Карта утро парта утка ната сорока


Физкультминутка

Снег идет, снег идет.

Дворник улицу метет.

Стороной народ идет. , Веселей, веселей! \ Заниматься нам не лень.

\Мы немножко разомнемся,

ра дела опять возьмемся.

Произвольная имитация движений.

7. Индивидуальная работа по разрезным азбукам.

Загадка

Вдоль по проволоке мчусь Ночи я и дни, А с конца меня прочтут — Тигру я сродни.

(Ток — кот)

Дети составляют слово ТОК: переставляя буквы, образуют слово КОТ.

7.1. Из букв составить слова: РОТ, ПУХ, ПАР, ПОЛ.

Загадка

Он лентяю ни к чему, Руки просятся к нему. Размахнется едва — Берегитесь, дрова! Он тяжел, он остер, Твой помощник...

(Топор)

7.2. Из слогов составить слова: ТОПОРЫ, СОТЫ (объяснить
значение слова).

Со словом ТОПОР составить предложение. 8. Игра для развития связной речи «Когда это бывает?» Дидактическая задача.Упражнять детей в умении отвечать на вопрос полным предложением; уточнить представления о вре­менах года.





Оборудование. Квадратики четырех цветов у каждого ребенка:/ . белый — зима; зеленый — весна; красный — лето; желтый — осень.

Содержание. Воспитатель задает вопросы, дети поднимает соответствующую карточку.

— Когда опадают листья?

— Когда дети катаются на санках?

— Когда собирают овощи и фрукты?

— Когда цветут на лугах цветы? (

— Когда люди купаются в морях, реках и озерах? \

— Когда распускаются листья?

• Выслушиваются полные ответы детей. Поощрение фишками или чем-либо другим.

9. Итоги занятия.

КОНСПЕКТ 28

\ 2. Занимательное упражнение «Звук заблудился».

Цель.Развивать внимание к звуковой и смысловой стороне слова.

ПАРА НАТА РАМЫ РОМА МАРА
ЛОПАТЫ ЛОТО МЫЛО КОМАРЫ ТАМАРА

Воспитатель читает рифмованную фразу и предлагает детям узнать, какой звук «заблудился», в каком слове допущена ошибка. \ На пожелтевшую траву роняет леВ свою листву.' Дети определяют, что в слове лев заблудился звук С. Вместо слова лев надо сказать лес. 3. Чтение слоговой таблицы.

лоУ ПАУ НА/
ты"" МЫ7 -•И РО
ко ТА^ ТО^
У X/'  
МА РА РЫ


Тема. Закрепление звука Т (Т'), буквы Т. 1. Артикуляционная разминка.

Скороговорки

Три сороки-тараторки Тараторили на горке.

Три вороны на воротах.

Трое трубачей трубили в трубы.

Три сороки — три трещотки

Потеряли по три щетки:

Три — сегодня,

Три — вчера,

Три — еще позавчера!

У калитки — маргаритки. Подползли к ним три улитки.

• Темп произнесения постепенно ускоряется.

Загадки

Из-за тебя бью себя, Из-за себя бью тебя — Прольется кровь моя.

(Комар )

Летит, пищит, Ножки длинные тащит, Случай не упустит: Сядет и укусит.

(Комар)

Со словом КОМАРЫ составить предложение (?!.). Физкультминутка

Вот идет черный кот,

Шаги с высоким подниманием ног.

Притаился — мышку ждет.

Приседания, руки к коленям.





Мышка норку Обойдет

Встать, повернуться.

И к коту не подойдет. /

Руки в стороны. *

4. Индивидуальная работа по разрезным азбукам. ?

4.1. Из букв составить ответ на загадку:

На моем окошке

Поселился ежик.

Все глядит в окошко,

А ходить не может. |

Где же его лапки? I

Где у него рожица?

Может, он без шапки

От мороза съежился?

(Кактус)

Ш Дети составляют слово КАКТУС, находят «спрятавшееся»
в нем слово УС. Воспитатель рассказывает об этом расте­
нии. \

/

• Рассказ сопровождать наглядностью в любом виде.

Игра «Поменяли твое имя».

Воспитатель каждому ребенку дает имя: «Ты будешь МАША, САША, ШУРА, РОМА, КЛАРА, ЛУША, ПАША, ТОМА, ЛОРА...» Дети составляют имена из букв.

4.2. Из слогов составить ответ на загадку:

Утром падаю всегда — Не дождинка, не звезда. И сверкаю в лопухах На опушках и лугах.

(Роса)

Кроме слова РОСА из слогов дети составляют слова: НАТА­ША, КОРА, НОРЫ.

