Сущностно-содержательная характеристика понятий «познавательный интерес» и «народная песня»

Интерес является одним из постоянных сильнодействующих мотивов деятельности. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности.

Особый вид интереса – интерес к познанию или, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Его область – это познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение необходимыми способами, умениями и навыками, при помощи которых ребёнок получает знания [ с. 65-66]. 1. Волостникова, А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А.Г. Волостникова. – М., 1994. — 75 с.

Познавательный интерес психологи и педагоги изучают с различных сторон, но любое исследование рассматривает его как часть процесса воспитания и развития личности [ 2. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 2005. –160 с.3. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н.Г. Морозова. – М.: Просвещение, 1997. – 95 с.]. Сегодня эта проблема всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности детей, что позволяет творчески работающим воспитателям успешно формировать и развивать интересы дошкольников, обогащать личность, воспитывать активное отношение к жизни.

Как активную познавательную направленность, связанную с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета, явления с радостью познания, преодолением трудностей, созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности, определяет познавательный интерес И.В. Метельский [4.Метельский, И.В. Как поставить перед учащимися учебную задачу с. 27].

Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у воспитанников постоянно возникают вопросы, ответы на которые они сами должны найти. При этом поисковая деятельность дошкольника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъём, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов — мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

С точки зрения С.Л. Рубинштейна и Б.Г. Ананьева, психологические процессы, включённые в познавательный интерес, – это не сумма слагаемых, а особые связи, своеобразные взаимоотношения. Интерес – это «сплав» многих психических процессов, создающих особый тонус деятельности, особые состояния личности. [5. И.В. Метельский. – М.: Педагогическое общество России. — 2004. — 57 с. с. 79].

Развитие познавательного интереса осуществляется поэтапно. Учёные называют следующие этапы его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес [1, 2, 5]. И хотя их выделение является в значительной степени условным, наиболее характерные признаки каждого из них являются общепризнанными.

Итак, любопытство – элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание ребёнка. Необходимо отметить, что элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особого значения для развития познавательного интереса у дошкольников. На стадии любопытства ребёнок довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия ещё не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И, тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.

Далее рассмотрим сущность понятия любознательность. Это ценное состояние личности, характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. Для этой стадии развития интереса характерны достаточно сильное проявление эмоций (удивление, радость познания, удовлетворённость деятельностью). В появлении загадок, их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на занятиях, но и в труде, когда ребёнок отрешён от простой исполнительности и пассивного запоминания. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значимую ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске.

Значительный вклад в понимание природы любознательности внесли С.И. Кудинов [6. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интерес: Учёные записки Ленинградского государственного университета / Б.Г. Ананьев — Л., 1959 — 126 с.], К.М. Рамонова [7. Кудинов, С.И. «Психология любознательности: теоретические и прикладные аспекты». Монография / С.И. Кудинов — Бийск: Изд-во НИЦ БиГПИ, 1999. — 270 с.], Г.И. Щукина [2], Г.Н Морозова [3]. Любознательность, согласно С.И. Кудинову, – целостная структура мотивационно-смысловых и инструментально-стилевых характеристик, обеспечивающих постоянство стремлений и готовность индивида к освоению новой информации [6, с. 47]. Любознательность, как считает Г.Н. Морозова, близка к интересу, но она «диффузна, не сосредоточена на определённом предмете или деятельности» [3, с. 31. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н.Г. Морозова. — М.: Просвещение, 1997. — 95 с.].

Как ступень развития интереса, отражающую состояние избирательного отношения ребёнка к предмету познания и степень влияния его на личность, рассматривает любознательность Г.И. Щукина [2, с. 13].

Любознательность, согласно К.М. Рамоновой, – это своеобразная форма активности, отличающаяся рядом особенностей. По её мнению, любознательность:

- это первоначальный этап формирования устойчивой познавательной направленности. Она связана с ориентировочным рефлексом и ориентировочной деятельностью;

- является условием успешной умственной деятельности, которая проходит с наименьшим утомлением и затратной энергии.

Одновременно К.М. Рамонова подчёркивает, что развитие любознательности происходит при условии демонстрации ребёнку противоречивых фактов, побуждающих к поиску причин данных противоречий. Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, которая проявляется у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире [7, с. 14-16].

