А внутри традиционной структуры урока
Б нетрадиционный, творческий урок (гибкая и вариативная структура)
В /возможен также вариант отказа от классно-урочной формы — например, посредством перехода к методу проектов (см. Дальтон-план) или к другим формам индивидуального обучения/
ПОДРОБНО:
А. внутри традиционной структуры урока
Совершенствование средств и способов организации деятельности учащихся на уроке на основе современного понимания сущности и характера обучения:
- гармоничное сочетание познания, практической деятельности и общения на уроке;
- развитие самостоятельности и уровня активности учащихся на уроке;
- сочетание индуктивных и дедуктивных способов работы над материалом;
- использование современных способов передачи информации, в том числе, аудиовизуальных средств;
- увеличение удельного веса практических работ в структуре урока;
- преодоление ориентации на «среднего» учащегося;
- возможность выбора индивидуального способа изучения материала;
- интенсификация учебного процесса;
- усовершенствование системы контроля;
- создание условий для сознательного усвоения учениками изучаемого материала.
Б. Поиски гибкой и вариативной структуры урока и расширение типологии урока.
В данном случае речь может идти о так называемомнетрадиционном или творческом уроке.
Творческий урок характеризуется тем, что
- учитываются потребности детей;
- присутствует «живая» проблема или задача, и ее решение не очевидно даже для учителя;
- отсутствуют однозначные результаты, «правильные» ответы;
- получаемый результат всегда уникален и отражает степень творческого самовыражения ученика.
Примеры нетрадиционных (творческих) уроков:
урок-эксперимент,
урок работы с первоисточниками (культурно-историческими аналогами),
интегративный урок,
межпредметный урок,
урок-путешествие (реальное, виртуальное),
урок защиты творческих работ,
урок-проект (с использованием метода проектов),
урок – КВН,
урок – «суд над явлением»,
урок-спектакль, урок – «круглый стол»,
урок - творческий отчет.
В. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ, АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ КЛАССНО-УРОЧНОЙ:
1 Белл – ланкастерская система взаимного обучения/мониторная система/ (кон. 18. – нач. 19 вв, Англия, Д.Ланкастер; Индия, А.Белл,) – учитель обучал только группу старших учащихся, которые, получив соответствующие инструкции, вели занятия с младшими.
Д.Ланкастер, 1798 год, Лондон, собрал более 1000 учеников с фабричных окраин Лондона и начал учить их грамоте, обходясь без учителей.
Священник А.Белль использовал эту систему в Индии, где служил в сиротском приюте для детей английских солдат.
1811 г., Англия; появилось «Национальное общество распространения образования среди бедных».
В России правительство проявило к этой системе интерес, но система не прижилась.
Известно, что ее использовали декабристы, отбывавшие ссылку в Сибири, для обучения грамоте крестьянских детей.
2 Дальтон-план (нач. 20 в., США, г.Дальтон, Елена Пакхерст). Индивидуализированные лабораторные занятия. Коллективная работа – 1 час в день. Опора на самостоятельную учебную деятельность учеников. Учебные задания на год с разбивкой по месяцам. Индивидуальные консультации и отчет по проделанной работе. Цель – дать ученику возможность учиться с оптимальной для него скоростью и в темпе, соответствующим его способностям. /позволял приспособить темп обучения к реальным возможностям учеников, приучал к самостоятельности, проявлению инициативы; но, в целом, уровень обученности снизился, т.к. большинству учащихся самостоятельное овладение знаниями, умениями и навыками оказалось не под силу/.
Принципы:
свобода — право заниматься теми предметами, которые ео интересуют сейчас, и тем материалом, который его захватывает; ему дана возможность свободного выбора источников информации, книг, места занятий, круга общения
самостоятельность — каждый ученик работает над учебной задачей самостоятельно, в своем темпе, в соответствии со своими способностями
сотрудничество — кроме индивидуальной работы, организуется работа в группах, чаще — разновозрастных. Ученики вместе устанавливают правила работы, общения и поведения.
У каждого ученика есть личная «подрядная карточка», где за каждую неделю фиксируется изученный материал по предмету.
Учитель ведет свой «учебную карточку» на каждого ученика, гле фиксирует время его работы в предметной лаборатории.
Один раз в месяц — учебные занятия по предмету для всего класса.
В настоящее время дальтон-план востребован в Бельгии, Голландии, Германии, Швеции, прежде всего, в начальной школе.
Но излишняя ориентация системы на интересы детей ведет к тому, что знания оказываются фрагментарными. Поэтому старшая средняя школа эту систему не использует.