5. Лексическая игра «Кто знает, пусть продолжит».
Дидактическая задача.Учить детей классифицировать понятия.
Содержание.Воспитатель называет обобщающее слово, а дети —

видовые понятия. Например: мебель — стол, шкаф, стул; деревья — дуб, береза, липа; цветы — ромашка, василек, роза и т. д.

6. Итоги занятия.

КОНСПЕКТ 29

Тема.Гласный звук И, буква И.

1. Анализ звука И.

• Дети доказывают, что И — гласный звук: выходящая струя
воздуха не встречает преграды в ротовой полости. При про­
изнесении этого звука губы растянуты, как при улыбке.

\

2. Место звука И в трех позициях: в начале слова, в середине
и в конце.

— Дети, скажите, пожалуйста, имена и фамилии каких детей
нашей группы начинаются со звука И?

• Ира, Илья, Иванова и т.д.

— Назовите слова со звуком И в середине слова. (Например:
малина, Марина, липа и др.)

— Придумайте слова со звуком И в конце слова.

• Интонационно звук обязательно выделяется.

Игра на закрепление места звука И в словах «Угадай звук».

Оборудование.Сюжетные картинки, всевозможные игрушки и т. д.

Содержание.Воспитатель показывает картинку или предмет; дети должны хлопнуть в ладоши, если в изображенном предмете есть звук И, а если нет — убрать руки за спину.

3. Анализ буквы И.

— На письме звук И обозначается буквой И.

Для лучшего запоминания начертания этой буквы предлага­ются такие четверостишия:

Н надела поясок. И надела поясок. Буква Н надела ровно, Буква И — наискосок.

Ты с этой буквою знаком. Стоят два колышка рядком. А между ними поясок, Протянутый наискосок.

• Показ буквы И, знакомство с ее элементами.






3. Чтение слогов по магнитной азбуке (в сравнении) с догова-^
риванием до целого слова. Например: СИ — СЫ; СИла — СЫры|

— Как произносится звук С перед И в слоге СИ?

• Мягко.

— А как произносится этот звук перед Ы в слоге СЫ?

• Твердо.

• Подвести детей к выводу, что И смягчает предыдущун
согласную.

СИ — СЫ (сила, сыры) ЛИ — ЛЫ (лиса, лыжи) МИ — МЫ (мишка, мышка)

— В слове ЛИСА — Л', мягкий согласный звук; в слове ЛЫ<Л
ЖИ — Л, твердый согласный звук. Произносятся они по-разному^

МИША РИТА НИНА КИРА ЛИНА

4. Чтение слоговой таблицы, а затем чтение слов, составлен
ных из этих слогов.

МИ РИ НА
ни РА ША
ТА ЛИ КИ

В именах определяется количество слогов хлопками, прошЫ гиванием, простукиванием; каждый ребенок составляет предло^ жение с любым из этих имен.

Физкультминутка

Ира, Инна и Иван Весело плясали. Покружились, поклонились, На местах остановились.

Соответствующие движения.

5. Индивидуальная работа по разрезным азбукам.

5.1. Проводится в игровой форме. За основу берется персонаж
какой-либо сказки.

— Красная Шапочка несла своей бабушке: сыр, молоко и т. д.

• Каждый ребенок получает индивидуальное задание — соста­вить слово (СЫР, МОЛОКО, РИС, САЛО, СУП, УХА, ЛИМО­НЫ, ЛУК, МУКА, КУРЫ.)

5.2. Из слогов составить отгадки на загадки:

Зубы есть, а рта нет.

(Пила)

Бусы красные висят, Из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи.

(Малина)

• Загадки сопровождаются иллюстративным материалом.

Начиная с этого занятия можно включать чтение карточек с простыми словами. Индивидуально каждому ребенку даются по­ка 2—3 карточки.

6. Игра с заданием «Составим слово».

Загадка

Через море-океан Плывет чудо-великан. Прячет ус во рту, Растянулся на версту.

(Кит)

Слово «верста» объясняется.

Содержание.Воспитатель вызывает детей, называя их звука­ми вразбивку.

— Ваня будет звуком И, Ира — К, Юля — Т.

Дети составляют на фланелеграфе слово КИТ, выставляя в нужном порядке свои буквы.

Задание детям.Ване — придумать слово со своим звуком; Юле — отгадать загадку; Ире — прыгнуть на двух ногах пять Раз. Игру повторяют с другими словами. Поощрение фишками.

7. Итоги занятия.