Наиболее полное определение любознательности даётся С.И. Кудиновым: «Любознательность – целостная структура мотивационно-смысловых и инструментально-стилевых характеристик, обеспечивающих постоянство стремлений и готовность индивида к освоению новой информации. При этом мотивационно-смысловой аспект любознательности выражается через совокупность побуждений и смысловых значений. Инструментально-стилевые показатели отражают силу стремлений, разнообразие приёмов и способов реализации любознательного поведения, тип регуляции и эмоциональных переживаний субъекта, продуктивность, действенность их осуществления в различных сферах жизнедеятельности» [6, с. 58].

Важно отметить, что любознательность как этап развития познавательного интереса представляет собой активное стремление познать окружающий мир, переживание и удовлетворение которого сопровождается положительными эмоциями. Развиваясь, любознательность включается в структуру личности, обеспечивает эффективность познавательной деятельности в дошкольном детстве.

Познавательный интерес проявляется в выявлении причинно-следственных связей и закономерностей, в установлении общих принципов явлений, действующих в различных условиях. Стадия познавательного интереса обычно связывается со стремлением ребёнка к разрешению проблемного вопроса. В центре внимания дошкольника становится не сама по себе деятельность, а вопрос, проблема. Познавательный интерес, как особая направленность личности на познание окружающей действительности, характеризуется непрерывным поступательным движением, содействующим переходу дошкольника от незнания к знанию, от менее полного к более полному и глубокому проникновению в сущность явлений. Для познавательного интереса характерно напряжение мысли, усиление воли, проявление чувств, ведущие к преодолению трудностей в решении задач, к активным поискам ответа на проблемные вопросы.

Теоретический интерес продиктован как стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и их использованием как инструмента познания. Это – стадия активного воздействия человека на мир, на его переустройство, которая непосредственно связана с мировоззрением человека, с его убеждениями в силе и возможностях науки.

Теоретический интерес характеризует не только познавательное начало в структуре личности, но и человека как деятеля, субъекта, личность.

Таким образом, познавательный интерес может рассматриваться как один из важнейших мотивов учения, как устойчивая черта личности и как эффективное средство обучения. Педагоги должны знать особенности, признаки различных стадий/этапов развития познавательного интереса, уметь разглядеть у дошкольника малейшую искру интереса к какому-либо виду деятельности, создавать все условия для того, чтобы разжечь её и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям. В этом состоит важнейшая задача воспитателя учреждения дошкольного образования, развивающего у воспитанников познавательный интерес.

Русские народные песни отражают многогранность души нашего народа. Люди всегда пели песни, прославляли в них героев, описывали исторические события, рассказывали о красоте родного края, о чувствах. Не всякий человек мог сложить песню, спеть ее. Но талантливых людей всегда хватало на Руси. Поэтому так много народных песен пришло к нам из глубины столетий. Иногда мелодия рождалась раньше стиха, но чаще смысл песни, ее текст диктовал характер, лад, темп, тембровую окраску музыки.

«Народная песня» – песня, сложенная народным неизвестным автором, которая передаваясь устным способом, видоизменялась, совершенствовалась, обрастала новыми мелодическими и текстовыми оборотами. В каждой губернии одну и ту же песню пели по-своему, на особом диалекте. Характер ее зависел от того, о чем в ней говорилось. Они трогали душу сильнее, чем длинный подробный рассказ о событии. Песни были и утешением, и радостью. Так, поэт Иван Суриков писал: «Как кому на свете дышится, живется, такова и песня у него поется».

В них поется обо всем, что волнует человека. Песня рисует быт и образ жизни русского человека, обычаи и традиции. Герои народной песни – простые люди, славные защитники Родины.

Народное песенное искусство тесно связано с устным народным творчеством, имеет собственную жанровую специфику, которая очень разнообразна. Отметим, что понятие «жанр» применительно к русскому народному песенному творчеству означает разновидность произведений вокального фольклора, отличающихся существенными общими чертами музыкально-стиховой структуры и музыкально-поэтической образности; кроме того, они обладают особенной спецификой, определяющейся той общественной и художественной функцией, которую они выполняют в крестьянском или городском социуме. Есть определенные закономерности времени и места исполнения песен, поэтому у каждого песенного жанра есть своя функция, а соответственно, и свой поэтический образ, и своеобразная манера исполнения.

