Тема 20 познавательный интерес и его формирование
Когда мы говорим о мотивации ребенка, то не можем обойтись без такого понятия, как детский интерес.
Познавательный интерес, т. е. интерес к познаниюобладаетнаибольшей силой среди мотивов учебной деятельности.
Побуждение познавательного интереса связано с единством трех его сторон: познавательной, эмоциональной и волевой, которые составляют его структуру.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Познавательный интерес –избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность.
Л.С. Выготский определяет интерес как форму проявления инстинкта, как нацеленность психического аппарата ребенка на определенный предмет.
Существует психологическое правило перехода естественных интересов к интересам прививаемым,
Воспитание которых и есть главная цель.
Чтобы предмет нас заинтересовал, он должен быть связан с чем-либо привлекающим нас, уже знакомым,
Но он должен заключать в себе и новые формы деятельности.
К новому детскому интересу надо идти через уже существующий детский интерес.
Например, Торндайк предлагал для изучения химии использовать естественный интерес детей к кухне, но так, чтобы потом интерес к химии подавил интерес к кухне.
Совершенно новое и совершенно старое не способно заинтересовать нас.
ОСОБЕННОСТИ:
а.Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.
б. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению.
в. Познавательные интерес является важнейшим фактором повышения познавательной активности, мотивации учения.
г.Познавательный интересположительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания.
МОДИФИКАЦИИ (ПРОЯВЛЕНИЯ) ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
А. Познавательный интерес как средство обучения /средство активизации познавательной активности, познавательной деятельности/
Б. Познавательный интерес как мотив учебной деятельности./учусь, потому что интересно/
В. Познавательный интерес как устойчивое качество личности./характеристика человека: интересуется музыкой.../
++++++++++++
Интересы делятся на:
эпизодические, возникающие в ходе деятельности и угасающие с ее окончанием,
постоянные, характеризующие устойчивое отношение человека к окружающей его действительности.
++++++++++++++
НАЛИЧИЕ ИНТЕРЕСА ЗАВИСИТ ОТ:
- от уровня и качества их знаний учеников, сформированности способов умственной деятельности;
-от отношения школьников к учителям.
++++
СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА:
Любопытство.
Ситуативно, эмотивно, связано с новизной ситуации, с занимательностью того или иного предмета. Быстро исчезает – с исчезновением новизны.
Любознательность.
Проявляется в стремлении проникнуть за пределы увиденного, активном видении мира, расшифровке его тайн; в стремлении знать больше, чем обычно дается на уроке, выяснять вопросы, возникающие, например, в результате наблюдений.
/Собственно/ познавательный интерес.
Яркая избирательная направленность учебных предметов; стремление проникнуть в многообразие мира, отразить в сознании его существенные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.
Теоретический интерес.
Связан со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки.
Для этого у учеников необходимо развивать теоретическое мышление, способность к рефлексии, анализу…
++++++
В идеале в основе мотивационной сферы учения должна лежать любовь к знаниям.
ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ (ПУТИ И СРЕДСТВА) ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ:
А. -личность педагога,
- его профессиональная компетентность,
- его эрудиция,
- его отношение к учащимся,
· увлеченное преподавание,
·доверие к ученику,
· педагогический такт и мастерство педагога,
· гуманизация школьных отношений
Б. - отбор содержания образования /связь с жизнью, интерес, новизна учебного материала/;
- организация учебной деятельности,
- выбор наиболее эффективных методов, средств, форм обучения;
· чередование форм и методов обучения,
- хорошо оборудованный кабинет,
- эффективный контроль и оценивание достижений учащихся.
- использование нетрадиционных форм обучения, групповых форм работы, активных (эвристических, продуктивных) методов обучения,
- использование деловой игры;
- постановка проблемных задач, постановка творческих задач, создание творческих ситуаций; эвристическое обучение
- индивидуальный подход к учащимся, индивидуализация и дифференциация обучения.
· связь знаний с судьбами людей, их открывшими,
показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями школьников,
- обучение с компьютерной поддержкой,
- применение мультимедиа-систем,
- использование интерактивных компьютерных средств,
- взаимообучение (в парах, микрогруппах),
- тестирование знаний, умений,
- показ достижений обучаемых,
В.- стиль взаимодействия, общения педагога и учащихся,
- благоприятный психологический климат в коллективе, положительный эмоциональный фон,
- создание ситуаций успеха и обеспечения роста достижений
- создание ситуаций самооценки, ситуаций стимулирования к самостоятельным суждениям и оценкам,
- создание ситуаций самостоятельности принятия решений, ситуаций выбора,
- создание ситуаций риска,
- создание ситуаций оказания помощи и взаимопомощи,
- создание ситуаций критики и т.д.
- соревнование (с товарищами по классу, самим собой),
+++++++++++++++
Мотивы, которые отрицательно влияют на процесс усвоения знаний, учебные интересы и отношение к школе:
- отсутствие желания учиться,
- неумение учиться,
- неумение организовывать свой учебный труд,
- отставание в учебе,
- недостаточные знания, умения и навыки,
- недисциплинированность,
- отрицательное влияние товарищей и семейной обстановки.
++++++++++++++++++++++++++
ИНТЕРЕС
Важнейшие предпосылки формирования у школьника интереса к учению.
1. Понимание им смысла учебной деятельности, осознание ее важности лично для себя. Интерес к содержанию учебного материала и к самой учебной деятельности может формироваться только при условии, что учащийся имеет возможность проявлять в учении умственную самостоятельность и инициативу.
2. Новизна учебного материала и его разнообразие, а также разнообразие методов преподавания. Средствами обеспечения этих свойств учебного материала и учебного процесса являются не только введение в них новой информации, знакомство учеников со все новыми объектами изучения, но и открытие новых сторон в уже известных учащимся объектах, показ им нового и неожиданного в привычном и обыденном.
3. Эмоциональная окраска преподавания, живое слово учителя.
Если педагог демонстрирует собственный интерес к предмету, находит яркие, убедительные примеры, умело использует интонационную окраску материала, субъективная трудность усвоения даже самого сложного учебного предмета снижается, а интерес к нему повышается.
ТЕМА 21
ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО СТРУКТУРА
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