Принципы воспитания и обучения
Принципы воспитания и обучения — это исходные положения, определяющие характер деятельности педагога и детей. В воспитании и обучении дошкольников с нарушенным слухом используется система дидактических принципов, характерных для воспитания детей дошкольного возраста: научность, систематичность воспитания и обучения, доступность, наглядность, активность и самостоятельность в усвоении знаний, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, связь обучения с жизнью. Ведущие дидактические принципы лежат в основе организации процесса воспитания и обучения плохослышащих детей и реализуются в практике с учетом коррекционной направленности этого процесса.
Помимо общедидактических принципов выделяются специфические принципы, определенные с учетом особенностей развития дошкольников с недостатками слуха, характером содержания работы с ними (Н. И. Белова, Б. Д. Корсунская, Л. П. Носкова и др.). Эти принципы учитывают основные подходы и требования к обучению, используемые в дефектологии (В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов). Определение специфических принципов дошкольного воспитания также связано с разработкой теории и практики воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей школьного возраста (С. А. Зыков, Р. М. Боскис, Ф. Ф. Pay и др.). Можно выделить следующие основные принципы, положенные в основу воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха, у
1. Генетический принцип, основанный на учете последовательности возникновения и развития психических функций и новообразований в онтогенезе. Реализация этого принципа позволяет учесть общие закономерности развития Применительно к дошкольникам с нарушенным слухом, построить модель коррекционно-развиваю-щего обучения, ориентированного на учет сензитивных периодов в развитии психических функций.
2. Принцип развивающего обучения. В основу содержания воспитания и обучения положены ориентация на здоровые силы ребенка и обеспечение соответствующего возрасту уровня психического развития. Своеобразие спонтанного развития ребенка, невозможность самостоятельно овладеть познанием некоторых сторон жизни, недостаточное участие в этом процессе родителей могут привести к тому, что уровень психического развития ребенка по мере его взросления будет отставать от возрастной нормы. Многие дети, поступающие в детские сады в четыре-пять лет, оказываются педагогически запущенными. Поэтому принцип развивающего воспитания и обучения связан с необходимостью не только преодоления отставания и нормализации развития, но-« его обогащения, т. е. амплификации развития.
В дошкольном учреждении должны быть созданы условия, направленные на максимальную реализацию возможностей ребенка. Определение индивидуальных возможностей плохослышащего ребенка возможно только при активном участии педагогов, которые направляют («ведут») развитие ребенка, выявляют его потенциальные возможности, «зону ближайшего развития». х:
3. Принцип коррекционной направленности воспитания и обуче-
ния Является одним из ведущих принципов воспитания и обучения
детей"с отклонениями в развитии. Данный принцип пронизывает
все звенья воспитательно-образовательного процесса. Коррекцион-
ная направленность воспитания и обучения предполагает индиви-
дуально-дифференцированный подход к ребенку, построенный на
учете структуры и выраженности нарушений ребенка, выявлении
его потенциальных возможностей. Своеобразие развития детей с
недостатками слуха, прежде всего нарушение речевого развития и
связанного с ним общения, обуславливает необходимость проведе-
ния систематической коррекционой работы.
В-?одержании обучения выделяются специфические разделы, несущие основную коррекционную нагрузку: развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению. Задачи этих разделов работы связаны с преодолением наиболее тяжелых последствий отсутствия или нарушения слуха и направлены на формирование устной и письменной речи, развитие речевого и неречевого слуха, навыков восприятия речи. Конечной целью этой работы является формирование речи как средства коммуникации, использование которой даст возможность ребенку общаться во взрослыми и детьми.
Корреционная направленность воспитания выражается также в использовании специфических средств для развивающей и коррекционной работы. В целях развития слухового восприятия, активизации остаточного слуха широко используется звукоусиливающая аппаратура коллективного и индивидуального назначения. Ее применение способствует развитию навыков восприятия речи, улучшает качество устной речи, расширяет ориентирование ребенка в мире звуков* В обучении детей широко используется опора на сохранные анализаторы: зрительный, двигательный, осязательный.
Помимо содержания воспитания, коррекционная направленность отражена и в формах работы с детьми: использовании фронтальных, подгрупповых, занятий малыми группами (по 2—3 ребенка), индивидуальных. Формы организации зависят от состава группы, структуры нарушений и личностных особенностей каждого ребенка. Важным условием реализации данного принципа является раннее начало коррекционной работы.
