Функции финансов реализуются через финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного механизма государства.

Под финансовым механизмом понимается система организационно-экономических и правовых мер регулирования финансовой системы страны. Он включает три составляющие: 1) мониторинг (наблюдение) за состоянием финансов; 2) правовое регулирование финансовой системы; 3) контроль за финансовой деятельностью субъектов хозяйствования, за процессом формирования финансовых ресурсов государства и предприятий на федеральном, республиканском и местном уровнях с помощью налоговых и неналоговых методов их образования и др.

Финансовая система страны представляет собой совокупность финансовых отношений и регулирующих их институтов.

Звенья финансовой системы:

· государственная бюджетная система;

· внебюджетные специальные фонды;

· государственный кредит;

· фонды страхования;

· фондовый рынок;

· финансы предприятий различных форм собственности.

Государственный бюджет занимает центральное место в системе финансов. Бюджет - это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия.

Источники доходов бюджетной системы:

· прямые и косвенные налоги (от 80 до 90% всех поступлений);

· таможенные пошлины;

· государственные внутренние и внешние займы;

· эмиссия бумажных, кредитных денег.

Бюджетная налоговая система в настоящее время построена таким образом, что не менее половины доходов бюджет получает от топливно-энергетического комплекса, лесного комплекса и других отраслей, добывающих природные ресурсы.

Структура расходов бюджетной системы:

· народное хозяйство;

· социально-культурные мероприятия;

· наука;

· оборона;

· правоохранительные органы;

· органы власти и управления;

· внешнеэкономическая деятельность;

· прочие расходы.

Госбюджет представляет собой компромисс, отражающий соотношение сил основных фракций в Думе, носителей различных социально-экономических интересов в стране.

Внебюджетные фонды создаются за счет специальных налогов (займов, субсидий) и имеют целевое назначение. Их более 40, в том числе 4 социальных (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования). Внебюджетные фонды расширяют возможности вмешательства государства в экономику, минуя бюджет и парламентский контроль, создавая видимость уменьшения дефицитности бюджета.

Государственный кредит - это совокупность экономических отношений, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта по отношению к юридическим и физическим лицам.

Фонды страхования. В 1990 г. была ликвидирована государственная монополия в страховом деле. В настоящее время наряду с государственными страховыми организациями функционируют акционерные компании.

Ведущую роль на страховом рынке занимает государственная страховая компания Росгосстрах, успешно работают АСКО, Ингосстрах и др.

Финансовая политика - деятельность государства по целенаправленному использованию финансов. Содержание финансовой политики многогранно и включает в себя выработку научно обоснованных концепций развития финансов, определение основных направлений их использования, разработку мер, ориентированных на достижение поставленных целей, и др.

Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. Она исходит из конкретных особенностей развития народного хозяйства и объема финансовых ресурсов, специфики внутренней и международной обстановки, учета новых тенденций развития и мирового опыта, что требует адекватного изменения финансовой политики. Выделяют следующие три типа финансовой политики:

· классический;

· регулирующий;

· планово-директивный.

До конца 20-х годов XX столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант на основе трудов А. Смита и Д. Рикардо: невмешательство государства в экономику, ограничение государственных расходов и налогов. Обострение всего комплекса экономических, политических и социальных проблем большинства государств, мировой экономический кризис 1929 -1933 гг. вызвали переход от классического типа финансовой политики к регулирующей. В ее основу была положена экономическая теория Дж. Кейнса, обосновывающая необходимость активного вмешательства государства в воспроизводственный процесс, стимулирование совокупного спроса. Основными инструментами вмешательства в экономику стали государственные расходы, стимулирующие рост предпринимательской деятельности и обеспечивающие увеличение национального дохода, ликвидацию безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест. Большое внимание уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика «дефицитного финансирования». В 60-х - начале 70-х гг. практическое осуществление идей «дефицитного финансирования» в ряде стран значительно увеличило инфляционную неустойчивость экономики.

В 70-х годах в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории, ограничивающая вмешательство государства в экономическую и социальную сферы. Вместе с тем регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости государство регулирует денежное обращение, валютный курс, структурную перестройку хозяйств. Сокращается объем перераспределения национального дохода с помощью государственных расходов и налогов, взят курс на снижение бюджетных дефицитов, стимулирование роста сбережений как источника производственного инвестирования, важная роль отводится налогам: их сокращению и уменьшению степени прогрессивности обложения.

Важными составляющими финансовых отношений в стране являются дискреционная политика и политика так называемых «встроенных стабилизаторов». Под дискреционной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами. Она включает государственную программу занятости, различные социальные программы, изменение налоговых ставок. Политика так называемых «встроенных стабилизаторов» предполагает наличие механизмов, которые работают в режиме саморегулирования и независимо от принимаемых решений сами реагируют на изменения в экономике. К ним относятся автоматическое изменение в налоговых отчислениях, система пособий по безработице, программы помощи бедным и пр.

Программы государственной занятости обычно носят гибкий характер и в отличие от программ общественных работ требуют меньше затрат. Главный недостаток социальных программ (помощь малоимущим слоям населения и т. д.) в том, что они вводятся в условиях спада производства и их тяжело отменить, когда экономика находится на подъеме. Кроме того, разработка программ требует определенного времени (1-2 года), в течение которого может измениться конъюнктура рынка. Следовательно, фискальная политика приносит значительный эффект тогда, когда она строится на основе предвидения ситуации. Максимальный эффект она дает в краткосрочном периоде. Однако ни один инструмент в экономике не является на 100% идеальным.

Различные типы и инструменты финансовой политики тесно связаны между собой, применяются в странах, использующих как кейнсианскую, так и неконсервативную систему регулирования, что приводит на практике к их конвергенции.

Планово-директивная политика применялась в странах с административно-командной системой управления экономикой, целью которой было обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов (в первую очередь в руках органов власти и управления для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана). В отдельные годы у государственных предприятий изымалось до 80% их чистого дохода. Планово-директивная финансовая политика показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась мак­симальная концентрация ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (в годы войны, восстановления народного хозяйства и т. п.). В условиях нормального функционирования экономики подобная финансовая политика привела к отрицательным последствиям, снижению эффективности производства, замедлению развития производственной и социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства, вызвала неизбежность реформирования системы.

Наши рекомендации