карта утро парта утка ната сорока - student2.ru
Чтение слоговой цепочки: ХСА СИ

КОНСПЕКТ 30

Тема.Закрепление гласного звука И, буквы И/Показать, что этот звук образует слог (например: И-ра) и может быть отдельным словом.

1. Артикуляционная разминка.

Произнести 3 раза во все возрастающем темпе:

Иней лег на ветви ели. Иглы за ночь побелели.

П о с л о в и ц а: За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

• Говорится, когда кто-то берется за несколько дел, но ни одного не может сделать хорошо или довести до конца.

2. Звуковой анализ слова УТКИ. Обратить внимание на
правильное ударение в слове, произнести его несколько раз,
чтобы дети усвоили ударение; составить предложение с этим
словом и маленький рассказ в 3—4 предложения. Дополнительно
можно прочитать сказку В. В. Бианки «Хитрый лис и умная
уточка».

Анализ.Сначала называть звуки изолированно, в их после­довательности; дать качественную характеристику каждому из них: У — гласный, его можно спеть, сказать коротко, потянуть и т.д.; Т — твердый согласный; К — мягкий согласный и т.д.

— Сколько в слове гласных звуков? Какой первый? второй?

Назовите твердый согласный звук, мягкий.

Сколько всего звуков в слове? Сколько букв? Сколько слогов?

Составьте схему этого слова.

карта утро парта утка ната сорока - student2.ru

3. Чтение слоговой таблицы:

ки

мыш мош

Слова читаются в заданном воспитателем темпе (медленно, быстрее).

ЛИ Л<ГМА ХРЫ

4. Работа над словом. Показать, что звук И образует слово.

Загадка-шутка

Что стоит между стеной и дверью?

(Буква И)

Анализ предложения: Стена и дверь. — Какое первое слово? Второе? Третье? Схема:

карта утро парта утка ната сорока - student2.ru

5. Работа над слогом. Показать, что звук И образует слог.
Анализ слова ИРА.

— Сколько в слове слогов? Первый слог? Второй слог?

Физкультминутка

Шел по берегу петух,

Шаги с раскачиванием в стороны.

Поскользнулся — в речку бух!

Круговое движение руками, присесть.

Будет знать петух, что впредь

Подъем, погрозить пальцем.

Надо под ноги смотреть.

Наклон вперед.

6. Индивидуальная работа по разрезным азбукам.

Загадка

Возле леса, на опушке, Украшая темный бор, Вырос пестрый, как Петрушка, Ядовитый...

(Мухомор)

Из букв составить слово МУХОМОР.

,90




• Объяснить, почему гриб так называется. Из букв составить отгадки на загадки:

Что за зверь,

Скажите, братцы,

Может сам в себя забраться?

(Норка)

Что за дерево стоит — Ветра нет, а лист дрожит?

(Осина)

Позапасливее всех я: У меня, друзья, щека Вроде сумки для орехов Или, скажем, вещмешка.

(Суслик)

• Загадки сопровождать иллюстративным материалом.

7. Игра «В кого или во что нас превратила волшебница».

— Волшебница решила пошутить и превратила детей: Аню в Нину, Сашу в Тиму, Риту в машину и т.д. Каждый должен составить из слогов свое новое имя:

НИНА РИТА ТИМА СИМА

ЛИПА

ПИЛА

МАШИНА

МИША

8. Итоги занятия.

КОНСПЕКТ 31

Тема. Согласный звук 3 (3'), буква 3, обозначающая этот звук. 1. Анализ звука.

— Дети, давайте вспомним песенку комара. На что похож звон комаров?

• Сердитый звон комаров напоминает звук 3. Комары звенят звонко,слышен голос.

Приложите, пожалуйста, тыльную сторону ладони к шее спе­реди и произнесите звук 3-3-3-3. Что вы ощущаете?

• Горло дрожит. Голосок так звонко поет песни, что даже
стенки его «домика» (горла) дрожат.

Что происходит с языком, когда мы произносим этот звук?

• Язык упирается в зубы, губы растянуты в улыбке, есть
воздушная струя и голос.

• Дети подводятся к выводу, что это согласный звук, звонкий.

2. Место звука в словах: ЗОЯ, РОЗА, АРБУЗ (слышим —с, пишем —з).

Дети приводят примеры слов со звуком 3 в разных позициях. Воспитатель читает четверостишие, выделяя звук 3, и предлагает детям назвать слова с этим звуком.

Берегите, руки, ноги, Закрывайте уши, нос. Ходит, бродит по дороге Старый дедушка Мороз!

