Формирование понимания и восприятия проективных признаков удалённости. Усвоение детьми понятий «слева», «справа», «впереди», «сзади»

Упражнение 1.

Материал. Для развития понимания направлений нужно иметь набор вращающихся форм (стрелки, треугольник, квадрат), свободно закреплённых в центральной точке на пластине (пластина может быть сделана из плотной бумаги, картона или пластмассы; она представляет собой квадрат размером 20 на 20 см.). Фигуры должны быть окрашены в яркие цвета, при этом каждый угол должен иметь свой цвет. Должна соблюдаться высокая контрастность фигуры и поля, на котором она расположена (это могут быть красный и зелёный, или жёлтый и синий, или красный и жёлтый, синий или белый, красный и зелёный).

Для этого упражнения достаточно иметь одностороннюю стрелку. (Размер стрелки приблизительно 8 на 1,5 см. Это может быть красная стрелка на зелёном фоне или чёрная стрелка на белом фоне). Разные игрушки.

Ход выполнения упражнения

а) На первом этапе ребёнок работает с односторонней стрелкой. Ему дают ознакомиться с «компасом». Затем стрелку на пластине располагают перед ребёнком и расставляют с четырёх сторон от неё игрушки. Стрелку направляют «прямо вперёд» от ребёнка и спрашивают: «Куда показывает стрелка?» Ребёнок должен назвать предмет, а затем направление, куда показывает стрелка («вперёд»). Таким же способом отрабатываются последовательно все четыре направления. Ребёнок на первых этапах может иметь сложности с называнием направления, взрослый должен помочь ему найти нужные указательные слова.

б) На втором этапе нужно поменять игрушки и попросить ребёнка указать с помощью стрелки направление на ту или иную игрушку и сказать, в каком направлении она находится.

Упражнение 2

Материал. Двусторонняя стрелка из набора «компас» (размер стрелки приблизительно 8 на 1,5 см. Стрелка дорлжна быть разделена на 2 равные части, каждая из которых окрашена в свой цвет. Это может быть красно-зелёная стрелка на жёлтом фоне). Разные игрушки.

Ход выполнения упражнения

Это упражнение направлено на понимание обратимости отношений. Ребёнку дают ознакомиться с «новым компасом». Затем расставляют с четырёх сторон пластинки, игрушки и, устанавливая красный конец стрелки в направлении прямо вперёд, спрашивают ребёнка, на кого (куда) показывает красный конец стрелки. После ответа ребёнка его спрашивают, куда показывает другой конец стрелки. Таким образом последовательно отрабатываются все четыре базовых направления (вперёд, назад, вправо, влево).

Упражнение 3

Материал. Лист бумаги, на котором с разных сторон нарисованы мишка и кукла. Набор разноцветных пластмассовых кружочков. Фломастер.

Ход выполнения упражнения

а) Ребёнку дают лист с куклой и мишкой и говорят: «У куклы день рождения. К ней пришёл мишка. Она стала собирать на стол и поставила красную тарелочку прямо перед мишкой. Возьми, пожалуйста, эти кружочки, это будут тарелочки, расставляй их!» Ребёнок начинает расставлять тарелочки. Взрослый даёт указания: «Синюю тарелочку кукла поставила справа от себя, поставь, пожалуйста! А от мишки эта тарелочка будет справа или слева? Жёлтая тарелочка осталась сзади куклы, а от мишки эта тарелочка будет где?»

б) На втором этапе пластмассовые кружочки можно убрать и дать ребёнку фломастер: «Нарисуй комнату куклы. Справа от неё стол, слева – кровать, справа от мишки – стул, слева – книжный шкаф». После того как ребёнок нарисует, его спрашивают: «Книжный шкаф оказался рядом с чем? Стул рядом с чем?»

Упражнение 4

Материал. Квадрат из набора «компас» (квадрат разделяют на 4 части. Каждый угол квадрата окрашивается в свой цвет. Можно использовать красно/жёлто/сине/зелёный квадрат на белом фоне). Разные игрушки (лучше, если будут взяты любимые игрушки ребёнка, по крайней мере те, котрые ребёнок знает и с которыми он играет).

Ход выполнения упражнения

В целом повторяет упражнение 2 этого комплекса, но задание усложняется. Красный конец квадрата направляется «прямо вперёд», и ребёнка спрашивают: «Куда показывает красный угол квадрата? Куда показывает синий угол квадрата? Куда показывает жёлтый угол? Куда показывает зелёный угол?» Затем красный угол направляется вправо (влево и назад последовательно) относительно ребёнка, и вопросы повторяются. На втором этапе этого упражнения можно перейти к отработке направлений «вперёд направо», «вперёд налево», «назад направо», «назад налево».

Упражнение 5

Материал. Треугольник из набора «компас» (используется равносторонний треугольник. Он разделяется на 3 части. Это может быть, например, красно-жёлто-синий треугольник на бледно-зелёном фоне). Разные игрушки.

Ход выполнения упражнения

В целом повторяет упражнение 4 этого комплекса, но задание с треугольником ещё более сложное. Его дают детям только старшей возрастной группы. Равносторонний треугольник имеет 3 оси симметрии, между которыми угол в 120 градусов. Если красный конец равностороннего треугольника направлен «прямо вперёд», то 2 других его конца показывают «назад влево» и «назад вправо». Если красный конец треугольника указывает назад, то второй его конец указывает «вперёд вправо», а третий – «вперёд влево», если красный конец треугольника указывает «вправо», то второй конец указывает «вперёд влево», а третий – «назад влево». Если красный конец треугольника указывает «влево», то второй конец указывает «вперёд вправо», а третий – «назад вправо».

Наши рекомендации