Тема 20 познавательный интерес и его формирование

Когда мы говорим о мотивации ребенка, то не можем обойтись без такого понятия, как детский интерес.

Познавательный интерес, т. е. интерес к познаниюобладаетнаибольшей силой среди мотивов учебной деятельности.

Побуждение познавательного интереса связано с единством трех его сторон: познавательной, эмоциональной и волевой, которые составляют его структуру.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Познавательный интерес –избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность.

Л.С. Выготский определяет интерес как форму проявления инстинкта, как нацеленность психического аппарата ребенка на определенный предмет.

Существует психологическое правило перехода естественных интересов к интересам прививаемым,

Воспитание которых и есть главная цель.

Чтобы предмет нас заинтересовал, он должен быть связан с чем-либо привлекающим нас, уже знакомым,

Но он должен заключать в себе и новые формы деятельности.

К новому детскому интересу надо идти через уже существующий детский интерес.

Например, Торндайк предлагал для изучения химии использовать естественный интерес детей к кухне, но так, чтобы потом интерес к химии подавил интерес к кухне.

Совершенно новое и совершенно старое не способно заинтересовать нас.

ОСОБЕННОСТИ:

а.Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.

б. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению.

в. Познавательные интерес является важнейшим фактором повышения познавательной активности, мотивации учения.

г.Познавательный интересположительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания.

МОДИФИКАЦИИ (ПРОЯВЛЕНИЯ) ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

А. Познавательный интерес как средство обучения /средство активизации познавательной активности, познавательной деятельности/

Б. Познавательный интерес как мотив учебной деятельности./учусь, потому что интересно/

В. Познавательный интерес как устойчивое качество личности./характеристика человека: интересуется музыкой.../

++++++++++++

Интересы делятся на:

эпизодические, возникающие в ходе деятельности и угасающие с ее окончанием,

постоянные, характеризующие устойчивое отношение человека к окружающей его действительности.

++++++++++++++

НАЛИЧИЕ ИНТЕРЕСА ЗАВИСИТ ОТ:

- от уровня и качества их знаний учеников, сформированности способов умственной деятельности;

-от отношения школьников к учителям.

++++

СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА:

Любопытство.

Ситуативно, эмотивно, связано с новизной ситуации, с занимательностью того или иного предмета. Быстро исчезает – с исчезновением новизны.

Любознательность.

Проявляется в стремлении проникнуть за пределы увиденного, активном видении мира, расшифровке его тайн; в стремлении знать больше, чем обычно дается на уроке, выяснять вопросы, возникающие, например, в результате наблюдений.

/Собственно/ познавательный интерес.

Яркая избирательная направленность учебных предметов; стремление проникнуть в многообразие мира, отразить в сознании его существенные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.

Теоретический интерес.

Связан со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки.

Для этого у учеников необходимо развивать теоретическое мышление, способность к рефлексии, анализу…

++++++

В идеале в основе мотивационной сферы учения должна лежать любовь к знаниям.

ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ (ПУТИ И СРЕДСТВА) ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ:

А. -личность педагога,

- его профессиональная компетентность,

- его эрудиция,

- его отношение к учащимся,

· увлеченное преподавание,

·доверие к ученику,

· педагогический такт и мастерство педагога,

· гуманизация школьных отношений

Б. - отбор содержания образования /связь с жизнью, интерес, новизна учебного материала/;

- организация учебной деятельности,

- выбор наиболее эффективных методов, средств, форм обучения;

· чередование форм и методов обучения,

- хорошо оборудованный кабинет,

- эффективный контроль и оценивание достижений учащихся.

- использование нетрадиционных форм обучения, групповых форм работы, активных (эвристических, продуктивных) методов обучения,

- использование деловой игры;

- постановка проблемных задач, постановка творческих задач, создание творческих ситуаций; эвристическое обучение

- индивидуальный подход к учащимся, индивидуализация и дифференциация обучения.

· связь знаний с судьбами людей, их открывшими,

показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями школьников,

- обучение с компьютерной поддержкой,

- применение мультимедиа-систем,

- использование интерактивных компьютерных средств,

- взаимообучение (в парах, микрогруппах),

- тестирование знаний, умений,

- показ достижений обучаемых,

В.- стиль взаимодействия, общения педагога и учащихся,

- благоприятный психологический климат в коллективе, положительный эмоциональный фон,

- создание ситуаций успеха и обеспечения роста достижений

- создание ситуаций самооценки, ситуаций стимулирования к самостоятельным суждениям и оценкам,

- создание ситуаций самостоятельности принятия решений, ситуаций выбора,

- создание ситуаций риска,

- создание ситуаций оказания помощи и взаимопомощи,

- создание ситуаций критики и т.д.

- соревнование (с товарищами по классу, самим собой),

+++++++++++++++

Мотивы, которые отрицательно влияют на процесс усвоения знаний, учебные интересы и отношение к школе:

- отсутствие желания учиться,

- неумение учиться,

- неумение организовывать свой учебный труд,

- отставание в учебе,

- недостаточные знания, умения и навыки,

- недисциплинированность,

- отрицательное влияние товарищей и семейной обстановки.

++++++++++++++++++++++++++

ИНТЕРЕС

Важнейшие предпосылки формирования у школьника интереса к учению.

1. Понимание им смысла учебной деятельности, осознание ее важности лично для себя. Интерес к содержанию учебного материала и к самой учебной деятельности может формироваться только при условии, что учащийся имеет возможность проявлять в учении умственную самостоятельность и инициативу.

2. Новизна учебного материала и его разнообразие, а также разнообразие методов преподавания. Средствами обеспечения этих свойств учебного материала и учебного процесса являются не только введение в них новой информации, знакомство учеников со все новыми объектами изучения, но и открытие новых сторон в уже известных учащимся объектах, показ им нового и неожиданного в привычном и обыденном.

3. Эмоциональная окраска преподавания, живое слово учителя.

Если педагог демонстрирует собственный интерес к предмету, находит яркие, убедительные примеры, умело использует интонационную окраску материала, субъективная трудность усвоения даже самого сложного учебного предмета снижается, а интерес к нему повышается.

ТЕМА 21

ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО СТРУКТУРА

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ

Наши рекомендации