Аналогичная работа проводится и при чтении загадки:

Как взялась она за дело, Запилила и запела. Ела, ела дуб, дуб, Поломала зуб, зуб.

(Пила)

Слова со звуком 3;завод, зонт, звонок, ваза, коза, звезда, гнездо, береза, узел, земля, зеленый, зерно и т. д.

3. Анализ буквы 3.

3 — простая завитушка!

На эту букву посмотри — Она совсем как цифра «три».

С. Маршак

В звезде найдешь ты букву 3, И в золоте, и в розе, В земле, в алмазе в бирюзе, В заре, в зиме, в морозе.

4. Звуковой анализ слова ЗАМОК.





Загадка

Какой вещи человек очень верит?

(Замку)

— Сравним слова ЗАМОК и ЗАМОК.

Слова эти пишутся одинаково, а звучат по-разному.

• Дети составляют два предложения с этими словами. Физкультминутка

Игра «Комары». Дети делятся на две группы: одни изобра­жают комаров, другие — гуляющих детей. Комары, произнося звук «з-з-з...», бегут за ребятами, которые стараются спрятаться от них в «домики» (отгороженные уголки). Потом участники игры меняются ролями.

5. Чтение прямых и обратных слогов по магнитной азбуке с
договариванием до целого слова:

ЗА АЗЗАбор КамАЗ 30 ОЗ ЗОлото паровОЗ ЗУ УЗЗУбы УЗдечка ЗЫ ЫЗроЗЫ

С одним из слов или несколькими словами составляются небольшие предложения.

6. Чтение слогов и слов по слоговой таблице (вслух, совместно
с воспитателем).

ЗИМА ЗОРИ ШАРЫ КУРЫ КОЗЫ

Варианты чтения: все вместе; только девочки, потом маль­чики. Читать с различной силой голоса: тихо, очень тихо, громко.

зи КУ РИ
зо КО РЫ
ША ЗЫ МА

Себя он раскрывает, Тебя он закрывает. Только дождик пройдет — Сделает наоборот.

(Зонт)

• Обратить внимание на стечение согласных в слове ЗОНТ.

Растет на суше, Голова из плюша.

(Рогоз)

• Отгадку сопровождать иллюстративным материалом.

Из слогов составить отгадку (ЗИМА) и слова: ЗАНОЗА, РОЗА, ЗИНА, ЛИЗА.

Загадка

Кто, угадай-ка, Седая хозяйка: Тряхнет перинки —-Над миром пушинки.

(Зима)

Ни ведерка, ни кисти, ни рук, А побелит все крыши вокруг.

(Зима)

Дополнительный материал:Игра «Гости».

— Представьте, что скоро у вас день рождения. Надо еще многое купить (МАСЛО, МОЛОКО, СЫР, РИС, СОК, САЛО), сварить СУП, испечь ТОРТ, приготовить МОРС.

• Каждый ребенок получает задание составить одно слово.

8. Фонетическая игра «Назови слово».

Дидактическая задача.Пополнять активный словарь детей, развивать сообразительность.

Содержание.Воспитатель поочередно бросает мяч, называя слова, начинающиеся с твердого согласного. Ребенок, бросая мяч обратно воспитателю, называет созвучное слово, начинающееся с парного мягкого согласного звука.



7. Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Из букв составить отгадки на загадки:

нос воз

нес вёз


мать мять
вол вёл
мал мял
рад ряд
лук люк
вазы вязы
Тома Тема

9. Итоги занятия.

КОНСПЕКТ 32

Тема. Сопоставление звуков 3 и С.

1. Артикуляционная разминка. Отработка дикции, трениров­
ка регулирования дыхания.

— Произнесите на одном дыхании.

Вдох — СИ—СЭ—СА—СО—СУ—СЫ — выдох. Вдох — ЗИ—ЗЭ—ЗА—30—ЗУ—ЗЫ — выдох.

• Сочетания звуков нужно произносить в различном темпе,
усиливая и ослабляя, повышая и понижая голос в процессе
упражнений.

Ч и с т о г о в о р к а:

[В семеро саней] по семеро в сани уселися сами.

• Произносится с постепенным ускорением темпа, полностью
или в сокращенном варианте.

2. Анализ звуков С и 3 в сравнении.

Воспитатель произносит звук С, потом плавно переходит на звук 3.

— Давайте сравним эти звуки. С — тихий звук, голос
«спит».

• Дети убеждаются в этом, приложив тыльную сторону ла­
дони к шее спереди. (Горло — «домик» голоса.)

3 — громкий звук, голос «проснулся», звонко поет песенки.

