Формирование зрительного восприятия пространственных отношений, направлений и расстояний между объектами

Зрительная система в большинстве случаев, взаимодействуя с мышечной системой, которая отвечает за движение глаз и головы, обеспечивает приобретение информации о различных пространственных аспектах объектов окружающей среды, о направлениях и расстояниях. Зрительно-пространственное знание связано не только с психофизиологическими механизмами восприятия глубины, расстояний и направлений, но и также с когнитивными механизмами, такими, как кодирование пространственной информации.

Принято считать, что кодирование пространственной информации заключается в кодировании отношений. Пространственные отношения могут быть установлены на основе одного или более признаков и между различным числом объектов. Они могут соотноситься либо только с собственным телом ребёнка (т. е. быть эгоцентрическими), либо другими внешними объектами или ориентирами (т. е. быть объектными). Пиаже и Инельдер первыми систематически описали пространственное развитие ребёнка. Они полагали, что на первой стадии пространственного развития дети основываются в своих умозаключениях только на одном признаке пространственных отношений, а затем они начинают принимать во внимание два и более признаков и получают возможность устанавливать взаимоотношения между всё возрастающим числом внешних объектов.

Также данные исследователи определили, что изучение детьми пространства идёт от топологической к проективной и затем евклидовой геометрии. Хотя наблюдения и экспериментальные исследования последних лет показали, что развитие пространственного знания не происходит по такой простой схеме и отношения между различными видами пространственного знания имеют более сложную структуру, использование сетки пространственных отношений Пиаже является достаточно полезным.

Когда пространственные отношения между объектами делят на топологические, проективные и метрические, учитывают следующие принципы. Топологические отношения включают неметрические аспекты пространственного взаимоотношения, такие, как порядок, близость, включённость и т. д. Эти понятия соотносятся с «математически примитивными» понятиями топологической геометрии. Для тренинга понимания этих отношений используются задания, включающие рисование, приклеивание, ощупывание объектов, установление линейного их порядка.

Проективные понятия включают восприятие перспективы. Проективные отношения особенно трудны для понимания, когда необходимо оценить отношения между внешними объектами или при использовании внешних ориентиров.

Для развития их понимания у детей используются задачи, включающие перспективное изображение фигур, вопросы о теневых проекциях и отношениях между объектами, рассматриваемыми с разных точек.

Метрические (или евклидовы) отношения подчиняются законам геометрии Евклида. Для тренинга их понимания используются упражнения, требующие трансформаций пространственного образа, а также задания, в которых детям задают вопросы о подобии пропорций и о вертикальных и горизонтальных осях отношений. Также важно развивать умение кодирования одной дистанции с помощью другой и с помощью относительной оценки расстояний.

Эти положения являются основой для создания методики формирования восприятия и понимания пространственных отношений внешней среды.

Формирование понимания и восприятия топологических отношений окружающей среды. Усвоение ребёнком таких понятий, как рядом, напротив, отдельно, вместе, между, близко, далеко, около, с краю и т. д.
Упражнение 1.

Материал. Первый вариант – для цикла упражнений нужно иметь 5 или более игрушечных домиков разных форм и цветов.

Второй вариант – несколько домиков, вырезанных из толстой бумаги или картона и раскрашенных в разные цвета. Домиков должно быть не менее 5.

Ход выполнения упражнения.

а) На первых этапах ребёнку показывают 2 домика сначала рядом и просят описать, что он видит, затем домики раздвигают на планшете и просят ребёнка описать, что изменилось.

б) Перед ребёнком выкладывают подряд 3 разных домика. Спрашивают: «Где находится синий домик, где красный, где жёлтый?» Если ребёнок не использует при описании топологических понятий, взрослый подсказывает ему: «Красный домик находится между синим и жёлтым. Разве нет?», «Синий домик находится рядом с красным. Разве нет?», «Жёлтый домик находится с краю. Разве нет?»

в) К трём домикам добавляется ещё один, отдельно стоящий. Ребёнка просят описать, где расположены домики. При этом отрабатываются понятия: «вместе», «отдельно».

Ребёнок 3-5 лет может использовать один признак для описания: «Красный домик рядом с жёлтым». Ребёнок 6-7 и более лет должен использовать два или более признака: «Красный домик рядом с жёлтым и напротив синего».

Упражнение 2.

Очень важно, чтобы в ходе развивающих игр ребёнок был активно действующим лицом, чтобы он сам рисовал, клеил, строил, моделировал.

Материал. Листы белой бумаги, вырезанные взрослыми из цветной бумаги различные фигурки и предметы, клей.

Ход выполнения упражнения.

Ребёнок должен рассмотреть весь материал, подготовленный взрослым. Взрослый говорит: «Мы будем делать аппликацию и наклеивать все эти фигурки и предметы на белый лист. Давай сначала построим дом (ребёнок приклеивает домик). Рядом с домом посадим дерево (ребёнок приклеивает дерево). Подальше поставим машину (ребёнок приклеивает машину). Между машиной и деревом стоит заборчик (ребёнок приклеивает заборчик)». После того, как аппликация будет закончена, ребёнка спрашивают: «Где находится домик, дерево, машина и т. д.?»

Наши рекомендации