядке, ребенок работает с материалом — материал развивает ребенка, взрослый проводит презентацию с ребенком — ребенок показывает, когда он готов идти дальше

упражнения из практической жизни - student2.ru упражнения из практической жизни - student2.ru Реб

 
  упражнения из практической жизни - student2.ru

Взр Ср

Возможный цветовой код для зоны:

- УПЖ - зеленый

- Сенсорика - розовый

- Язык - голубой

- Математика — желтый

Принципы организации среды:

1. Безопасность (Среда - это пространство, в котором ребенок чувствует себя защищен­ным. Страх вызывает реакцию блока. )

2. Безоценочность отношений (т.к. оценка влечет страх не быть оцененным)

3. Все пособия должны быть в порядке (не сломаны, в первозданной комплектации)

4. Материалы должны быть чистыми

5. В материале должны быть только те предметы, которые нужны ребенку

6. Материалы располагаются сверху вниз от простого к сложному слева направо

7. Материалы упорядочены, расположены в логической последовательности

8. Материал должен иметь голос, быть эстетичным

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Основная задача педагога — освобождение духа, обучение не должно приносить усталости, оно должно наполнять энергией. Концентрация ребенка может быть нарушена даже взгля­дом. Педагог должен быть частью мебели. Ребенку предоставлена свобода выбора, при этом большое внимание уделяется так называемой «нормализации» (умению ребенка рабо­тать, не мешая другим).

Подготовленная окружающая среда - это система специальных материалов, их расположе­ние в классе, разновозрастные группы. Наличие в группе ребят разного возраста способ­ствует их взаимообучению. Эту среду ребенок воспринимает и сознательно, и неосознан­но, свободно проявляя себя в разных видах деятельности.

упражнения из практической жизни - student2.ru

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

«Ребенок здоров тогда, когда есть здоровые отношения между школой и домом»

Необходимо обзвонить родителей в начале года, позвать на собрание (чай).

Мы может работать только во взаимодействии с родителями. Первая встреча — желательно индивидуально.

Родительское собрание:

1. Знакомство с педагогами

2. Знакомство с новыми родителями

3. Памятка по режиму работы группы, питанию, вопросам одежды и обуви

4. Предложения по внеклассной работе (от родителей и педагогов)

5. План мероприятий на год (Новый Год, Масленица, Окончание учебного года, и т.п.)

6. Что нового?

7. Индивидуальные беседы с новыми родителями (найти контакт с ребенком и роди­телем, показать все в классе, узнать про особенности ребенка - питание, аллергия, сон, интересы, разъяснить задачи учебного года)

8. По концу учебного года необходимо составить резюме по каждому ребенку,

Наши рекомендации