Загадки:

С глухим траву она срезает,

Со звонким и листочки объедает.

(Коса, коза)

• Сравнение слов КОСА И КОЗА.

Кто с бородой родился?

(Козел)

Не усат, а бородат

И сердит на ребят,

Но не дедушка он все же,

Угадайте, дети, кто же?

(Козел)

Весь день поет,

Траву стрижет.

А как ночь придет,

Она спать идет.

А иногда разойдется —

И ночью не уймется.

(Коса)

• Показать многозначность слова коса.
Пословица. Что с воза упало, то пропало.

Чтение рассказа К.Д.Ушинского КОЗЕЛ

Идет козел мохнатый, идет бородатый, рожищами помахива­ет, бородищей потряхивает, копытками постукивает; идет, блеет, коз и козляток зовет. А козочки с козлятками в сад ушли, травку щиплют, кору гложут, молодые прищепы портят, молочко деткам ' копят; а козлятки, малые ребятки, молочка насосались, на забор взобрались, рожками передрались.

Погоди, ужо придет бородатый хозяин, всем вам порядок даст!

• Объяснить выражение «прищепы портят»*.

* Прищеп — расщепленное место в растении, куда вставляют черенок для прививки.







МОРОЗЫ РОЗЫ РОСЫ УЗОРЫ
СЫРЫ ЗАНОЗЫ носы НОРЫ

3. Чтение слоговой таблицы и слов.

МО зо РЫ
У РО сы
но ЗА зы

Физкультминутка

Сам, сам самолет.

Два хлопка, руки в стороны.

Тут и там самолет.

Два хлопка, руки в стороны.

Летит самолет близко, далеко.

Руки к груди, в стороны, вперед.

Летит самолет низко, высоко.

Руки в стороны, присесть; встать, руки вверх.

4. Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Из букв составить слова: РОЗЫ, РОСЫ, УЗОРЫ. — Какое слово «спряталось» в слове росы?

• ОСЫ; если буквы переставить, получится СЫРО. Из слогов составить отгадки на загадки:

Отгадай загадку: кто мы? В ясный день сидим мы дома, Если дождь — у нас работа — Топать-шлепать по болотам.

(Калоши)

Все лето стояли, Зимы ожидали. Дождались поры — Помчались с горы.

(Сани)

Ни огня, ни света, а огнем блестит.

(Золото)

5. Игра «Кто увидит больше всех?»

Дидактическая задача.Развивать наблюдательность и связ­ную речь.

Оборудование.Любая репродукция с картины (например: В.Васнецов: «Аленушка», «Богатыри», «Иван-царевич на сером волке». Можно использовать пейзажи, натюрморты).

Содержание.Воспитатель вывешивает перед детьми картину и предлагает рассказать, что на ней изображено. Плохо расска­зывающие дети могут назвать два-три главных предмета. Дети. с большим запасом слов называют предмет, его действия или состояние. Игра продолжается, пока не будет названо все су­щественное.

Вариант. Дети рассматривают картину, затем она убира­ется. Ребята должны по памяти рассказать, что на ней изобра­жено. Для контроля картина вывешивается еще раз.

6. Итоги занятия.

КОНСПЕКТ 33

Тема.Звук В (В'), буква В.

1. Характеристика звука. В — звонкий согласный звук; между
нижней губой и верхними зубами выходит струя воздуха.

2. Место звука в словах в двух позициях — в начале и в
середине слова. Если же этот звук в конце слова, то он обычно
слышится как Ф. Нужно изменить слово так, чтобы этот звук
слышался четко (например: Петров — Петровы).

В начале слова: вата, волк, Вера, Ваня, ванна, веник, ведро. В середине слова: павлин, сова, сверлить, соловушка, повид­ло, наверх, мавзолей.

3. Чтение стихотворения на восприятие.

Взмокший вол

С поклажей воз

По дороге вязкой вез.

Вдруг воробышек-пострел

4-4210





СОРОКА СОВА
ВОВА ВОЛОСЫ
ВОРОНА КОСЫ
СОВЫ КОРОВА
ВЫСОТА РОСЫ

На верхушку воза сел.

Воз качнулся, скрипнул, стал.

Вол, вздохнув, без сил упал.

• Интонационно звук В (В') выделяется, детям предлагается назвать слова с данным звуком.

Играна определение звука в словах.

Один из детей держит карточки с изображениями различных предметов. Когда он показывает карточку, где изображен пред­мет, в названии которого есть звук В (В'), дети должны хлопнуть в ладоши; если в названии нет этого звука — руки на колени.

4. Анализ буквы В.