Достоинства:
- ученики работают спокойно и в своем темпе; «слабые» всегда могут рассчитывать на индивидуальные консультации учителя и на поддержку своей группы, а «сильные» имеют возможность оторваться от общей программы и углубиться в предмет
- ученики чувствуют себя в такой системе более свободно, чем на кроке, здесь царит атмосфера доброжелательных отношений и серьезного труда, нет необходимости в прямом авторитарном дисциплинировании
- ученики учатся ценить время, планировать свою работу, осваивают опыт самостоятельной учебной деятельности
3 Бригадно-лабораторный метод.
Одна из организационных форм учебных занятий; применялся в СССР в общееоразовательных школах, а также в вузах и техникумах в 20-х — нач. 30-х гг.
Сложился под влиянием дальтон-плана, строившегося на началах индивидуальной работы учащихся.
В основу организации работы были положены бригады, создаваемые из учащихся во главе с бригадиром. Учащиеся работали по заданиям, рассчитанным на срок от 2 нед до 1 мес, в них указывалась учебная литература, контрольные вопросы, предусматривались задачи и упражнения.
Бригадно-лабораторный метод включал общую работу класса, коллективную работу бригады, индивидуальную работу каждого ученика.
В общую работу класса входили планирование работы, обсуждение заданий, подготовка к общим экскурсиям, объяснение нового, трудного для самостоятельных ученических изысканий материала, разъяснение встретившихся затруднений, общих для нескольких бригад, и учёт (итоговые конференции). Как дополнение к заданиям на общих занятиях проводились беседы, чтение вслух статей и т. д.
После выполнения всех заданий проводились заключительные занятия, на которых отчитывались бригады; оценивалась их работа в целом.
Индивидуальный учёт труда каждого ученика отсутствовал, в результате в бригадах работали главным образом наиболее активные, сильные учащиеся. Всё это отрицательно сказывалось на знаниях учащихся, порождало обезличивание и безответственность.
В пост. ЦК ВКП(б) от 25 авг. 1932 практика превращения бригадно-лабораторного метода в универсальный метод ученической работы была осуждена.
Вместе с тем из практики советской школы были изъяты и положительные стороны подобной организации учебной работы (деятельность малых групп, курс на самостоятельность и пр.).
Опыт активизации познавательной деятельности учащихся путём рационального сочетания индивидуальной, групповой и общеклассной форм организации учебно-воспитательного процесса используется в современной школе.
ТЕМА 25 ПОДГОТОВКА К УРОКУ. ПЛАНИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ УРОКА
Подготовка к уроку, планирование урока
Работа с
*государственным образовательным стандартом,
*(типовым) учебным планом,
*(типовыми) учебными программами,
*учебными пособиями,
*научной и методической литературой,
*учебно-методическим комплектом.
*составление плана
План-конспект учебного занятия содержит
- цели, задачи, методы и приемы воспитания ребенка в границах темы занятия;
- учебные цели и задачи, расширяющие тему базовой программы;
- образцы заданий, вопросов, изделий, наглядного материала;
- ведущие виды деятельности участников занятия;
- структура занятия и обоснование последовательности его этапов;
- содержание деятельности педагога, детей на каждом этапе занятия;
- мотивация деятельности детей на каждом этапе занятия;
- формы и способы взаимодействия с детьми, общение;
- диагностика (определение) начального уровня знаний детей, развиваемых в ходе занятия;
- приемы управления вниманием, активизация детей;
- типичные затруднения детей, причины и необходимые действия педагога для их ликвидации;
- образцы корректирующих упражнении;
- приемы работы с вспомогательной литературой, пособиями, дополнительным материалом;
- диагностика результатов занятия, подведение итогов.
ИЛИ, ИНАЧЕ:
В плане-конспекте урока отражаются: -
*дата проведения урока и его номер по тематическому плану;
*название темы урока и класса, в котором он проводится;
*цели и задачи образования, воспитания, развития школьников;
*структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам;
*содержание учебного материала;
*методы и приемы работы учителя и учащихся в каждой части урока;
*учебное оборудование, необходимое для проведения урока;
*задание на дом.
АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ
(Схема экспертной оценки и анализа результативности занятия)
Общие сведения.
Учитель... Класс (группа)... Количество учащихся в группе... Состав учащихся на момент проведения занятия... Время проведения... Тема занятия... Тип занятия...
Цели занятия: Познавательная... Развивающая... Воспитывающая...
Пункты 2 — 5 целесообразно отразить в таблицах, исходя из уровней: оптимальный, достаточный, критический, недостаточный.