Раздел 2 Игры-упражнения на формирование представлений об использовании вспомогательных средств в проблемной практической ситуации

Цель занятий - познакомить детей с различными вспомо­гательными средствами или орудиями, со способами их исполь­зования в тех случаях, когда предмет-орудие специально не из­готавливается и способ действия с ним не предусматривается. Ребенок выявляет внутренние связи между предметом-целью и предметом-средством в определенной ситуации и использует эти связи (например, мяч, далеко закатившийся под шкаф, ре­бенок достает клюшкой).

Необходимо не только дать детям представление о проблем­ных практических задачах, о применении вспомогательных средств и орудий, но и обеспечить перенос полученных пред­ставлений на разнообразные ситуации, в которых детям при­ходится самостоятельно достигать цели с помощью предметов-заместителей. Такие ситуации можно специально создавать на занятиях или использовать ситуации, созданные самой жиз­нью в быту и на прогулках (например, необходимость достать мешок с игрушками, достать мяч, закатившийся под веранду и т.п.).

Необходимо объяснить и показать детям, что разные ору­дия могут служить одной и той же цели и, наоборот, одно и то же орудие может быть использовано для достижения разных це­лей. Например, лопатка-это предмет, имеющий фиксирован­ное назначение - копать. Но в том случае, если какой-либо пред­мет повис на дереве, на суку, лопатка может быть использована вместо палки. Или под шкаф закатилась игрушка - тогда можно использовать лопатку, чтобы достать эту игрушку.

Важно научить детей переносу способа использования вспо­могательных предметов (средств) из одной ситуации в другую, сходную. Поэтому занятия необходимо проводить в различных помещениях дошкольного учреждения: методическом кабине­те, музыкальном зале, учебной и групповой комнатах, на про­гулочной площадке и т.д.

ИГРА «ДОСТАНЬ КЛЮЧИК!»

Оборудование: заводная игрушка, ключик.

Ход занятия. Педагог показывает ребенку новую завод­ную игрушку. Ключик от игрушки висит так высоко, что, стоя на полу, ребенок не может его достать. Задача заключается в том, чтобы использовать стул в качестве вспомогательного сред­ства для достижения цеди (для доставания ключика). Стул на­ходится в поле зрения ребенка (рис. 1).

Педагог просит ребенка достать ключик. Он дает возмож­ность ребенку пробовать различные методы: подпрыгивать, ста­новиться на носки, тянуться рукой - и помогает ребенку сде­лать вывод, что таким образом ключик не достать, потому что он висит высоко. Затем педагог предлагает ребенку подумать и поискать, что может помочь ему достать ключик, т.е. направ­ляет ребенка на активный поиск вспомогательного средства. Если ребенок сам не догадывается взять стул, педагог подска­зывает ему. После того как ребенок достает ключик, педагог фиксирует его внимание на всех этапах решения задачи. Он говорит: «Молодец. Тебе надо было достать ключик. Рукой ты достать не мог, ключик висел высоко. Поэтому ты нашел стул, встал на него и достал ключик». Педагог помогает ребенку за­вести игрушку и дает возможность поиграть с ней. После игры он просит ребенка рассказать о своих действиях.

Раздел 2 Игры-упражнения на формирование представлений об использовании вспомогательных средств в проблемной практической ситуации - student2.ru

Примечание. Группа детей находится вне учебной комнаты с воспитателем. Педагог приглашает к себе по одному ребенку. Каждый ребенок, выполнивший задание, остается в учебной комнате и наблюдает за действиями следующего ребенка. Пе­дагог учит проявлять выдержку и не подсказывать другим де­тям, как выполнять задание. В конце игры педагог привлекает всех детей к словесному осмыслению и обобщению опыта дей­ствия.

ИГРА «ДОСТАНЬ МИШКЕ МЯЧИК!»

Оборудование: мишка, мяч, палка.