Спать отправились подружки,

Взяли пышные подушки.

«Р» — одну, а буква «В» — две.

Вот ведь горе у старушки: На очках сломались дужки!

(Буква В)

Ш Показать очки в вертикальном положении. Затем дети рас­сматривают букву В; уточняется, из каких элементов она состоит. «Прописывают» ее в воздухе.

5. Анализ предложения, которое дети составляют на флане-
леграфе из букв большого формата.

У МАМЫ ВИЛЫ. Задание: а) выделить короткое слово «У»;

б) определить количество слов;

в) меняя знак в конце предложения, произнести его с соот­
ветствующей интонацией;

г) составить схему:

6. Чтение слогов с договариванием до целого слова.

ВА...ВАта

ВУ...зоВУ

ВО...ВОва, ВОлосы

ВЫ...соВЫ

7. Коллективное чтение слоговой таблицы и слов в темпе,
заданном воспитателем.


соу ВЫ ВО
сыу РО лоА
НА У ТА КА
КО^ ВА РО

Физкультминутка

Утром дети в лес пошли

Шаги с высоким подниманием ног.

И в лесу грибы нашли.

Равномерные приседания.

Наклонялись, собирали —

Наклоны вперед.

По дороге растеряли!

Ритмичное разведение рук в стороны.

8. Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Составить отгадки на загадки. Из букв:

Кто ест сено без рта тремя зубами?

(Вилы)

По морю идет, До берега дойдет, Тут и пропадет.

(Волна)

На овчарку он похож. Что ни зуб — то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть.

(Волк)

Из слогов:

На одной горе много травы, Да скот эту траву не ест.






Не сеют, не сажают, А сами вырастают.

Носить могу, а сосчитать — нет.

(Волосы)

Окраской — сероватая, Повадкой — вороватая, Крикунья хрипловатая, Известная персона. Кто она?..

(Ворона)

Загадка-шутка:

Что будет делать ворона, прожив три года?

(Жить четвертый год) 9. Игра «Звук заблудился».

На глазах у детворы Красят крысу маляры.

• «Заблудился» звук Ш: крысу — крышу. 11. Итоги занятия.

КОНСПЕКТ 34

\ Тема. Закрепление согласного звука В (В'), буквы В.

1. Артикуляционная разминка.

Поговорка. В огороде бузина, а в Киеве дядька.

Ш Полная бессмыслица, чепуха в речи, рассуждении. Скороговорка. Сидели, свистели семь свиристелей.

• Произносится 3—4 раза в возрастающем темпе. Каждое слово произносится четко, с соблюдением общепринятых норм произношения.

2. Чтение слогов по магнитной азбуке с договариванием до
целого слова.


ВА...ВАля ВО...ВОва ВУ...зоВУ ВИ...ВИтя

ЗА...ЗАмок ЗО...ЗОренька ЗУ...ЗУбы ЗИ...ЗИна

3. Чтение трехбуквенных слов, составленных из букв большой
разрезной азбуки.

ВОЗ СОН ВАР СУК ЗОВ НОС ВОР СОК ПУХ ЛИЛ ВОЛ ЛУК ПЫХ ПИЛ РОВ ЛАК

• Сделать вдох спокойно, неслышно, через нос — и произнести
столбик слов на одном выдохе.

• Читать можно коллективно, выборочно: только девочки,
только мальчики; или первый ряд, второй ряд и т.д. Из
некоторых слов составляются предложения. Ответы детей
обязательно поощряются.

4. Игра «Составим из букв предложение».
Содержание. Детям раздаются буквы предложения У Вали

ваза. Затем каждый выставляет на фланелеграфе нужную букву. Дети осваивают процедуру проговаривания: У (пауза) ВАЛИ (пауза) ВАЗА.

• В конце повествовательного предложения голос понижает­
ся. Звуки сливаются плавно, каждая буква четко проговари­
вается.

Отмечаются следующие особенности:

а) большая буква в начале предложения;

б) большая буква в начале имени;

в) точка в конце предложения.

Физкультминутка

— Давайте, дети, поиграем на пианино, поколем дрова, по­пилим их, а потом поплаваем и покатаемся на велосипеде.

Девочки и мальчики Прыгают как мячики. Ножками топочут, Ручками хлопочут.

Выполняются соответствующие имитирующие движения.





5. Индивидуальная работа по разрезным азбукам. — Скоро, ребята, мы поедем на да*чу, и нам понадобятся: ЛОМ ЛОПАТА ВИЛЫ МОЛОТОК

• Из букв составляются эти слова.