4. Деятельностный принцип. Психическое развитие дошкольни-
ка осуществляется в деятельности. Через разные ее виды ребенок
познает окружающий мир, расширяет и углубляет способы ориентирования в нем, постигая социальную сферу жизни человека, определяя взаимоотношения с другими людьми. (Развитие психики связано с ведущей деятельностью, т. е. той, в которой формируются психологические процессы, от которых зависит личностное развитие ребенка на данном этапе (А. Н. Леонтьев). Поэтому в содержании воспитания на разных этапах выделяются ведущие виды детской деятельности, определяется их развивающее и коррекционное значение, направленность на развитие универсальных человеческих способностей.- Процесс развития и воспитания ребенка раннего и дошкольного возраста связан с предметной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, элементарной трудовой.
Работа по различным разделам предполагает связь с деятельностью ребенка, ее использование для решения общеразвивающих и коррекционных задач. Большое значение имеет деятельностный принцип в процессе развития речи (С. А. Зыков, Б. Д. Корсунская, Л. П. Носкова). В игре и других видах детской деятельности создаются оптимальные условия для овладения пониманием и использованием речевых средств в реальных условиях коммуникации. В соответствии с деятельностным принципом речь также рассматривается как деятельность с присущей ей структурной организацией (Л. П. Носкова)
5. Принцип учета степени выраженности и структуры нарушения. Группа глухих и слабослышащих дошкольников характеризуется большой разнородностью по состоянию слуха, речи, уровню интеллектуального развития. Дифференцированный принцип предполагает учет структуры нарушений при организации воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха. Прежде всего в соответствии с этим принципом при воспитании и обучении глухих и слабослышащих детей используются разные программы, в которых определены различные требования по развитию речи, слухового восприятия и обучению произношению.
Дифференцированный принцит) реализуется и применительно к формам обучения: в составе группы для слабослышащих или глухих могут быть выделены две подгруппы детей с разным состоянием речи, что позволяет в большей степени учитывать их возможности и темпы речевого развития.
Уровень интеллектуального развития детей, наличие у некоторых из них сложной структуры нарушений развития, когда помимо снижения слуха имеются и другие первичные нарушения (например, задержка психического развития, умственная отсталость, нарушения поведения), делают целесообразным дифференцированный подход к их воспитанию. В детском саду могут быть организованы специальные группы, обучение детей в которых строится с учетом сложной структуры нарушений.
6. Принцип формирования речевого общения. Данный принцип
предполагает обучение языку по принципу формирования речево-
го общения (С. А. Зыков, Л. П. Носкова и др.). Этот принцип свя-
зан с необходимостью формирования у детей потребности в рече-
вом общении, овладением необходимыми речевыми средствами,
обслуживающими потребности коммуникации, создание слухо-рече-
вой среды, обеспечивающей возможности речевой практики в раз-
личных условиях. Происходит формирование разных форм речи, в
первую очередь устной, в наиболее полной мере отвечающей зада чам общения. Письменная форма речи предполагает прежде всего
овладение чтением и письмом.
В качестве вспомогательного средства, способствующего лучшему овладению структурой слова, ускорению темпов обучения чтению, в детских садах для глухих используется дактилология^
Принцип коммуникативной направленности реализуется прежде всего в программе по развитию речи, а также во всех видах детской деятельности.1 Он полностью пронизывает коррекционно-вос-питательную работу^
7. Принцип развития слухового восприятия предполагает мак-
симальное развитие остаточного слуха в процессе использования
звукоусиливающей аппаратуры индивидуального и коллективно-
го использования. Развивающееся слуховое восприятие создает
лучшую сенсорную базу для ориентирования в звуках окружаю-
щего мира. Особенно важно подчеркнуть, что данный принцип
связан с расширением возможностей слухо-зрительного воспри-
ятия речи окружающих. Развитие слуха создает основу для овла-
дения произносительной стороной устной речи. В связи в боль-
шой значимостью работы по развитию слухового восприятия и
обучению произношению эта работа выделена в специальный раз-
дел и проводится как на фронтальных, так и на индивидуальных
занятиях. Важнейшим условием ее четкой организации является
правильное использование звукоусиливающей аппаратуры кол-
лективного назначения и индивидуальных слуховых аппаратов.
Аппаратура коллективного назначения используется на фронталь-
ных и подгрупповых занятиях, индивидуальные аппараты — на не-
которых фронтальных занятиях (музыкальных, физкультурных), во
время свободной деятельности, в режимные моменты. Постоянное
использование звукоусиливающей аппаратуры является необхо-
димым компонентом слухо-речевой среды, организация которой
имеет важное значение для формирования речи и мотивированно-
го общения.