Ход занятия. Педагог приглашает ребенка поиграть с мишкой в мячик, закатывает мячик под шкаф так, что рукой его не достать. Мишка «просит» у ребенка мячик. Ребенок дол­жен догадаться использовать палку для доставания мячика. Палка находится в поле зрения ребенка. Если ребенок не дога­дывается использовать палку, педагог помогает анализировать условия. Он указывает жестом на палку и говорит: «Мы не мог­ли рукой достать мячик. Мы искали, что поможет, и нашли пал­ку. Мы достали мячик палкой». Затем педагог играет с ребен­ком и мишкой в мячик. В конце игры педагог обобщает: «Если рукой достать нельзя, надо искать, что поможет».

ИГРА «ДОСТАНЬ КУКЛЕ ШАРИК!»

Оборудование: кукла, пластмассовый шарик, желобок.

Ход занятия. Педагог показывает ребенку куклу и же­лобок, говорит: «Кукла хочет с тобой поиграть. Надо достать шарик. Достань шарик!» (рис. 2).

Шарик лежит на шкафу так высоко, что, стоя на полу, ре­бенок не может достать шарик. Для этого он должен взять стул, находящийся в его поле зрения. Если ребенок не догадывается использовать стул, педагог помогает ему проанализировать ус­ловия задачи: «Рукой можешь достать шарик? Подумай, что тебе поможет достать шарик?» При этом педагог указывает жестом на стул. Если и после этого ребенок не выполняет задание, используется показ и объяснение. Затем дети катают ша­рик по желобку. В конце игры педагог уточняет: «Что тебе по­могло достать шарик? Шарик лежал высоко, а ты маленькая. Ты встала на стульчик и стала выше. Тебе стульчик помог достать шарик».

Раздел 2 Игры-упражнения на формирование представлений об использовании вспомогательных средств в проблемной практической ситуации - student2.ru

ИГРА «ДОСТАНЬ ИГРУШКУ!»

Оборудование: заводная игрушка, ключик.

Ход занятия. Педагог приглашает ребенка и дает ему ключик от заводной игрушки. Заводная игрушка в прозрачном пакете висит высоко. Ребенок должен достать ее, использовав в качестве вспомогательного средства банкетку.

Педагог предлагает достать заводную игрушку и поиграть с ней. В случае затруднения педагог помогает ребенку проана­лизировать ситуацию: «Ты можешь достать рукой игрушку? Почему? Ты маленький, а игрушка высоко. Давай поищем, на что можно встать, чтобы достать игрушку. Вот, давай возьмем эту банкетку, ты на нее встанешь и попробуешь достать». После того, как ребенок достанет игрушку, педагог помогает завести ее ключиком. Ребенок заводит игрушку несколько раз, они вместе радуются. Затем педагог уточняет действия: «Если иг­рушка находится высоко, надо искать, на что можно встать, чтобы стать выше и достать игрушку».

ИГРА «СТОЛКНИ МЯЧ!»

Оборудование: корзина, палка, мяч (рис. 3).

Ход занятия. Педагог сажает ребенка около края сто­ла. У противоположного края стола находится мяч на таком расстоянии, что ребенок не может достать его рукой. Рядом с ребенком, на столе, лежит палка. Педагог просит его столкнуть мяч в корзину, которая стоит на полу около стола. Вставать со стульчика ребенку не разрешается. Если он не догадывается сразу взять палку для сталкивания мяча, педагог говорит: «По­думай, как столкнуть. Посмотри, может быть, тебе что-то по­может столкнуть мяч» - указывает жестом на палку. В случае необходимости педагог показывает, как надо выполнить зада­ние. В конце игры он подводит итог: «Что тебе помогло столк­нуть мяч? Если не достанешь рукой, надо искать, что поможет».

Раздел 2 Игры-упражнения на формирование представлений об использовании вспомогательных средств в проблемной практической ситуации - student2.ru

ИГРА «ДОСТАНЬ МАШИНКУ!»

Оборудование: заводная машинка, лопатка с длинной палочкой.