Игра «Какие слова «спрятались» в буквах?» На фланелеграфе расставлены буквы:

А С В

Р О

Надо составить из данных букв как можно больше слов. (Буквы используются выборочно.) Примеры:

ОСА РОВ

СОВА СОР

РОСА ВОРС

Из слогов составить отгадки на загадки:

Чего нет в России, Найдется в Москве, Нет в Петербурге, А видно в Неве.

(Буква В)

• Интонационно звук В выделяется.

Я землю копала — Ничуть не устала. А кто мной копал, Тот и устал.

(Лопата)

Рядом с дворником шагаю, Разгребаю снег кругом. И ребятам помогаю Делать гору, строить дом.

(Лопата)

Игра «Кто звонил?»

Составить из слогов имена: Вова, Вика, Саша, Маша, Миша, Кира и т. д;

Загадка-шутка

Что за обедом всего нужнее?

(Рот)

6. Чтение карточек.

7. Лексическая игра «Скажи в рифму».
Дидактическая задача.Учить подбирать пары рифмующихся

слов; развивать поэтический слух. Примеры слов:

ДОЧКА БОЧКА ПОЧКА ТОЧКА

РЕЧКА БАЛКА ДОМ

ПЕЧКА ПАЛКА СОМ

СВЕЧКА ГАЛКА КОМ

ОВЕЧКА ЛОМ

4. Итоги занятия.

КОНСПЕКТ 35

Тема.Согласный звук Ж, буква Ж.

1. Артикуляционная разминка.

• Используется потешка с дифференцирующими звуками и словами с этими звуками.

Жа — за, жа — за — идет жадная коза; Зы — жи, зы — жи — дядя делает ножи; Зу — жу, зу — жу — молоко даем ежу.

2. Характеристика звука Ж. Это звонкий согласный, еще он
называется шипящим. Всегда произносится твердо; у него нет
мягкой пары, как и у звука Ш.

— Приложите руку к шее, скажите долго: «ж-ж-ж...» Что делает голосок: спит или песни поет? Громко он песни поет или тихо?

• Голосок поет песни так громко, что стенки «домика» дро­
жат.

Кто так жужжит? Чья это песенка?

• Жуки, пчелы, мухи.

3. Место звука Ж в словах (в начале и середине слова; слова с этим звуком на конце не предлагаются, так как в конце слова он оглушается).

• Примеры приводят дети. Можно использовать предметные
картинки любой тематики.





В начале слова: ЖУК, ЖАБА, ЖЕЛУДИ, ЖАКЕТ, ЖУ­РАВЛЬ, ЖЕРЕБЕНОК, ЖИРАФ.

В середине слова: ФЛАЖОК, ХУДОЖНИК, МЕДВЕЖОНОК, СНЕЖИНКА, КРЫЖОВНИК, НОЖНИЦЫ, ЛЫЖИ. 4. Анализ буквы Ж.

Это — Ж, а это — К, Целый жук и пол жука.

• Сравниваются буквы Ж и К.

Эта буква широка И похожа на жука. Да при этом, точно жук, Издает жужжащий звук: — Ж-ж-ж-ж!

Жужжат над лугом в жаркий день Кружащиеся пчелы, И шмель мохнатый, и слепень, И майский жук тяжелый.

Загадка

Жу-жу, жу-жу.

Я на ветке сижу, ^

Я на ветке сижу,

Букву Ж всегда твержу.

Зная твердо букву эту,

Я жужжу весной и летом.

(Жук)

Потешка

Затем коллективно составляется маленький рассказ про ежа. Подбираются однокоренные слова: ёж, ежовый, ёжицек, ежонок, ежище, ёжиться, ежата.

Физкультминутка

Жу — жу — жу.

Три хлопка.

На лужок хожу,

Шаги с высоким подниманием ног.

На жуков гляжу.

Присесть, ладони поднести к глазам.

Жу — жу — жу.

Три хлопка.

ЖАЛО ЛИЖУ ЖУКИ КОЖА ЛЫЖИ ЖИЛИ жилы

5. Чтение слоговой таблицы и слов.

ЖА КО
ЖУ ло
ЖИ ки
ЛЫ ли


Дедушка Ежок,

Не ходи на бережок:

Там растаял снежок,

Заливает лужок,

Ты промочишь ножки,

Красные сапожки!

Воспитатель выразительно читает потешку и показывает игрушку-ежа.

При повторном чтении дети показывают букву Ж, если она звучит в слове. Воспитатель интонационно выделяет звук.

• Темп регулирует воспитатель указкой.

6. Коллективное составление на фланелеграфе слова ЖУЖ­
ЖИТ.

