Нейропсихологическая коррекция

Для детей с ЗПР с дисфункцией глубинных структур мозгакоррекционная работа должна быть направлена на формирование темповых характеристик психических процессов. Это формирование устойчи­вости внимания, оптимизация мнемических процессов, развитие дви­гательных функций [22;297].

Методика, направленная на развитие распределения внимания

Оборудование: таблицы Шульте – цифровые и буквенные, секун­домеры.

Каждому ребенку группы из 2-4 человек предлагаются таблица и секундомер. По команде психолога каждый участник находит цифры и называет их в прямом порядке от 1 до 25, фиксируется время выпол­нения задания.

Затем дети меняются таблицами, вновь записывается время выпол­нения заданий.

На следующем этапе детям предлагаются буквенные таблицы, вре­мя выполнения которых также измеряется секундомером.

Со временем можно переходить к заданиям на развитие переключения внимания (красно-черные таблицы), время выполнения заданий также фиксируется.

Для детей с дисфункцией задних отделов мозга коррекционные занятия должны быть направлены на раз­витие речевых, зрительно-пространственных функций, формирование памяти по модально-специфическому типу (слухоречевой, зрительной, двигательной).

Методика подбора слов, совпадающих по ритмическому признаку (игра в рифму). На первом этапе психолог предъявляет детям таблицы с изображе­ниями различных предметов (около 20). Предлагается в ответ на пока­занную и названную психологом картинку найти предмет и назвать соответствующее ему слово, близкое по звучанию («утка – дудка», «коза – стрекоза»). Спустя 10-15 минут детям предлагается вспомнить с опорой на таблицы, какие слова участвовали в игре.

На втором этапе (через 10-15 минут) детям предлагается поиск со­звучных слов без наглядной опоры, на слух, в ответ на заданное пси­хологом слово.

По окончании детям предлагается домашнее задание по составле­нию рифмующих пар слов в устной форме.

Данная методика направлена не только на расширение слухорече­вой памяти, но также на развитие функции анализа звукового состава слова, тренировку параметра удержания в памяти словесных стиму­лов в условиях интерференции.

Методика зрительно-двигательного восприятия и воспроизведения

букв и цифр

Группе детей из 2-4 человек психолог (воспитатель) предлагает буквы и цифры, которые он «пишет в воздухе». Дети поочередно называют их.

Затем детям предлагаются отдельные слоги и простые слова. Каж­дый ребенок записывает эти слова на отдельных карточках.

На втором этапе дети поочередно выполняют роль учителя и предлагают группе цифры, буквы, слоги и слова, предварительно написан­ные ими в тетради. Участники группы читают их и записывают. После этого дети проверяют выполнение заданий.

На последующих этапах детям предлагаются пластмассовые буквы и цифры на ощупь. Ребенок должен не только назвать их, но и свобод­ной рукой обвести указательным пальцем осязаемую букву.

Методика зрительно-двигательного восприятия и воспроизведения схемы

Детям предлагаются карты со схематическим изображением чело­века. Фигурки отличаются друг от друга различным положением рук, ног. Ребенку предлагается запомнить позы человека сначала на двух карточках и воспроизвести их, затем число запоминаемых поз посте­пенно увеличивается до 9. Ребенок не только должен запомнить позы, но и воспроизвести их в той последовательности, в которых они изоб­ражены на карточках. Занятия можно проводить как в группе, так и индивидуально.

Методика запоминания последовательности движений

Психолог показывает ребенку три положения руки на плоскости сто­ла, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь, сжатая в кулак; ла­донь, расположенная ребром на плоскости стола; распрямленная ла­донь на плоскости стола (кулак – ребро – ладонь). Ребенок выполняет последовательность из трех движений сначала вместе с психологом, за­тем по памяти – 8-10 повторений моторной программы. Проба выпол­няется сначала правой рукой, затем – левой, а затем обеими руками одновременно. Если у ребенка возникают затруднения, то рекоменду­ется произносить вслух команду: «кулак – ребро – ладонь».

Для детей сдефицитарностью лобных функций мозга коррекционная работа должна быть направлена на формирование регу­ляции деятельности и функций самоконтроля. Это успешно достига­ется в процессе обучения детей конструированию. Конструктивная деятельность включает в себя следующие структурные единицы:

• формулирование задачи;

• ориентировочно-исследовательские действия;

• выбор стратегии и тактики решения задачи;

• решение задачи;

• контролирующие деятельность действия.

Особое значение в процессе занятий играет развитие самостоя­тельности и активности ребенка. Эта цель достигается с помощью заполнения домашних заданий, где ребенку предлагается самому придумывать задачи и затем предлагать их другим детям на совмест­ном занятии.

Наши рекомендации