Ход занятия. Педагог заводит машинку, которая «слу­чайно» заезжает под шкаф. Ребенок не может достать игрушку рукой. Педагог просит его достать машинку, а затем с ней по­играть. Для этого ребенок должен использовать лопатку, ко­торая лежит вне поля зрения его, на подоконнике. Если ребе­нок пытается доставать игрушку рукой, надо дать ему убедиться, что рукой достать игрушку нельзя. Педагог направ­ляет ребенка на поиск орудия и говорит: «Давай поищем, что тебе поможет достать машинку». При необходимости указы­вает жестом на лопатку: «Посмотри, может там есть что-то, что тебе поможет». При затруднении педагог говорит: «Возьми эту лопатку, попробуй этой лопаткой достать машинку». За­тем организуется игра с заводной машинкой. В конце игры пе­дагог напоминает: «Надо всегда искать, что поможет достать игрушку».

ИГРА «ДОСТАНЬ МЯЧ!»

Оборудование: мяч, сачок с длинной палочкой.

Ход занятия. Игра проводится в зале. Играя с детьми в мяч, педагог «случайно» закатывает его под шкаф. Чтобы дос­тать мяч, дети должны использовать сачок с длинной палоч­кой, который нужно принести из групповой комнаты. При зат­руднении педагог напоминает детям, что в групповой комнате лежит предмет, который поможет им достать мяч. После вы­полнения задания педагог обобщает: «Если рукой достать нельзя, надо всегда искать, что поможет».

ИГРА «ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ»

Оборудование: шесть воздушных шаров с длинными ленточками.

Ход занятия. Педагог приносит в учебную комнату не­сколько воздушных шаров. К шарам заранее прикреплены длинные ленточки. Дети бросают шары вверх и пытаются их поймать. Несколько шаров падает на шкаф. Педагог предла­гает детям достать шары со шкафа. Дети тянут шары за лен­точки, если могут достать, если же нет, должны догадаться использовать вспомогательное средство: скамейку, стул, бан­кетку и т.д.

Если дети не используют эти вспомогательные средства, на помощь приходит педагог. В конце игры педагог обобщает дей­ствия детей: «Если ленточка свисает, шарик удобно достать за лен­точку, а если ленточки не видно, надо искать стул, скамейку».

ЗАДАНИЕ «УКРАСИМ КОМНАТУ!»

Оборудование: пластмассовые снежинки с ниточками (или фонарики с ниточками).

Ход занятия. Педагог сообщает детям, что скоро будет праздник - Новый год; надо украсить комнату, повесить сне­жинки. Он говорит, что снежинки надо повесить в разные мес­та комнаты: на высокую планку около доски, на гвоздик около картины, на гвоздик около книжной полки и т.д. Затем детям раздают снежинки и предлагают их повесить. Дети должны ис­пользовать различные вспомогательные средства - стулья, ска­мейку, банкетку, которые находятся вне поля их зрения. При затруднении педагог помогает найти эти средства и выполнить задание каждому ребенку. Все радуются украшениям, и каж­дый ребенок рассказывает, что ему помогло так высоко пове­сить снежинку.

ИГРА «ДОСТАНЬ КАМЕШКИ!»

Оборудование: аквариум, банка с камешками, деревян­ная ложка с длинной палочкой.

Ход занятия. Педагог обращает внимание детей на ак­вариум и говорит: «В аквариуме рыбки живут. А в банке есть камешки. Надо достать из банки камешки и опустить их в ак­вариум». Недалеко от банки лежит ложка. Если дети тянутся рукой достать камешки, педагог говорит: «Нет, рукой неудоб­но, рукав можно замочить. Надо подумать, чем удобно доста­вать камешки. Попробуем достать их ложкой». Педагог пока­зывает способ действия. Дети по очереди достают камешки и опускают в аквариум. Педагог сообщает: «Ложкой удобно дос­тавать камешки из банки».

Примечание. После серии проведенных игр, где дети стал­кивались с решением проблемных практических задач, их сле­дует подвести к пониманию того, что, если предмет находится высоко, нужно встать на стул, скамейку, банкетку и т.д. Если же игрушки попадают под какой-либо предмет или в щель, куда нельзя проникнуть рукой, надо искать вспомогательные сред­ства: сачок, лопатку, клюшку и т.д. Таким образом, в конце серии проведенных игр педагог обобщает в словесном плане способы ориентировочно-иссле­довательской деятельности и способы решения практических задач.

Наши рекомендации