Принципы реализуются через правила.
ПРАВИЛО
Правило— переходное звено от теории к практике.
Правила — это руководящие положения, раскрывающие отдельные стороны применения того или иного принципа обучения.
Суть правила: «Делай так...»
Правила предписывают учителю выполнять в той или иной ситуации определенные действия, ориентируют его на соблюдение определенных требований.
/Сколько всего правил?
К.Д.Ушинский: «Сами эти правила не имеют никаких границ: их можно вместить на одной странице и из них можно составить несколько томов…
Главное дело совсем не в изучении правил, а в изучении тех научных основ, из которых эти правила вытекают»/.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ
1 Принцип сознательности и активности. Обучение эффективно, когда ученик осознает необходимость своего обучения, участвует в планировании и организации своей деятельности.
Сознательное усвоение знаний зависит от ряда условий и факторов: мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности учащихся, организации учебно-воспитательного процесса, управления познавательной деятельностью учащихся, применяемых учителем методов и средств обучения и др.
Правила:
Учите детей задавать вопросы. Вопрос – важнее ответа /Хутороской/.
Отыскивайте с учениками причины всего, что изучаете.
2 Принцип наглядности. С давних пор для лучшего усвоения и запоминания используются наглядные объекты и пособия. Благодаря им у учеников появляется интерес к учебе, развиваются наблюдательность, внимание, мышление. У подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения.
Правила:
- Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. «Золотое правило» обучающих /Ян Амос Коменский/:
Все, что только можно, следует представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания.
- Лучшее наглядное пособие – то, которое сделано своими руками.
3 Принцип систематичности и последовательности. Опирается на следующие научные положения: в мозгу человека должна отражаться четкая картина внешнего мира, представляющая систему взаимосвязанных понятий; если систематически не упражнять навыков, они утрачиваются; если не приучать учащихся к логическому мышлению, то они постоянно будут испытывать затруднения в своей мыслительной деятельности.
Исходя из этого, главное здесь - логическое построение содержания образования, а также обоснованная последовательность этапов образовательного процесса. Каждое последующее знание должно базироваться на предшествующем и продолжать его.
Систематичность в настоящее время понимается не только как последовательность и преемственность, но и как системность, как отражение целостной научной картины мира.
Правила:
- делить изучаемый материал на логически связанные разделы и блоки.
- Использовать схемы, опорные конспекты и иные формы логического представления учебного материала.
- Выделять главное, основные идеи, существенные связи в изучаемом.
- Использовать компактную целостную подачу темы или крупного «блока» учебного материала /что делает В.Ф.Шаталов/.
4 Принцип прочности. Усвоение содержания образования и развитие личностных качеств ученика зависят как от объективных факторов (содержания, структуры материала), так и от субъективного отношения ученика к материалу, учителю, к процессу обучения.
Память учащихся носит избирательный характер: чем важнее и интереснее для них тот или иной учебный материал, тем прочнее этот материал закрепляется и дольше сохраняется.
Правила:
- сформировать положительное отношение к изучаемому предмету.
- Изучать материал с помощью различных видов деятельности.
- Время и частота повторений должны быть согласованы с психологическими закономерностями забывания.
- Не приступать к изучению нового, предварительно не сформировав интереса и положительного отношения к материалу /Подласый/.
- Логически связанные между собой знания усваиваются прочнее, чем разрозненые сведения.
- Не злоупотреблять произвольным вниманием учащихся, без необходимости не перегружать его.
5 Принцип доступности. Требует учета уровня особенностей уровня развития учащихся. Доступность обучения определяется возрастными особенностями школьников и зависит от их индивидуальных особенностей; от организации учебного процесса ,применяемых учителем методов…
Закон тезауруса: доступным для человека является лишь то, что соответствует его тезаурусу. (Тезаурус – объем накопленных человеком знаний, умений, способов мышления).
Правила:
- Переходить от известного к неизвестному, от более легкого к более трудному: постепенное нарастание трудностей обучения и приучение к их преодолению положительно влияют на развитие учащихся.
- Учитывать различия в скорости восприятия, темпа работы, доминирующих видах деятельности, интересах, жизненном опыте, особенностях развития учеников.
- Использовать различные способы дифференциации учеников по группам.
- Широко использовать аналогию, сравнение сопоставление, противопоставление…
6 Принцип научности. Реализуется через:
раскрытие и изучение основ наук, их проблематики, применяемых методов;
включение научных знаний и методов в систему мировоззрения ученика;
вооружение его методами научного познания природы и общества.
Все изучаемые явления следует давать в современной, доступной трактовке, чтобы по возможности предметом изучения были и история науки, и современные теории, и те прогнозы, которые предлагает наука… Современное научное знание должно предстать перед учащимися структурно целостным…
Правила:
- использовать в обучении новейшие достижения науки.
- Приучать детей читать научно-популярные журналы…
- Использовать логику изучаемой науки.
- Дать ученикам пережить радость собственного открытия.
(!) Важно: принцип научности имеет альтернативу: использование в обучении ненаучных методов (художественных, духовных и т.д.) /Хуторской/.
7 Принцип связи теории с практикой. В основе – идея: Практика – критерий истины.
Актуальность обусловлена отчуждением в школе теоретического обучения детей от их практической жизни.
В школе, а тем более в вузе ведущую, определяющую роль в построении обучения основам наук играют научные теории, а не практика.
Все заманчивые попытки положить практику в основу обучения заканчивались неудачей, ибо становилось очевидным разрушение систематичности обучения /Загвязинский/.
Правила:
- не допускать расхождения между знаниями и жизнью.
- Исходить из того, зачем нужны ученикам приобретаемые знания в жизни.
- Теорию, чтобы она не осталась абстрактной, нужно строить на основе уже накопленного учащимися опыта, опираясь на него и развивая его, а изучив некоторые теоретические положения, необходимо дать им выход в практику, довести теоретические положения до стадии действий, операций, процедур, технологий, выработать у учащихся умения и навыки применения полученных знаний.
Не всякое научное знание имеет непосредственный выход в практику, но оно имеет выход опосредованный: на уровне миропонимания, оценочной деятельности, отношений, самопознания.
Формы связи с практикой:
от ссылок на факты и события до практических работ, упражнений и экскурсий.
По гуманитарным предметам: обсуждение морально-этических проблем, возможных вариантов событий…
++++
В.И.Загвязинский:
Основополагающее значение имеет и
8 принцип социокультурного соответствия (сообразности)
/в истории: принцип природосообразности (соответствие обучения природе ребенка) и
принципкультуросообразности - Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой/.
Сравнительно недавно веден в дидактику
9 принцип положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата обучения.
ТЕМА 19 МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ
УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ
Игорь Никифоров: «Критически важна мотивация, так как на уровне подсознания блокируется любой нерациональный, с точки зрения подсознания, расход энергии. Мозг потребляет ~ 25% энергии и лишней у человека нет. Именно поэтому люди годами учат иностранный язык с нулевым результатом. Инстинкты, за которыми миллионы лет эволюции, победить нельзя, но их можно обмануть и даже заставить работать на себя, если понимать как это работает».
http://weekend.rambler.ru/read/kak-vyuchit-liuboi-iazyk-za-paru-miesiatsiev-2017-01-04/?utm_campaign=brain&utm_medium=rec&utm_source=rambler&utm_content=weekend