Нейропсихологическая коррекция
Для детей с ЗПР с дисфункцией глубинных структур мозгакоррекционная работа должна быть направлена на формирование темповых характеристик психических процессов. Это формирование устойчивости внимания, оптимизация мнемических процессов, развитие двигательных функций [22;297].
Методика, направленная на развитие распределения внимания
Оборудование: таблицы Шульте – цифровые и буквенные, секундомеры.
Каждому ребенку группы из 2-4 человек предлагаются таблица и секундомер. По команде психолога каждый участник находит цифры и называет их в прямом порядке от 1 до 25, фиксируется время выполнения задания.
Затем дети меняются таблицами, вновь записывается время выполнения заданий.
На следующем этапе детям предлагаются буквенные таблицы, время выполнения которых также измеряется секундомером.
Со временем можно переходить к заданиям на развитие переключения внимания (красно-черные таблицы), время выполнения заданий также фиксируется.
Для детей с дисфункцией задних отделов мозга коррекционные занятия должны быть направлены на развитие речевых, зрительно-пространственных функций, формирование памяти по модально-специфическому типу (слухоречевой, зрительной, двигательной).
Методика подбора слов, совпадающих по ритмическому признаку (игра в рифму). На первом этапе психолог предъявляет детям таблицы с изображениями различных предметов (около 20). Предлагается в ответ на показанную и названную психологом картинку найти предмет и назвать соответствующее ему слово, близкое по звучанию («утка – дудка», «коза – стрекоза»). Спустя 10-15 минут детям предлагается вспомнить с опорой на таблицы, какие слова участвовали в игре.
На втором этапе (через 10-15 минут) детям предлагается поиск созвучных слов без наглядной опоры, на слух, в ответ на заданное психологом слово.
По окончании детям предлагается домашнее задание по составлению рифмующих пар слов в устной форме.
Данная методика направлена не только на расширение слухоречевой памяти, но также на развитие функции анализа звукового состава слова, тренировку параметра удержания в памяти словесных стимулов в условиях интерференции.
Методика зрительно-двигательного восприятия и воспроизведения
букв и цифр
Группе детей из 2-4 человек психолог (воспитатель) предлагает буквы и цифры, которые он «пишет в воздухе». Дети поочередно называют их.
Затем детям предлагаются отдельные слоги и простые слова. Каждый ребенок записывает эти слова на отдельных карточках.
На втором этапе дети поочередно выполняют роль учителя и предлагают группе цифры, буквы, слоги и слова, предварительно написанные ими в тетради. Участники группы читают их и записывают. После этого дети проверяют выполнение заданий.
На последующих этапах детям предлагаются пластмассовые буквы и цифры на ощупь. Ребенок должен не только назвать их, но и свободной рукой обвести указательным пальцем осязаемую букву.
Методика зрительно-двигательного восприятия и воспроизведения схемы
Детям предлагаются карты со схематическим изображением человека. Фигурки отличаются друг от друга различным положением рук, ног. Ребенку предлагается запомнить позы человека сначала на двух карточках и воспроизвести их, затем число запоминаемых поз постепенно увеличивается до 9. Ребенок не только должен запомнить позы, но и воспроизвести их в той последовательности, в которых они изображены на карточках. Занятия можно проводить как в группе, так и индивидуально.
Методика запоминания последовательности движений
Психолог показывает ребенку три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь, сжатая в кулак; ладонь, расположенная ребром на плоскости стола; распрямленная ладонь на плоскости стола (кулак – ребро – ладонь). Ребенок выполняет последовательность из трех движений сначала вместе с психологом, затем по памяти – 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, затем – левой, а затем обеими руками одновременно. Если у ребенка возникают затруднения, то рекомендуется произносить вслух команду: «кулак – ребро – ладонь».
Для детей сдефицитарностью лобных функций мозга коррекционная работа должна быть направлена на формирование регуляции деятельности и функций самоконтроля. Это успешно достигается в процессе обучения детей конструированию. Конструктивная деятельность включает в себя следующие структурные единицы:
• формулирование задачи;
• ориентировочно-исследовательские действия;
• выбор стратегии и тактики решения задачи;
• решение задачи;
• контролирующие деятельность действия.
Особое значение в процессе занятий играет развитие самостоятельности и активности ребенка. Эта цель достигается с помощью заполнения домашних заданий, где ребенку предлагается самому придумывать задачи и затем предлагать их другим детям на совместном занятии.
Подготовка к школьному обучению детей с нарушениями зрения