Создание условий для овладения личностью профессиональной деятельностью

образование рассматривается здесь

- как средство самореализации, самовыражения и самоутверждения личности;

- как собственность, капитал, которым человек будет распоряжаться как субъект на рынке труда

Воспитание граждан

3) Удовлетворение текущих и перспективных потребностей производства в экономической, социальной, культурной и других сферах в квалифицированных специалистах

Содержание образования должно обеспечивать:

- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

- адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

- интеграцию личности в системы мировой и национальных культур;

- формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

- воспроизведение и развитие кадрового потенциала общества".

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

а. педагогически адаптированный социальный опыт человечества,тождественный по структуре человеческой культуре.

б.система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимися необходимо овладеть в процессе обучения.

Важно:

Содержание образования строится на строго научной основе;

Содержание образования включает только твердо установленные в науке факты и теоретические положения.

ТЕОРИИ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

1) Дидактический материализм (теория «материального образования»; «дидактический энциклопедизм»

Основная цель – передача как можно большего объема знаний из различных областей науки.

Дидактический формализм

цель — развивать ум и способности, научить учащихся мыслить.

Дидактический прагматизм

цель — овладеть полезными знаниями, умениями и навыками, обладание которыми позволит человеку победить в конкурентной борьбе.

СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

1 ОПЫТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ— в виде ЗНАНИЙ: факты, идеи, понятия, термины, теории, концепции, закономерности

Знания составляют ядро содержания обучения.

На основе знаний у учащихся формируются умения и навыки, умственные и практические действия;

знания являются основой нравственных убеждений, эстетических взглядов, мировоззрения.

Понятие "знание" многозначно и имеет несколько определений. Оно может определяться

ñ как часть сознания,

ñ как нечто общее в отражении предметного разнообразия,

ñ как способ упорядочения действительности,

ñ как некоторый продукт и результат познания,

ñ как способ воспроизведения в сознании познаваемого объекта.

В дидактике знание может выступать

ñ как то, что должно быть усвоено, т. е. в качестве целей обучения, и

ñ как результат осуществления дидактического замысла, и

ñ как содержание, и

ñ как средство педагогического воздействия.

В качестве средства педагогического воздействия знание выступает потому, что, входя в структуру прошлого индивидуального опыта учащегося, оно меняет и преобразует эту структуру и тем самым поднимает обучаемого на новый уровень психического развития.

Знание не только формирует новый взгляд на мир, но и меняет отношение к нему.

Отсюда вытекает и воспитательное значение всякого знания.

КЛАССИФИКАЦИИ ЗНАНИЙ

№1

ñ донаучные;

ñ житейские;

ñ художественные (как специфический способ эстетического освоения действительности);

ñ научные (эмпирические и теоретические).

№2

По локализации отражениявыделяют:

индивидуальные знания (сознание) - совокупность чувственных и умственных образов и их связей, возникающих при взаимодействии индивида с действительностью, его личный опыт общения, труда, познания мира;

общественные знания - продукт обобщения, объективизации, обобществления результатов индивидуальных познавательных процессов, выраженный в языке, науке, технике, материальных и духовных ценностях, созданных поколениями людей, цивилизацией.

Обучение представляет собой «перевод» общественных ЗУН в индивидуальные.

№3

ПО ФОРМЕ ОТРАЖЕНИЯвыделяют:

- знаковые, вербальные знания, закодированные в знаковой, языковой форме, теоретические знания;

- образные, представленные в образах, воспринятых органами чувств;

- вещественные, существующие в предметах труда, искусства - овеществленные результаты деятельности;

- процедурные - те, которые заключены в текущей деятельности людей, их умениях и навыках, в технологии, процедуре трудового и творческого процесса.

№4

Классификация знаний по области и предмету познания; крупнейшие ее разделы:

гуманитарные науки

точные математические науки,

философия,

живая и неживая природа,

общество,

техника,

искусство.

№5

По психологическому уровню выделяют:

знание - узнавание,

знание - воспроизведение,

знание - понимание,

знание — применение.

№6

В зависимости от уровня усвоенных знаний повышается и степень их влияния на практическую деятельность.

Например,

“знания-знакомства” позволяют ориентироваться в обстановке лишь в самых общих чертах;

“знания-репродукции” дают возможность человеку применить полученные сведения в простой стандартной обстановке;

“знания-умения” способствуют уверенному применению усвоенных сведений в любой обстановке;

“знания-трансформации” обеспечивают, с одной стороны, творческой применение усвоенной информации, а с другой – создание (приобретение) новых знаний на основе собственного опыта практической деятельности.

№7

По степени обобщенности:

факты — явления,

понятия — термины,

связи — закономерности,

гипотезы — теории,

методологические знания,

оценочные знания.

Наши рекомендации