• Обратить внимание на чтение слова с удвоенной согласной.

Затем дети составляют предложение, распространяют его и «прошагивают».

7. Индивидуальная работа по разрезным азбукам.
Из букв составить отгадку на загадку:





Это кто там лентой черной К ручейку скользит проворно? Сквозь кусты пробрался ловко. А на маленькой головке (Все об этом знать должны) Пятна желтые видны. Ключевой водой умылся, В мураве зеленой скрылся. И пополз в лесную глушь, Не пугайся, это...

(Уж) Уж — ужи

Ш Показать картинку с изображением ужа и гадюки. Сравнить их. Рассказать о пользе ужа.

Сама не ем, а людей кормлю.

(Ложка)

Из слогов составить слова: ЛЫЖИ, САЖА, ЛУЖИ, ЖОРА.

8. Чтение карточек.

9. Игра «Жуки».

Содержание. Дети изображают жуков: сидят в своих «доми­ках» (на стульях) и говорят:

«Я — жук, я — жук, я тут живу. Жужжу, жужжу!»

По сигналу воспитателя жуки летят на поляну. Там они летают, греются на солнышке и жужжат. По сигналу «дождик» летят в домики (на стулья).

10. Итоги занятия.

КОНСПЕКТ 36

Тема. Закрепление звука Ж, буквы Ж. Сопоставление Ж Ш.; ЖИ — ШИ.

1. Артикуляционная гимнастика.

Скороговорки

Лежебока рыжий кот Отлежал себе живот.

Мой бумажный журавленок, В синем небе не шали. Чтоб тебя, мой журавленок, Не прогнали журавли.

• Скороговорка произносится сначала медленно, плавно, затем
темп ускоряется. Она произносится как индивидуально, так
и хором.

2. Анализ звука Ж. Сопоставление Ж — Ш.

— Когда мы произносим звук Ж, губы округлены и
немного выдвинуты вперед, язык широкий, поднят к бугор­
кам за верхними зубами; струя воздуха, выходящая изо -рта,

теплая.

— Вспомним, как шипит воздух, когда выходит из шара. Что
делал голосок, когда мы произносили звук Ш?

• Голос «спал», в «домике» было тихо. Дети прикладывают
ладонь к горлу тыльной стороной и убеждаются еще раз, что
голосок «спит».

Аналогичная работа — со звуком Ж. (См. конспект 35.)

3. Звуковой анализ слова СНЕЖИНКА. (Букву Е еще не
проходили, но при анализе слова не заостряем внимание на ней.)

Загадка

С неба звезды падают,

Лягут на поля.

Пусть под ними скроется

Черная земля.

Много-много звездочек

Тонких, как стекло; Звездочки холодные,

А земле тепло!

(Снежинки)

• Рассказать о значении снега.

— Сколько слогов в этом слове? Составить схему слова, предложение с ним. 4. Коллективное чтение слоговой таблицы и слов, составлен­ных из слогов.





ЖАР КО У
ЖАК НО во
ЖАЛ ЛЫ ЖА
ВОЖ ЛУ > ЖИ

КОЖА ЛЫЖИ
ЛУЖА ВОЖАК
КОЖИ УЖИ
ЖАРКО ВОЖЖИ
ЛУЖИ ножи
ЖАЛКО  

Содержание. Воспитатель показывает картинку, а дети долж­ны показать букву, с которой начинается название предмета, изображенного на картинке.

Оборудование. Предметные картинки у воспитателя; индиви­дуальные кассы букв у детей. (Слова подбираются только с пройденными буквами.)

7. Чтение карточек.

8. Итоги занятия.

КОНСПЕКТ 37



Физкультминутка

Листья желтые летят,

Ритмичные приседания со взмахами рук.
I
Под ногами шелестят. ^

Наклон вперед, руки к носкам.

5. Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Из букв составить отгадку на загадку:

Две курносые подружки Не отстали друг от дружки: Обе по снегу бегут, Обе песенки поют, Обе ленты на снегу Оставляют на бегу!

(Лыжи)

— Сейчас мы с вами будем волшебниками и будем совершать
всевозможные превращения. (Составление слов по подобию.)

— Как ЛЫЖИ превратились в ЛУЖИ?

• Дети меняют Ы на У. Читают новое слово.

ЖИР ЖУК НОЖ ЖАР СУК НОС ШАР ЛУК НЁС

КОЙСА САША ЖАРА КОСА САЖА ЖОРА КОЗА САМА ГОРА

6. Игра «Какая буква в начале слова?»

Наши рекомендации