Одним из видов древнейшего творчества являлись трудовые песни с их простейшими командами, выкриками, сигналами, подаваемыми по ходу работы.

Другим видом древнего творчества можно считать заговоры.

Календарный фольклор исконно шел от насущных практических целей людей. Он был связан с представлениями о годовом сельскохозяйственном цикле и с природными условиями. Люди стремились узнать будущее, поэтому прибегали к помощи гаданий, толковали о грядущем по приметам.

Лирические песни также несут художественную функцию. Они исполняются вне обрядов. Содержание и форма лирических песен связаны с выражением переживаний и чувств исполнителей.

Наиболее архаичными образцами народной лирики являются любовные песни. Они проникнуты элегическим настроением с оттенком трагического и чаще всего описывают типичные жизненные коллизии, обусловленные неразделенной, забытой или преданной любовью.

Разновидность лирических песен – семейные, они также полны драматизма, в основе которого лежит неразрешимый конфликт между мужем и женой, мачехой и падчерицей, отцом и взрослым сыном, братьями и сестрой, свекровью и невесткой и т.п. Этим же объяснялся и свадебный фольклор. Он пронизан мыслью о безопасности семьи и рода, рассчитан на благорасположение высших покровителей.

Сохранились с древности и отдельные элементы детского фольклора, который изменялся позднее под влиянием эстетических и педагогических функций. Детский фольклор имеет свою систему жанров, соотнесенную с возрастными особенностями детей. Он несет художественные и педагогические функции. В нем преобладают игровые начала.

Среди древнейших жанров – похоронные причитания. С появлением всеобщей воинской обязанности возникло оплакивание забираемых на службу – рекрутские причеты.

Жанры необрядового фольклора тоже складывались под влиянием синкретизма. К нему относятся малые фольклорные жанры (паремии): пословицы, побасенки, приметы и поговорки. Они содержали суждения человека об укладе жизни, о труде, о высших природных силах, высказывания о делах человека. "Это обширная область нравственных оценок и суждений, как жить, как воспитывать детей, как чтить предков, мысли о необходимости следовать заветам и примерам, это житейские правила поведения… Словом, функциональность паремий охватывает едва ли не все мировоззренческие области". [ С. 39.. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. – Учебник для вузов.– 2-е изд., испр. и доп.— М.: Высшая школа, 2004. – 735 с.]

К жанрам устной прозы относятся предания, бывальщины, былички, легенды. Это истории и случаи из жизни, рассказывающие о встрече человека с персонажами русской демонологии – колдунами, ведьмами, русалками и т. д. Сюда же относятся и рассказы о святых, святынях и чудесах – об общении человека, принявшего христианскую веру, с силами высшего порядка.

Жанры песенного эпоса: былины, исторические песни, воинские песни, духовные песни и стихи.

Постепенно фольклор отходит от бытовых функций и приобретает элементы художественности. В нем возрастает роль художественного начала. В итоге исторической эволюции фольклор стал поэтическим по главным и основополагающим качествам, переработав в себе традиции всех предшествующих состояний фольклора. [c 39-40. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. –Учебник для вузов.– 2-е изд., испр. и доп.– М.: Высшая школа, 2004. – 735 с.]

Художественное творчество воплотилось во всех видах сказок: сказках о животных, волшебных, бытовых. Такой вид творчества представлен и в загадках. К ранним видам художественного творчества относятся и баллады.

К художественному песенному фольклору новейшей формации современные исследователи относят романсы и частушки.

Художественную зрелищную театральную основу содержит фольклор зрелищ и фольклорного театра. Он представлен во всем разнообразии жанров и видов (игры, ряжения, вертеп, раек, кукольные представления и пр.).

Отдельный род художественных представлений образует так называемый ярмарочный фольклор. Он возник из ярмарочных представлений, выкриков торговцев, балаганных зазывал, балагурной речи, шуток и прибауток народных.

Наши рекомендации